Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2019 г. N Ф08-4254/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2019 г. |
дело N А53-23808/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Зинченко И.С. по доверенности от 25.06.2018,
от заинтересованного лица - Мирчева А.Г. по доверенности от 09.01.2019,
от акционерного общества "Донэнерго" - Дудкиной О.А. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2018 по делу N А53-23808/2018 (судья Пименов С.В.),
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
третьи лица: акционерное общество "Донэнерго"; муниципальное предприятие "Азовводоканал", о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением:
- о признании недействительными пунктов 1, 3 и 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службе по Ростовской области (далее - управление, Ростовское УФАС России) от 08.06.2018 по делу N 2142/02;
- о признании недействительным предписания управления от 08.06.2018 N 354/02;
- о признании незаконным постановления управления от 05.07.2018 о назначении административного наказания по делу N 924/02 об административном правонарушении.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2018 суд объединил дело N А53-28298/2018 и дело N А53-23808/2018 в одно производство и начал рассмотрение дела с самого начала.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Донэнерго" (далее - АО "Донэнерго", муниципальное предприятие "Азовводоканал" (далее - МП "Азовводоканал").
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что управлением необоснованно была определена норма антимонопольного законодательства. Управлением не проведен анализ состояния конкуренции общества на рынке производства (генерации) электрической энергии и не определены территориальные границы такого рынка. Податель жалобы также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что действия общества по инициированию процедуры ограничения энергоснабжения в отношении объектов МП "Азовводоканал" создали угрозу прекращения бесперебойного обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальную услугу, предоставляемую МП "Азовводоканал". Кроме того, податель жалобы ссылается на недействительность выданного предписания, а также на то, что при вынесении оспариваемого постановления и назначении административного штрафа управлением не был учтен характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение общества.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и акционерное общество "Донэнерго" указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители управления и акционерного общества "Донэнерго" не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС России поступило письмо АО "Донэнерго" с указанием на неправомерные по отношению к МП "Азовводоканал" действия ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в части инициирования прекращения энергоснабжения сетей, вследствие которого может быть произведено ограничение водоснабжения для неопределенного круга лиц.
Приказом Ростовского УФАС России от 01.11.2017 N 405 возбуждено дело N 2142/02 по признакам нарушения ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и МП "Азовводоканал" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.20106 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
08.06.2018 по результатам рассмотрения дела N 2142/02 управлением вынесено решение, согласно которому ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и МП "Азовводоканал" признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании пункта 1 вышеуказанного решения управлением ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" выдано предписание от 08.06.2018 N 354/02 о прекращении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ. "ТНС энерго Ростов-на-Дону" указано на необходимость в течение 20-ти дней с момента получения предписания осуществить действия по отзыву заявки от 19.09.2017 и от 13.10.2017 о необходимости введения полного и (или) частичного ограничения поставки электроэнергии в отношении МП "Азовводоканал", направленные в АО "Донэнерго".
По факту выявленных нарушений 20.06.2018 начальником отдела управления в присутствии представителя ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" составлен протокол N 924/02 об административном правонарушении.
05.07.2018 заместителем руководителя управления в присутствии представителя ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" административного наказания по делу N 924/02 об административном правонарушении.
Полагая, что решение управления от 08.06.2018 по делу N 2142/02, предписание от 08.06.2018 N 354/02 и постановление от 05.07.2018 о назначении административного наказания по делу N 924/02 об административном правонарушении являются незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующими заявлениями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона N 135-ФЗ необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Частью 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъект - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как следует из материалов дела, при вынесении решения о признании ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ управление исходило из следующего.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, Ростовским УФАС России проведен анализ товарного рынка электрической энергии (мощности) на территории Ростовской области.
Управлением установлено, что доля ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на розничном рынке услуг по купле-продаже электрической энергии за 2017 год на территории Ростовской области составила 78,12 процентов.
На основании проведенного анализа товарного рынка электрической энергии (мощности) на территории Ростовской области управлением обоснованно сделан выводов о том, что ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, в связи с чем на его деятельность на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Управлением при рассмотрении антимонопольного дела установлено, что между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и муниципальным предприятием "Азовводоканал" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 01.02.2017 N 2540КП, согласно которому гарантирующий поставщик обязан отпускать электроэнергию (мощность) потребителю в точку (точки) поставки на границе балансовой принадлежности электрических сетей в пределах максимальной мощности по каждой точке поставки, а потребитель в свою очередь обязан надлежащим образом производить оплату потребленной электрической энергии и мощности, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергией и мощностью, с соблюдением сроков, размеров и порядка оплаты, установленных договором.
МП "Азовводоканал" обязательства по договору купли-продажи электрической энергии N 2540КП в части оплаты за потребленную энергию надлежащим образом не исполняло, в связи с чем у МП "Азовводоканал" по состоянию на 19.09.2017 образовалась задолженность в сумме 9291816 руб. 87 копеек.
Азовским межрайонным отделением ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес АО "Донэнерго" направлено уведомление от 19.09.2017 N 477 о введении частичного ограничения с 14:00 часов 10.10.2017 в отношении МП "Азовводоканал" до уровня аварийной брони по точкам поставки ПС 1 Ю/6кВ А-25 Ф 2502, Ф2510 ТП-093 (ВНС-1).
13.10.2017 в адрес АО "Донэнерго" поступила повторная заявка Азовского межрайонного отделения ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 13.10.2017 N 516 на введение ограничении подачи электрической энергии в отношении МП "Азовводоканал" 17.10.2017 в 14 час. 00 минут.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно ст. 3 Закона N 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В силу части 1 статьи 38 Закон N 35-ФЗ запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:
- обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;
- обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
- запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;
- ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;
- обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней;
- меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), которые устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
На основании абзаца 2 подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе, в связи с нарушением потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правил, вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются (подпункт "а" пункта 4 Правил N 442).
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств МП "Азовводоканал" по оплате электрической энергии ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" инициировало процедуру полного и (или) частичного ограничения поставки электроэнергии в отношении МП "Азовводоканал".
Согласно пункту 18 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 14 (2) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной брони составляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.
Аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
Проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони составляется заявителем в 2 экземплярах и направляется в сетевую организацию. Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони обязана рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр акта заявителю.
В связи с отсутствием в проектной документации схемы энергоснабжения ЭПУ МП "Азоводоканал" и АО "Донэнерго" составлен акт согласования технологической и аварийной брони, согласно разделу II которого нагрузка линии (ТП-093 (ВНС-1) в нормальном режиме работы составила 280 кВт (зима/лето), аварийная броня электроснабжения составила 280 кВт (зима/лето) (т.д. 4 л.д. 2).
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности между АО "Донэнерго" и МП "Азовводоканал" максимальная мощность ТП-093 (ВНС-1) составляет 2800 кВт (т.д. 3 л.д. 57-58).
При этом согласно проведенным филиалом АО "Донэнерго" АМЭС замерам нагрузок по питающим центрам по внешнему контуру Азовского РЭС по ПС А-25 средняя нагрузка по точке поставки ТП-093 (ВНС-1) составила: по состоянию на 21.06.2017-389,16 кВт; на 20.12.2017-349,92 кВт; на 21.12.2016-376,92 кВт; на 15.06.2016-371,16 кВт.
Т.о., нагрузка линии 280 кВт по точке поставки ТП-093 (ВНС-1) не отображает фактическую мощность в соответствии с вышеуказанными замерами АО "Донэнерго", из которых следует, что средняя нагрузка составляет 376,92 кВт.
Доводы о технической невозможности введения ограничения подтверждаются письмом ПАО "МРСК Юга" в адрес АО "Донэнерго" от 17.12.2017 N Р712/001/2209, согласно которому установленные на ПС-110 кВ А-25 в ячейках 6кВ 2502 2510 устройства релейной защиты (трансформаторы тока и реле) технически не предусматривают возможности выставления установок защиты в соответствии с указанными в письме мощностями.
Т.о. введение ограничения потребления электрической энергии по точке поставки ТП-093 (ВНС-1) до уровня аварийной брони фактически приведет к остановке городского насоса и прекращению подачи холодной воды для населения г.Азов и Азовского района.
В соответствии с пунктом 2 приложения к Правилам N 442 организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям. Ограничение режима потребления электроэнергии недопустимо в отношении этих объектов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности МП "Азовводоканал" является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Постановление РСТ Ростовской области от 12.11.2015 N 63/16 для МП "Азовводоканал" установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы, т.е. предприятие относится к субъектам, осуществляющим эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных пунктов.
МП "Азовводоканал" включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов Ростовской области (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (по состоянию на 28.06.2018).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" по ограничению подачи электрической энергии в отношении МП "Азовводоканал" создало угрозу прекращения бесперебойного обеспечения холодного водоснабжения и водоотведения потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальную услугу, предоставляемую МП "Азовводоканал".
Вне зависимости от того, что фактического прекращения подачи эклектической энергии не происходило, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о создании реальной угрозы ущемления интересов контрагента по договору энергоснабжения и неопределенного круга граждан-потребителей коммунальных услуг, что является необходимым и достаточным условием для признания ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" злоупотребившим своим доминирующим положением на товарном рынке.
При таких обстоятельствах решение Ростовского УФАС России от 08.06.2018 по делу N 2142/02 соответствует закону и принято в связи с наличием угрозы правам и интересам МП "Азовводоканал" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" о том, что в рамках дела N А53-22447/2018 пункты 2 и 6 решения Ростовского УФАС России от 08.06.2018 по делу N10771/01 в отношении МП "Азовводоканал" признаны незаконными, управлением не установлено каких-либо реальных негативных последствий для субъектов гражданского оборота, поскольку фактического ограничения не вводилось и поставка холодного водоснабжения абонентам не прекращалась, не имеют правового значения, поскольку предприятию вменялись иные нарушения.
Предписание от 08.06.2018 N 354/02 выдано уполномоченным лицом и направлено на устранение возможного нарушения прав и законных интересов МП "Азовводоканал".
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размер от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Названная статья призвана обеспечить соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении незаконных действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Субъектами правонарушения являются занимающие доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующие субъекты.
В силу пункта 10.1 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" признаков состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности за совершенное им правонарушение, исчисляемый на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ с даты принятия управлением решения от 08.06.2018 по делу N 2142/02, управлением соблюден.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При определении условий и пределов снижения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией за соответствующее правонарушение, подлежат применению части 3.2 и 3.3 статья 4.1 КоАП РФ.
Значительный размер штрафа за то или иное административное правонарушение сам по себе не является достаточным основанием для его снижения.
Принимая во внимание характер и последствия совершенного административного правонарушения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что назначение в данном случае наказания в виде штрафа в размере 562 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Избранная управлением мера ответственности (штраф в размере 562 000 рублей) отвечает требованиям статей 3.5, 4.1 и 4.2 КоАП РФ, согласуется с принципами разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2018 по делу N А53-23808/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.