г. Москва |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А40-203751/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.Н. Садикова,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 декабря 2018 года
по делу N А40-203751/18, принятое судьей Ереминой И.И.
в порядке упрощенного производства
по иску ООО КОМПАНИЯ "ТРАНСЛОГИСТИК"
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
о взыскании неустойки за превышение срока доставки груза железнодорожным транспортом в размере 363 010 рублей 08 копеек
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Компания "Транслогистик" (далее - ООО КОМПАНИЯ "ТРАНСЛОГИСТИК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 363 010 рублей 08 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2018 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.12.2018 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал 250 000 рублей пени, в остальной части иска отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил изменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, отказав во взыскании 199 151 рубля 88 копеек.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2018 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по накладным СМГС на отправки N N 01927625, 01927690, 01927699, 01927705, 01927708, 01927712, 01927726, 01927740, 01927780, 01927796, 01927847, 01927850, 01927881, 01927882, 01927890, 01927891, 01927911, 01927943, 01927950, 01927963, 01927982, 01928018, 01928059, 01928084, 01928105, 01928137, 01928145, 01928149 (107 полувагонов) доставлялся груз (галька, гравий, щебень) в адрес ООО Компания "ТрансЛогистнк" с нарушением срока доставки. Доставку груза осуществляли два перевозчика: Белорусская железная дорога (БЧ) и ОАО "РЖД". Груз принят к перевозке от РУПП "Гранит" СТАНЦИЯ ОТПРАВЛЕНИЯ "Ситница" Грузополучателем являлось ООО Компания "ТрансЛогистнк" станция назначения "Аэропорт". Провозная плата перевозчику ОАО "РЖД" за провоз груза по территории РФ указана в графе "Провозная плата РЖД" Приложения N1 "Расчет исковых требований", а также подтверждается сведеньями, указанными в графе N 58 "Оригинала накладной (для получателя)".
Перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении производится на условиях Соглашения "О международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)". Договор перевозки был оформлен накладной единого образца, по правилам, предусмотренным СМГС. Течение срока доставки груза начинается с 0.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считают за полные.
Срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в ст. 24 СМГС. Срок доставки груза определяется исходя из следующих норм: - для контейнеров - 1 сутки на каждые начатые 150 км; - для остальных отправок - 1 сутки на каждые начатые 200 км. Срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза.
Согласно положениям статьи 785 ГК РФ, заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (в случае перевозки в прямом международном сообщении - накладной СМГС).
Дата заключения договора перевозки по каждой накладной указана в графе "Дата отправки" (графа 26 накладной), течение сроков доставки начинается с 0.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, дата истечения срока доставки по всем накладным указана в графе "Срок доставки", дата доставки груза по спорным накладным указана в графе "Дата прибытия", количество дней просрочки срока доставки груза по всем накладным указано в графе "Общая просрочка"
По маршруту ст. "Ситница" БЧ - ст. "Аэропорт" МСК, срок на перевозку должен составлять 6 суток в соответствии со ст.24 СМГС и Тарифным руководством N 4 (расстояние перевозки также подтверждается распечаткой с официального сайта ОАО "РЖД".
Общее расстояние перевозки 982 км: 490 км по территории республики Беларусь + 492 км по территории Российской Федерации. В соответствии с § 2 ст. 24 СМГС 1 сутки на каждые начатые 200 км: 982 км / 200 км в сутки = 5 суток; § 3 ст. 24 СМГС 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза. Всего: 5 суток (по расстоянию в 982 км) + 1 сутки, связанных с отправлением груза = 6 суток срока доставки по всем спорным отправкам.
Согласно ст. 45 СМГС если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, исчисленный в соответствии со ст. 24 СМГС, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
Размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно: 6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки; 18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки; 30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Из железнодорожных накладных на спорные отправки следует, что согласно отметкам перевозчика ОАО "РЖД" о проследовании вагонов пограничной станции "Красное (эксп)" (графа N 34.3 Листа 6 накладной СМГС "Уведомление о прибытии груза"), груз по спорным отправкам покинул территорию Республики Беларусь вовремя, просрочка сроков доставки груза произошла при перевозочном процессе, выполняемым ОАО "РЖД" с превышением срока доставки. Доля просрочки доставки груза от общего срока доставки указана в графе "Доля превышения срока доставки". Общий размер неустойки составляет 363 010 рублей 08 копеек, рассчитанный в порядке ст. 45 СМГС.
При этом, отказывая в удовлетворении части заявленных исковых требований, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным снизить в соответствии со ст. 333 ГК РФ размер неустойки, что составит 250 000 рублей.
Ответчик в своей апелляционной жалобе необоснованно ссылается на распоряжение первого заместителя Белорусской железной дороги от 13 февраля 2009 N 195НЗ.
В рассматриваемом деле, истец обратился с требованиями, вытекающими из международного договора перевозки железнодорожным транспортом. Спорные перевозки осуществлялись двумя железнодорожными администрациями: Белорусская железная дорога (БЧ - дорога отправления груза) и ОАО "РЖД" (дорога назначения груза) в 2018 году.
В соответствии со ст. 1 "Тарифного соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств" от 17 февраля 1993 стороны (в том числе Республика Беларусь и Российская Федерация) договорились применять при перевозках грузов в прямом и смешанном международных сообщениях специальное Соглашение - Тарифную политику железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении (далее - Тарифная политика), которая "разрабатывается в свободно конвертируемой валюте на основе единых принципов, устанавливает максимальный уровень ставок на каждый фрахтовый год для каждой железнодорожной администрации и принимается ежегодно Тарифной конференцией" железнодорожных администраций государств-участников Содружества. Тарифное Соглашение также регламентирует порядок подготовки и проведения ежегодных Тарифных конференций, порядок изменения тарифной политики, права и обязанности сторон, ведение дела.
В соответствии с вышеназванной нормой, 27 октября 2017 г. Тарифной Конференцией железнодорожных администраций (Железных дорог) стран Содружества Независимых Государств была согласована "Тарифная политика железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2018 фрахтовый год" (далее - Тарифная политика).
Пунктом 1.6. Тарифной политики установлено, что при исчислении провозных платежей за перевозки грузов расстояние определяется:
- по железнодорожным администрациям (Железным дорогам) отправления и назначения -участницам Тарифного Соглашения - в соответствии с Тарифным руководством N 4, официально объявляемым железнодорожными администрациями (Железными дорогами);
- по транзитным железнодорожным администрациям (Железным дорогам) - участницам Тарифного Соглашения - в соответствии с таблицами транзитных расстояний, официально объявленными железнодорожными администрациями (Железными дорогами) в тарифах МТТ и ЕТТ. Железнодорожные администрации (Железные дороги), не являющиеся участницами тарифов МТТ и ЕТТ, объявляют таблицы транзитных расстояний на Тарифной Конференции.
Таким образом, расчет расстояния перевозки по территории республики Беларусь произведен в соответствии с Тарифным руководством N 4.
Верность указания расстояния перевозки в 490 км по территории республики Беларусь также подтверждается данными, полученными из информационных ресурсов ОАО "РЖД".
Вопреки доводам ответчика, Пункт 5.9. "Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утвержденные приказом Минтранса России от 7 августа 2015 г. N 245, на который ссылается ответчик в своем контррасчете не применим к железнодорожным отправкам в международном сообщении.
При этом, прохождение вагонов по спорной отправке, как и по всем остальным спорным отправкам через станцию Москва-Сортировочная-Киевская не предусмотрено кратчайшим расстоянием. Соответственно в случае если перевозчик (ОАО "РЖД") принял решение доставить груз по одной из спорных отправок через станцию Москва-Сортировочная-Киевская, прохождение через которую не предусмотрено кратчайшем расстоянием, данное решение обусловлено его личными мотивами и не может служить основанием для увеличения срока доставки груза в одностороннем порядке. Увеличение срока доставки груза ввиду изменения маршрута следования по причинам, не зависящим от истца, не должно влиять на срок доставки груза, поскольку, по сути, является односторонним изменением договора
Доводы о необходимости увеличения срока доставки груза, в связи с неблагоприятными погодными условиями подлежат отклонению, поскольку заявитель документально не обосновал объективные причины задержки груза в связи с указанным им основанием.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2018 года по делу N А40-203751/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203751/2018
Истец: ООО КОМПАНИЯ "ТРАНСЛОГИСТИК"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"