г. Киров |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А17-8045/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ивановской области представителей заявителя: Фомина В.О., действующего на основании доверенности от 21.01.2019, Киселева Д.А., действующего на основании доверенности от 21.01.2019,
представителей ответчика: Петрова Д.Ю., действующего на основании доверенности от 31.08.2017, Челнаковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 12.02.2019, Смирнова А.Е., действующего на основании доверенности от 10.09.2018
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2018 по делу N А17-8045/2018, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заволжский химический завод органического синтеза" (ОГРН 1123703001510; ИНН 3703046580)
к Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1023701592749; ИНН 3710002304)
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заволжский химический завод органического синтеза" (далее - заявитель, ООО "Заволжский химический завод органического синтеза", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - ответчик, Администрация) от 20.06.2018 N 2189 об отказе в установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:159, указанным в заявлении Общества от 31.05.2018 N 118 и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, а также об обязании ответчика принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:159, указанным в заявлении ООО "Заволжский химический завод органического синтеза" от 31.05.2018 N 118 и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2018 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое Обществом решение Администрации признано незаконным, в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя на ответчика возложена обязанность принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:159, указанным в заявлении ООО "Заволжский химический завод органического синтеза" от 31.05.2018 N 118 и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Администрация с принятым решением суда первой инстанции не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик настаивает на правомерности и обоснованности оспариваемого решения об отказе в установлении соответствия по приведённым в нем основаниям. При этом отмечает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Междуреченского сельского поселения спорный земельный участок, вопреки выводам суда первой инстанции, располагается в Зоне промышленных предприятий, а не в зоне СН1 - полигон ТБО.
Более подробно позиция Администрации со ссылками на нормы права и конкретные обстоятельства дела приведена в апелляционной жалобе.
ООО "Заволжский химический завод органического синтеза" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов и опровергает их, находит обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.05.2017 ООО "Заволжский химический завод органического синтеза" является собственником земельного участка с кадастровым номером 37 04:000000:159 (т.1 л.д.26-28).
31.05.2018 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37 04:000000:159 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), - размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки относится к виду разрешенного использования - "Специальная деятельность" (код 12.2). Необходимость изменения вида разрешенного использования была обусловлена необходимостью приведения имевшего место наименования вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37 04:000000:159 требованиям Классификатора (т.1 л.д.19-20).
Администрации в письме от 20.06.2018 N 2189 в изменении разрешенного вила использования земельного участка отказала на основании пункта 2.12.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Изменение разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденного постановлением Администрации от 28.06.2017 N 240-п (далее - Административный регламент), ввиду несоответствия указанного в заявлении Общества нового вида разрешенного использования земельного участка основным или вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков, установленных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Междуреченского сельского поселения для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок (т.1 л.д.17-18).
Полагая, что отказ в приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 3704:000000:159 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Заволжский химический завод органического синтеза" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением (т.1 л.д.12-15).
Придя к выводу о правомерности и обоснованности заявленных Обществом к Администрации требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, удовлетворил их в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), регламентированы положениями земельного законодательства (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Категории земли в Российской Федерации по целевому назначению определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.
Указанные в названной норме земли согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам специального назначения (подпункт 7 пункта 1). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (пункт 2).
Как усматривается из материалов настоящего дела, земельный участок с кадастровым номером 3704:000000:159 расположен на территории Междуречинского сельского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области.
Правила землепользования и застройки Междуречинского сельского поселения утверждены решением Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 26.12.2017 N 63.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
Такой Классификатор был утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09. 2014 N 540.
В силу пунктов 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (пункт 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 39 Правил землепользования и застройки Междуреченского сельского поселения (в редакции решения Совета Заволжского муниципального района Ивановской области от 25.09.2018 N 36) в состав зоны полигона ТБО (СН1) входит единственный основной вид разрешенного использования земельных участков "Специальная деятельность" (12.2), включающая в себя размещение, хранение, захоронение, утилизацию, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, храпения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусор о перерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
В этой связи суд первой инстанции правомерно указал, что согласно Правилам землепользования и застройки спорный земельный участок относится к зоне полигона ТБО (СН1) с основным видом разрешенного использования - "Специальная деятельность" (код 12.2.)
Как следует из материалов дела, ООО "Заволжский химический завод органического синтеза" является собственником земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:159 с видом разрешенного использования "для утилизации отходов химического производства (шламонакопитель)" и в соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ обратился в Администрацию с заявлением об установлении вида разрешенного использования данного земельного участка "Специальная деятельность".
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37:04:000000:159 не соответствует установленным Классификатором видам разрешенного использования земельных участков.
При изложенных выше обстоятельствах, с учетом требований пункта 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, Администрация, получив от Общества заявление о приведении соответствия вида разрешенного использования земельного участка виду, предусмотренному Классификатором, обязана была рассмотреть данное заявление и принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором.
В этой связи оспариваемое решение Администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования рассматриваемого земельного участка противоречит норме пункта 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, которая является специальной по отношению к иным нормам ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения Администрации незаконным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы и аргументы ответчика об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2018 по делу N А17-8045/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 20.11.2018 по делу N А17-8045/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Заволжского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8045/2018
Истец: ООО "Заволжский химический завод органического синтеза"
Ответчик: Администрация Заволжского муниципального района Ивановской области