город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2019 г. |
дело N А32-36363/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии заинтересованного лица Смирновой Н.Г. по доверенности от 15.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального органа Федеральной службы в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018 по делу N А32-36363/2018 (судья Лукки А.А.) по заявлению Территориального органа Федеральной службы в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Бальнеологический курорт "Мацеста" (холдинг) города Сочи" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - заявитель, административный орган, территориальный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью Бальнеологический курорт "Мацеста" (холдинг) города Сочи" (далее - общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 17.08.2018 N 283/18.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
По мнению апеллянта в данном случае следует исходить из нарушения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражениях, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы возражений, заявитель явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказов руководителя территориального органа от 05.07.2018 N П269/01/1-01/18 "О проведении плановой выездной проверки", от 14.08.2018 N П-337/01/1- 01/18 "О внесении изменений в приказ N П-269/01/1-01/18" в период с 19.07.2018 по 15.08.2018 при осуществлении плановой выездной проверки в отношении общества в целях выполнения плана контрольно-надзорных мероприятий территориального органа на 2018 год, размещённого на официальном сайте (http://23.reg.roszdravnadzor.ru), территориальным органом проведены мероприятия по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе в части контроля за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также осуществления лицензионного контроля медицинской деятельности.
При проведении проверки в отношении ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи", осуществляющего медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-23-01-012448 от 21.06.2018, были выявлены нарушения обязательных требований.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положением) установлены обязательные требования, которые лицензиат должен соблюдать при осуществлении медицинской деятельности, в том числе: пп. "д" п.4 - наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); пп. "а" п.5 - соблюдение порядков оказания медицинской помощи; пп. "б" п.5 - соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего - контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В процессе проведения плановой выездной проверки ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" были рассмотрены документы, обследованы помещения и оборудование.
Мероприятиями по контролю выявлены нарушения пп. "д" п. 4, пп. "а" и "б" п.5 Положения.
В нарушение ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пп. "д" п. 4 Положения - у работников, находящихся в штате медицинской организации и заключивших трудовые договоры, отсутствует необходимое высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста, а именно:
- в амбулаторно-поликлиническом отделении, которое является структурным подразделением ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" и расположено по адресу: 354024, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, переулок Лечебный, д. 4/7, в должности врача - терапевта работает Михайлов Александр Геннадьевич (Трудовой договор от 27.02.2001 б/н и дополнительные соглашения к нему), который не имеет соответствующей профессиональной подготовки по специальности "Терапия".
Комиссии представлены следующие документы (в копиях) о профессиональной подготовке указанного специалиста: диплом KB N 361318 от 29.06.1983 на имя Михайлова Александра Геннадьевича об окончании Новосибирского государственного медицинского института по специальности "Лечебное дело"; удостоверение от 29.07.1985 N 40 о его подготовке в клинической ординатуре при институте терапии Сибирского отделения АМН СССР по специальности "Кардиология"; свидетельство о повышении квалификации N 21464 в Российском государственном медицинском университете по специальности "Терапия" в объеме 216 часов от 17.11.2002; удостоверение о повышении квалификации N 002304000000607 от 31.08.2016 и сертификат специалиста от 30.08.2016 по специальности "Терапия"; диплом о профессиональной переподготовке по специальности "Физиотерапия" ПП N 0018617 от 30.08.2016. Сертификат специалиста на имя Михайлова Александра Геннадьевича по специальности "Физиотерапия" комиссии не представлен.
Приказами Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н и Минздрава России от 08.10.2015 N 707н установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Терапия" или профессиональная переподготовка по специальности "Терапия" при наличии подготовки в ординатуре по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)".
Приказом Минздрава РФ от 27.08.1999 N 337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", действовавшим при освоении в 2002 году специальности "Терапия", был установлен необходимый объем подготовки специалистов через обучение в интернатуре или ординатуре.
Согласно вышеперечисленным приказам условием соответствия профессиональной подготовки по специальности "Терапия" является обязательное наличие первичной подготовки (интернатуры/ординатуры) по специальности "Терапия".
Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" предусматривает легализацию права на профессиональную деятельность по специальности для работников, имеющих высшее медицинское образование, не соответствующее указанным Квалификационным требованиям, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности 10 лет и более, путем обучения по программам дополнительного профессионального образования.
Однако согласно представленной копии трудовой книжки (АТ-Ш N 7676080) стаж работы Михайлова Александра Геннадиевича в должности врача-терапевта исчисляется с 01.05.2009, то есть составляет менее 10 лет.
Таким образом, Михайлов Александр Геннадьевич не имеет 10 летнего непрерывного стажа по специальности Терапия".
Факт осуществления медицинской деятельности Михайлова Александра Геннадиевича по специальности "Терапия" и "Физиотерапия" подтверждается его пояснениями, выполненными записями в медицинской документации (Амбулаторная карта N 2554 на имя Я., Амбулаторная карта N 2302 на имя Б., Амбулаторная карта N 2328 на имя Ф.).
В амбулаторно-поликлиническом отделении, которое является структурным подразделением ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" и расположено по адресу: 354024, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, переулок Лечебный, д. 4/7 в должности медицинской сестры по массажу работает Вагаршакян Валерий Вагаршакович (Трудовой договор от 14.12.2000 б/н и дополнительные соглашения к нему), который не имеет соответствующей профессиональной подготовки по специальности "Медицинский массаж".
Документ, подтверждающий наличие у Вагаршакяна Валерия Вагаршаковича специализации по данной специальности в объеме 288 часов отсутствует.
Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" предусмотрена должность "Медицинская сестра по массажу".
Для занятия должности медицинская сестра по массажу согласно приказу от 05.06.1998 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" необходимо прохождение специализации по указанной специальности в объеме 288 часов, повышение квалификации 1 раз в 5 лет в объеме 144 часов. Наличие сертификата по указанной квалификации является обязательным.
В нарушение ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Порядка организации санаторно-курортного лечения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 г. N 279н в ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" не соблюдаются требования приказа N 279н, в частности:
- п.8 Порядка организации санаторно-курортного лечения: отсутствует взаимодействие врачей - специалистов при осуществлении санаторно-курортного лечения. Согласно записям в Амбулаторной карте N 1793 на имя В. при наличии у пациентки спондилопатии лечение назначается единолично врачом-физиотерапевтом Томиковой С.Д. без консультации врача-терапевта, врача-невролога и заключения врача функциональной диагностики. В Амбулаторной карте N 2079 на имя Ч. при наличии у пациентки остеохондроза лечение также назначается единолично врачом - физиотерапевтом Томиковой С.Д. без консультации врача-терапевта, врача-невролога и заключения врача функциональной диагностики;
- п.11 Порядка организации санаторно-курортного лечения: осуществляется прием в медицинскую организацию на санаторно-курортное лечение без санаторно - курортной карты, форма которой утверждена приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (Амбулаторная карта N 2079 на имя Ч., Амбулаторная карта N 1793 на имя В., Амбулаторная карта N 1877 на имя 3.);
- п.16 Порядка организации санаторно-курортного лечения: отсутствует постоянное наблюдение лечащим врачом санаторно-курортной организации за пациентом в период его нахождения в медицинской организации, а также контроль за изменениями состояния здоровья и результатами лечебного воздействия с выполнением соответствующей записи в медицинской документации (Амбулаторная карта N 2079 на имя Ч., Амбулаторная карта N 1793 на имя В., Амбулаторная карта N 1877 на имя 3.). В представленных амбулаторных картах санаторно-курортные карты отсутствуют. Записи врачей-специалистов, подтверждающие осмотр пациентов в динамике, с целью контроля за изменениями состояния здоровья и результатами лечебного воздействия, также отсутствуют;
- п. 21 Порядка организации санаторно-курортного лечения: по завершении санаторно - курортного лечения лицу, проходившему санаторно-курортное лечение, не выдается обратный талон санаторно-курортной карты (форма N 072/у), содержащий сведения о проведенном санаторно - курортном лечении, его эффективности, рекомендации по здоровому образу жизни, что подтверждается наличием обратного талона в медицинской документации пациента (Амбулаторная карта N 2205 на имя 3., Амбулаторная карта N1626 на имя Ю., Амбулаторная карта N2151 на имя С.).
Статьей 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды медицинских осмотров, в том числе предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, а также послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Порядок проведения предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" выявлены нарушения ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н.
ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-23-01-012448 от 21.06.2018, которой в рамках проведения медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз по адресу: 354024, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, переулок Лечебный, д. 4/7, разрешены виды работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В амбулаторно-поликлиническом отделении, которое является структурным подразделением ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" и расположено по адресу: 354024, Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, переулок Лечебный, д. 4/7, выделен кабинет (N 9) для осуществления предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, управляющих транспортными средствами, и являющимися сотрудниками как ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи", так и водителей транспортных средств других предприятий по договорам об оказании платных медицинских услуг (ООО "Нафто Газ-Сочи", ООО "СочиТизисПроект").
В нарушение п. 5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н послерейсовые медицинские осмотры по окончании рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников медицинскими работниками в ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" не проводятся, что подтверждается записями в соответствующих журналах, в которых отсутствуют сведения о проведенных послерейсовых медицинских осмотрах, и объяснительной медицинской сестры - Акимовой Р.В.
В нарушение п. 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров результаты проведенных медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров, в котором не указывается следующая информация: имя и отчество работника; дата рождения работника; пол работника; расшифровка подписи медицинского работника, проводившего медицинский осмотр; подпись работника.
Результаты проведенных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств иных предприятий (ООО "Нафто Газ-Сочи", ООО "СочиТизисПроект"), осмотр которых был проведен медицинским работником ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" по договорам, вносятся в отдельные Журналы, при этом в них не отражается следующая информация: имя и отчество работника; дата рождения работника; результаты осмотра и исследований - наличие или отсутствие жалоб, данные визуального осмотра, в том числе видимых слизистых и кожных покровов, результаты общей термометрии и исследования пульса, а также данных о выявлении признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), об остаточных явлениях опьянений, включая данные проведенных лабораторных и инструментальных исследований; подпись работника.
В нарушение п. 16 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра и вынесении заключения, на путевых листах осмотренных водителей транспортных средств, в том числе иных предприятий (ООО "Нафто Газ-Сочи", ООО "СочиТизисПроект"), медицинским работником ставится штамп "к рейсу допущен".
Вместе с тем, приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" определено, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен".
Зафиксированные нарушения свидетельствуют о нарушении ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" установленного Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Допущены нарушения п. 1 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 г. N 502н, пп. "б" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности свидетельствуют о не соблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" осуществляется в порядке, утвержденном приказом председателя правления N 141 от 29.12.2017 "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" (далее - внутренний контроль качества).
Внутренний контроль качества в ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" осуществляется на 3 уровнях: первый уровень контроля - заведующие отделениями медицинской службы Общества; второй уровень контроля - главный врач (начальник медицинской части); третий уровень - врачебная комиссия.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н.
Обществом представлен Приказ N 140 от 29.12.2017 "Об организации деятельности врачебной комиссии в ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи".
При анализе данного приказа выявлено несоблюдение требований п. 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н - в состав врачебной комиссии общества входит секретарь, который не является врачом (средний медицинский работник - главная медицинская сестра Четырина В.Г.).
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки N 252/18 от 15.08.2018.
Зафиксированные нарушения, по мнению административного органа, свидетельствуют о невыполнении ООО "БК "Мацеста" (холдинг) города Сочи" пп. "д" п.4, пп. "а" и "б" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
По результатам проверки административный орган пришел к выводу о том, что обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем в отношении общества, в отсутствии законного представителя общества (надлежащим образом извещенного), составлен протокол об административном правонарушении от 17.08.2018 N 283/18.
Материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в Арбитражный суд Краснодарского края для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, то есть комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций.
На основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие: у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы"; у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием); у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица: намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов"; намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека"; намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Из пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" следует, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что юридическое лицо нарушило подпункт "б, д" пункта 4, подпункт "а" и "б" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Указанный факт подтверждается материалами дела об административном правонарушении, документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, обществом в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях юридического лица установлено наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем, судом установлено, что срок привлечения общества к административной ответственности истек.
Как указано в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения указанных в статье, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вменяемое обществу административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, по своей правовой природе является длящимся правонарушением, следовательно, судебный акт по делу об административном правонарушении может быть вынесен не позднее трех месяцев с момента обнаружения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В данном случае суд пришел к выводу, что административное правонарушение, квалифицированное в протоколе об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, обнаружено административным органом не позднее 15.08.2018, поскольку указанная дата является датой окончания проверки, проведенной в отношении общества.
Следовательно, общество могло быть привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не позднее - 15.11.2018.
Таким образом, к моменту рассмотрения дела истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Доводы административного органа о том, что в данном случае следует исходить из нарушения законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в связи с чем, срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения правонарушения, несостоятелен, так как общество привлекалось к ответственности за нарушение лицензионных требований.
Принимая во внимание, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018 по делу N А32-36363/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.