г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А56-93119/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хафизовой Э.Р.
при участии:
от истца (заявителя): Киреева Ю.М. по доверенности от 10.01.2017
от ответчика (должника): Ефимчук Л.В. по доверенности от 26.12.2018,
Мякишева С.Н. по служебному удостоверению
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34594/2018) Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2018 по делу N А56-93119/2018 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению ООО "НУР"
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НУР" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и об отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 10.07.2018 N Ю78-05-08/1557 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 04.10.2018 постановление Управления от 10.07.2018 N Ю78-05-08/1557 признано судом незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители Управления доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением по результатам внеплановой выездной проверки, установлено, что 10.07.2018 в 17 часов 00 минут ООО "НУР" осуществляло деятельность в оптовом складе по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Мосина, д. 61, лит. А, являющийся поставщиком молочной продукции в детские учреждения, в предприятия социальной сферы, в лечебные учреждения, комбинаты социального питания г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области поставляет в заведения молочную продукцию не соответствующую гигиеническим показателям, а именно: по результатам лабораторных исследований проба продукции: сметана массовая доля жира 15% изготовитель ООО "Северный молочный завод", г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 78, лит. А, дата выработки 12.05.2018 содержит жиры растительного происхождения, что не соответствует требованиям ТРТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ТРТС 022/2011/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" и подтверждается экспертным заключением N 78.01.05ф-08.000/3931 от 29.05.2018 года; сметана массовая доля жира 15% изготовитель ООО "Северный молочный завод", г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 78, лит. А, дата выработки 02.06.2018 включительно обнаружены превышения по микробиологическим показателям: БГКП (обнаружены при величине допустимого уровня - не допускается), плесени (150 КОЕ/г. при величине допустимого уровня 100 КОЕ/г), что не соответствует требованиям ТРТС 021/2011 "О безопасности молока и молочной продукции", ТРТС 033/2013 ""О безопасности молока и молочной продукции"" по микробиологическим показателям что подтверждается экспертным заключением N 78.01.058ф-08.000/4812 от 15.06.2018; сырок глазированный с заменителем молочного жира и ванилином изготовитель ООО "Торгово-производственная компания "Вердовский молочный завод", Рязанская обл., р.п. Сапаи, ул. Чкалова д. 46, дата выработки 30.04.2018 включительно обнаружены включительно обнаружены превышения по микробиологическим показателям (обнаружены при величине допустимого уровня - не допускается), дрожжи (200 КОЕ/г при величине допустимого уровня 100 КОЕ/г) филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.07.2017 N 78-05-08/427.
Управлением 03.07.2018 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N Ю 78-05-08/427, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 10.07.2018 N Ю 78-05-08/1557 Общество привлечено к административной ответственности, согласно вмененной квалификации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции постановление Управления признал незаконным и отменил, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В статье 11 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 (далее - Закон N 52-ФЗ от 30.03.1999) содержатся единые требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам по осуществлению производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу статьи 32 Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг должен осуществляться производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условий труда. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4, 14.1 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" санитарные правила СП 2.3.6.1066-01 распространяются на индивидуальных предпринимателей, а также строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления).
В организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль, который обеспечивается, наряду с соблюдением санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей, руководителем организации.
Из п. 1.3 санитарных правил СП 1.1.1058-01 следует, что санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Понятие "производственный контроль" определено Санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01" (пункт 1.4).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (пункт 1.5).
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (пункт 2.2).
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3).
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами (пункт 2.6).
Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели (пункт 2.7).
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться действующими санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования.
В организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01.1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) утверждены правила организации и проведения производственного контроля.
Пункт 4.1 данных правил устанавливает перечень объектов, в отношении которых должен осуществляться производственный контроль с применением лабораторных исследований и испытаний.
К таким объектам относятся:
а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов).
Производственный контроль включает лабораторные исследования и испытания факторов производственной среды (физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное); электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ; электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы; электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы; аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД); химические факторы: смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа, вредные вещества с остронаправленным механизмом действия, вредные вещества 1-4 классов опасности; биологический фактор).
Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды может быть сокращена, но не более чем в два раза по сравнению с нормируемыми показателями на промышленных предприятиях (промышленных объектах) в случаях, если на них не отмечается в течение ряда лет, но не менее 5 лет, превышений ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-оздоровительных мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и высокого уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, вредных веществ 1-4 классов опасности и случаев изменения технологии производства);
б) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений.
При осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод;
в) объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах);
г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность.
При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.
Таким образом, четко установлено, на каких объектах и в каком объеме осуществляется производственный контроль с применением лабораторных исследований.
Как подтверждается материалами дела, Общество вышеперечисленными объектами не располагает, деятельность заявителя к таким объектам не отнесена.
Судом установлено, что Общество является покупателем продукции, приобретаемой у поставщиков. Так, сметана, массовая доля жира 15%, изготовитель ООО "Северный молочный завод" поставляется Обществу от ООО "Торговый Дом "Ладога Продукт". Партии поступили от поставщика по универсальным передаточным документам N 207 от 15.05.2018 и N 239 от 05.08.2018, декларация о соответствии ЕАЭС М RU Д-Яи.АГ61.ВЛ3200 от 29.12.2016 сырок глазированный, изготовитель ООО "Торгово-производственная компания "Вердовский молочный завод" поставляется Обществу от ООО "ТД "Молочный мир СП-б". Партия товара 6 кг поступила от поставщика но товарной накладной N 2801 от 14.05.2018, декларация о соответствии ТС N RU Д-1Щ.АА79.В.00544 от 19.11.2015.
Указанные товары получены от поставщиков вместе с сопроводительной документацией, в частности, с документами о соответствии товаров техническим регламентам и ГОСТам, оформленными надлежащим образом и не вызывающими сомнений в их достоверности и подлинности.
Все выявленные в результате лабораторных исследований несоответствия продукции требованиям технических регламентов фактически были допущены на стадии технологического процесса при изготовлении продукции лицом (субъектом, изготовителем) ответственным за выпуск продукции соответствующей требованиям технических регламентов, в чьи обязанности входит обеспечение соблюдения требований технических регламентов или обязательных требований к продукции при ее выпуске.
Поскольку Общество является предприятием оптовой торговли (код ОКВЭД-2 46,90), не осуществляет виды деятельности, для которых установлено требование о проведении лабораторных испытаний и не располагает объектами, перечисленными в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, оно не может быть признано виновным в не проведении проверки качества и безопасности товара, а также ему не может быть вменена ответственность за продажу несоответствующих техническим регламентам товаров, поступающих от поставщиков, поскольку Общество в силу закона не осуществляет производственный контроль с применением лабораторных исследований и руководствуется только товаросопроводительными документами, поступающими от поставщиков.
Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2015 N 304-КГ15-1886 по делу NА45-22421/2013.
Исходя из приведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2018 по делу N А56-93119/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93119/2018
Истец: ООО "НУР"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах