г. Чита |
|
13 февраля 2019 г. |
дело N А58-6473/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2018 года по делу N А58-6473/2018 по заявлению гаражно-строительного кооператива "Коммунальник" (ОГРН 1111435002140, ИНН 1435238762) к Министерству имущественных земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592) о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 15.06.2018 NИ-014-6207,
(суд первой инстанции: судья Кайдаш Н.И.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
гаражно-строительный кооператив "Коммунальник" (далее - заявитель, кооператив, ГСК "Коммунальник") обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству имущественных земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство) с заявлением о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 15.06.2018 N И-014-6207, в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Автострада 50 лет Октября, ГСК "Коммунальник", площадью 1520 кв.м с кадастровым номером 14:36:000000:13268, об обязании повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, кооператив обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, приятого с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, по доводам, изложенным в жалобах.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако кооператив и Министерство явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГСК "Коммунальник" в соответствии с договором аренды N 09-1/2012-1055 от 19.09.2012 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Автострада 50 лет Октября, ГСК "Коммунальник", общей площадью 1520 кв.м., предназначенного для строительства гаражей.
28.05.2018 кооператив обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов арендуемого земельного участка.
Письмом от 15.06.2018 N И-014-6207 Министерство сообщило о невозможности предоставления земельного участка, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке.
Полагая, что решение Министерства является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа, оформленного письмом правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ). При этом факт нарушения обжалованным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Основанием для обращения кооператива послужило исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 вышеназванного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьёй 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В заявлении о предоставлении земельного участка от 28.05.2018 заявитель просил предоставить в собственность без торгов земельный участок с кадастровым номером 14:36:101032:195 площадью 1520 кв.м., расположенный по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Автострада 50 лет Октября, ГСК "Коммунальник".
Согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Саха (Якутия) от 13.06.2018 N 14/001-088/2018-23115 сведения о земельном участке с кадастровым номером 14:36:101032:195 отсутствуют.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в собственности ГСК "Коммунальник" находится объект "гаражи (свайное поле)" с кадастровым номером 14:36:101036:271.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.07.2018 N 14/001/087/2018-23024 объект "гаражи (свайное поле)" с кадастровым номером 14:36:101036:271 расположен на земельном участке с кадастровым номером 14:36:000000:13268, с адресными характеристиками: РС (Я), г. Якутск, ул. Автострада 50 лет Октября, ГСК "Коммунальник".
Выпиской из ЕГРН на земельный участок подтверждается, что земельному участку с кадастровым номером 14:36:000000:13268 ранее был присвоен государственный учетный номер 14:36:101032:195.
Предметом гражданско-правового оборота в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации могут являться только сформированные земельные участки, то есть поставленные на кадастровый учёт земельные участки, площадь и границы которых определены в установленном законом порядке.
Правило части 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, следует понимать как допустимость продажи такого земельного участка, уникальные характеристики которого определены и внесены в государственный кадастр недвижимости, позволяют определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В силу части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
Следовательно, указанные кадастровые номера земельных участков являются неизменяемыми и неповторяющимися во времени и на территории Российской Федерации.
Заявителем подано заявление о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 14:36:101032:195, который не существовал в момент обращения и в силу закона не может быть объектом гражданских правоотношений.
Учитывая изложенное, Министерство не имело возможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность заявителя, на что и было указано в оспариваемом письме.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о законности оспариваемого отказа.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2018 года по делу N А58-6473/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6473/2018
Истец: Гаражно-строительный кооператив "Коммунальник"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений по Республике Саха (Якутия)