г. Чита |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А78-3317/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н., судей Монаковой О.В., Ошировой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Краковцевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года по делу N А78-3317/2018 по иску акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения" (ОГРН 1057536112633 ИНН 7536064538, адрес: 672000, г. Чита, ул. Забайкальского рабочего, 63) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889 ИНН 7729314745, адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, 2Б) о взыскании задолженности по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 7225 от 29.12.2017 в размере 170052,60 руб., пени в размере 12024,24 руб. за период с 19.02.2018 по 02.07.2018 и далее по день фактической оплаты задолженности (суд первой инстанции: судья Галицкая А.А.)
при участии в судебном заседании:
от АО "Водоканал-Чита" : Пятаковой М.Н. представителя по доверенности от 25.10.2018.
установил:
акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 7225 от 29.12.2017 в размере 170 052,60 руб., пени в размере 12 024,24 руб. за период с 19.02.2018 по 02.07.2018 и далее по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы основной долг в размере 169 855,76 руб., неустойка в размере 12 020,86 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6455 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Ответчик, не согласившись с решением суда от 13.12.2018, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявитель указывает, что заявлял в суде первой инстанции об освобождении от уплаты государственной пошлины, поскольку, ответчик как орган военного управления является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 НК РФ. В связи с чем, суд неправомерно не освободил ответчика от уплаты госпошлины.
В судебном заседании представитель истца указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные в установленном порядке, явку представителей не обеспечили.
Ответчиком во исполнение определения суда от 26.12.2018 представлены доказательства, подтверждающие статус ответчика как органа военного управления. Указанные документы приобщены к материалам дела.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции. Законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между акционерным обществом "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (АО "Водоканал-Чита) и федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) заключен государственный контракт на холодное водоснабжение и водоотведение N 7225 от 29.12.2017.
В приложении N 1 к контракту сторонами согласован и подписан перечень объектов общежития, на которые производится поставка коммунального ресурса.
Срок действия контракта установлен по 31.12.2018 (пункт 11.5 контракта).
Акционерное общество "Водоканал-Чита" осуществляло подачу через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду на объекты общежития, также прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения.
За январь 2018 г. истцом к оплате предъявлена счет-фактура N Ю2343 от 31.01.2018 на сумму 598 123,12 руб. по тарифу, установленному приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 551 от 30.11.2015 г. и N 556-НПА от 13.12.2017.
Ответчик принятые на себя обязательства по своевременной оплате за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотведению не исполнил надлежащим образом, что привело к образованию задолженности с учетом частично оплаты в размере 170 052,60 руб., за взысканием которой истце обратился в судебном порядке.
Арбитражный суд Забайкальского края, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, доводы и возражения сторон, пришел к выводу об обоснованности заваленного иска частично в размере 169 855,76 руб. основного долга и 12 020,86 руб. неустойки.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой ответчиком части, исходя из следующего.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части - в части распределения судебных расходов по государственной пошлине.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Сумма исковых требований составляет с учетом уточнений 182 076 руб. 84 руб., государственная пошлина по иску в указанном размере составляет 6462 руб.
При подаче искового заявления с размером требований 601 228 руб. 76 коп. истец уплатил государственную пошлину в размере 15 024,58 руб. (платежное поручение N 3670 от 22.02.2018, л.д. 4 том 1).
Поскольку иск удовлетворен частично в сумме 181 876 руб.62 коп. государственная пошлина, подлежащая отнесению на ответчика по иску, составляет 6455 руб.
С учетом изложенного, по результатам рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца расходы по государственной пошлине в размере 6455 руб.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на ответчика обязанности по уплате государственной пошлины подлежит отклонению.
Особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды регламентируются статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статей 333.35, 333.37 названного Кодекса.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В данном случае, удовлетворив требования истца в части, суд взыскал с ответчика не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а компенсировал судебные расходы истца.
Освобождение государственного органа от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы ответчик заявил ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины, рассмотрев которое апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в том случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), установлено, что, являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне), Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны. Согласно статье 11.1 Закона об обороне управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Пунктом 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в перечень органов военного управления ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждением (приложение N2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 N 520), внесены изменения путем дополнения пунктом следующего содержания: " 76 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации ( пункт 13 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации).
Соответственно, обладая статусом органа военного управления, и входящего в структуру Министерства обороны Российской Федерации, а также являясь ответчиком по рассматриваемому делу, учреждение является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года по делу N А78-3317/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3317/2018
Истец: АО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДА ЧИТЫ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России