г. Владивосток |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А24-5499/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-9767/2018
на решение от 06.11.2018
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-5499/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668,ОГРН 1024101024078) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470) от 24.08.2018 по делу N 21-05/14-2018Р третье лицо Руденко Алексей Анатольевич
при участии:
от ПАО "Камчатскэнерго" - Галин С.А., доверенность от 01.01.2019 г. N КЭ-18-18-19/10Д, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, Руденко Алексея Анатольевича представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Управление, антимонопольный орган) от 24.08.2018 по делу N 21-05/14-2018Р.
Определением суда от 15.10.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Руденко Алексей Анатольевич (далее - третье лицо, Руденко А.А.).
Решением суда от 06.11.2018 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение и предписание признаны недействительными как несоответствующие Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В доводах жалобы указывает на то, что, по мнению Управления, указание в платежном документе о возможности оплаты коммунальных услуг в определенных местах является рекламой, направленной на привлечение внимания потребителя к соответствующей услуге, оказываемой ПАО "Сбербанк", МАУ "РКЦ", Почтой России, ИП Заниным, ИП Ромовым, ООО "7СОТ", АККА "Камчаткомагропромбанк", ЗАО "Муниципальный Камчатпрофитбанк", ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк".
Ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 301-КГ17-15501, Управление указывает, что отражение в платежном документе, в том числе и на его оборотной стороне, иной, не предусмотренной пунктом 69 Правил N 354 информации, допускается при условии наличия соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг. Включение в платежные документы рекламы без соблюдения данных требований является нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Представитель общества в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания явку своего представителя также не обеспечило, отношение к жалобе не выразило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела судом установлено следующее.
16.04.2018 в Камчатское УФАС России поступило обращение гражданина Руденко А.А., зарегистрированное за вх. N 1505, в котором гражданин указывает, что в платежном документе ПАО "Камчатскэнерго" содержится информация об оплате в филиале ПАО "Сбербанк" и Сбербанк ОнЛ@йн без комиссии, кассах Энергосбыт, кассах МАУ РКЦ, отделениях Почта России, терминал ИП Занин, ИП Трусов, ООО 7 СОТ, АККА Камчатагропромбынк, ЗАО Муниципальный Камчатпрофитбанк, ПАО Азиатско-Тихоокеанский банк, которая является рекламой, несоответствующей пункту 69 Правил N 354.
Установив, что спорная реклама не соответствует требованиям законодательства о рекламе, антимонопольный орган определением от 09.06.2018 возбудил производство по делу N 21-05/14-2018Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
24.08.2018 комиссией Камчатского УФАС России принято решение по делу N 21-05/14-2018Р, которым распространяемая ПАО "Камчатскэнерго" на платежном документе за март 2018 года (отопление, получатель платежа ПАО "Камчатскэнерго", ул. Труда, 27, г. Петропавловск-Камчатский) реклама следующего содержания: "Оплата в филиалах ПАО "Сбербанк" и Сбербанк Онлайн без комиссии, кассах "Энергосбыт", кассах МАУ "РКЦ", отделениях Почты России, терминалах ИП Занин, ИП Трусов, ООО "7 СОТ", АККА "Камчаткомагропромбанк", ЗАО "Муниципальный Камчатпрофитбанк", ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк", признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).
Во исполнение решения антимонопольного органа от 24.08.2018 по делу N 21-05/14-2018Р ПАО "Камчатскэнерго" выдано предписание от 24.08.2018, в соответствии с которым на общество в срок до 14.09.2018 возложена обязанность прекратить нарушение части 11 статьи 5 Закона о рекламе, а именно распространение на платежных документах (отопление, получатель платежа ПАО "Камчатскэнерго", ул. Труда, 27, г. Петропавловск-Камчатский) рекламы следующего содержания: "Оплата в филиалах ПАО "Сбербанк" и Сбербанк Онлайн без комиссии, кассах "Энергосбыт", кассах МАУ "РКЦ", отделениях Почты России, терминалах ИП Занин, ИП Трусов, ООО "7 СОТ", АККА "Камчаткомагропромбанк", ЗАО "Муниципальный Камчатпрофитбанк", ПАО "Азиатско-Тихоокеанский банк".
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием от 24.08.2018 по делу N 21-05/14-2018Р, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются данным законом, а также иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, принятыми в соответствии с названным законом.
В соответствии со статьей 3 названного Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, как верно указали суды, в пункте 69 Правил N 354 предусмотрен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы. Отражение в платежном документе, в том числе и на его оборотной стороне, иной, не предусмотренной данным пунктом информации, допускается при условии наличия соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг (собственниками помещений многоквартирного дома). Включение в платежные документы рекламы без соблюдения данных требований является нарушением части 11 статьи 5 Закона о рекламе.
В то же время, в силу абзаца 5 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58) не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" предусмотрено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Из содержания платежного документа об оплате коммунальной услуги, оказываемой ПАО "Камчатскэнерго" следует, что ее оплата возможна в филиале ПАО "Сбербанк" и Сбербанк ОнЛ@йн без комиссии, кассах Энергосбыт, кассах МАУ РКЦ, отделениях Почта России, терминал ИП Занин, ИП Трусов, ООО 7 СОТ, АККА Камчатагропромбынк, ЗАО Муниципальный Камчатпрофитбанк, ПАО Азиатско-Тихоокеанский банк. Таким образом, таковая информация (доведение до потребителя информации о способах оплаты) не является рекламой, поскольку наименование (коммерческого обозначения) организаций в месте их нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг (оплаты), не преследует целей, связанных с рекламой.
Установив совокупность вышеназванных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что антимонопольный орган не доказал факт наличия в действиях общества вмененных нарушений законодательства о рекламе, вследствие чего правомерно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение и предписание от 24.08.2018 по делу N 21-05/14-2018Р недействительными.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа фактически являются повторением позиции, изложенной им при рассмотрении дела судом первой инстанции, были подробно рассмотрены судом, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.11.2018 по делу N А24-5499/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5499/2018
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: Руденко Алексей Анатольевич