Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф01-1667/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А11-9126/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2018 по делу N А11-9126/2018,
принятое судьей Ушаковой Е.В.
по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 07.06.2018 N 608-01-02.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - Варламова М.А. по доверенности от 05.12.2017 N 2192 сроком действия до 31.12.2020.
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области (далее - Инспекция) в соответствии с приказом заместителя начальника Инспекции от 06.06.2018 N 938/01-02 проведена проверка акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (далее - Общество) по вопросу правомерности начисления платы за отопление жителям дома N 5 в поселке РТС города Владимира.
Результаты проверки отражены в акте от 07.06.2017 N 608-01-02.
По итогам проведенной проверки Инспекцией 07.06.2018 вынесено предписание N 608-0102, в котором Инспекция предложила Обществу в срок до 15.07.2018 с целью приведения начисления платы за отопление в соответствие к их фактическому потреблению по показаниям общедомового прибора учета произвести корректировку размеров платы за данную коммунальную услугу собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома N 5 в поселке РТС города Владимира за 2013 год.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что требование предписания о проведении корректировки размера платы за отопление за 2013 год выходит за пределы срока исковой давности. Как полагает Общество, предписание содержит гражданско-правовое требование.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, Положении о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденном постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354) предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Многоквартирный дома N 5 в поселке РТС города Владимира оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который в течение 2013 года не снимался с коммерческого учета.
То обстоятельство, что в 2013 году Общество выступало исполнителем коммунальной услуги отопления в отношении указанного многоквартирного дома на основании прямых договоров с собственниками, Обществом не оспаривается.
При этом корректировка платы за отопление за расчетный период 2013 года, предусмотренная законодательством, Обществом не проведена, что явилось законным основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Законность предписания в части необходимости осуществления корректировки размера платы за отопление Обществом не оспаривается.
Указывая на несоответствие действующему законодательству обжалуемого предписания, Общество сослалось на то, что рассматриваемый спор, по своей сути, является гражданско-правовым, поскольку требование произвести перерасчет платы является требованием о возврате денежных средств, полученных в результате перерасчета. Между тем трехгодичный срок исковой давности по требованию граждан к Обществу о взыскании неосновательного обогащения истек еще до начала проведения проверки.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, предметом рассматриваемого спора являются не исковые требования собственников квартир к Обществу, а законность ненормативного акта уполномоченного органа, принятого по результатам проверки соблюдения юридическим лицом требований нормативных актов.
Оспариваемое предписание не содержит требования о возврате неосновательно полученных денежных средств. Возложение на Общество обязанности произвести перерасчет платы за отопление за 2013 год не является требованием имущественного характера. В связи с этим положения статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей применение сроков исковой давности, в данном случае применению не подлежат.
Федеральным законом N 294-ФЗ не установлено ограничение по периоду, который может быть проверен органом государственного контроля.
Нарушений требований Федерального закона N 294-ФЗ в рассматриваемой ситуации судом первой инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал предписание Инспекции соответствующим нормам жилищного законодательства и не нарушающим права и законные интересы Общества.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 06.11.2018 N 24060 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2018 по делу N А11-9126/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Владимирские коммунальные системы" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.11.2018 N 24060.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9126/2018
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Администрации Владимирской области