г. Чита |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А58-6559/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 года, принятое путём подписания резолютивной части по делу N А58-6559/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства, по заявлению Администрации муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 10314000496710, ИНН 1411003560) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673) об отмене постановления от 02.07.2018 N 1/15.14-2018/303 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Андреев В.А.),
без вызова сторон,
установил:
Администрация муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, Администрация МР "Горный улус" или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство или административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2018 N 1/15.14-2018/303 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 года, принятым путем подписания резолютивной части решения, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Администрация, с учётом конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, считает возможным квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного. В рассматриваемом конкретном случае допущенное администрацией противоправное деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, но с учётом характера совершенного правонарушения, отсутствием доказательств наличия вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем может быть признано малозначительным.
Администрация считает, что средства субсидии в размере 240 191 рублей были использованы в целом на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), на которые данные средства и выделялись.
Применение в рассматриваемом случае меры административного наказания в виде штрафа повлечет возможное использование на его уплату средств, поступающих также из бюджета.
Министерство в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети интернет: http://kad.arbitr.ru, что подтверждается отчётом о публикации определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учётом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлена необходимость вызова сторон в судебное заседание.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по итогам выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета МР "Горный улус" бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами, за период 2016 - 2017 годы в Администрации установлено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, пункта 1.1 и пункта 2.2.5 Соглашения от 08.05.2017 N 2 субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в сумме 240 191 рублей направлены на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, что является нецелевым использованием средств субсидии. По итогам проверки составлен акт от 15.06.2018.
Главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства Протодьяконовой А.В. 15 июня 2018 года в отношении юридического лица - Администрации, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Постановлением Министерства от 02 июля 2018 года Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ и ей назначена наказание в виде административного штрафа в размере 12 286 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2013 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия) бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля РС (Я), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2013 N 315, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики Республики Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Согласно части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.
Указанное также содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557.
Согласно пункту 3.53 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315 Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 руководитель исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово бюджетной сфере.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством финансов Республики Саха (Якутия) государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н, министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.03.2016 N 984 "О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)" заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) является Васильева М.С.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 N 2557 руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составляют протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н при выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий административных правонарушений должностные лица Министерства возбуждают дела об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2.10 Положения о первом отделе бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового надзора Министерства финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного министром финансов РС (Я) В.А. Жондоровым 30.12.2015, первый отдел бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы об административных правонарушениях и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Должностным регламентом главного контролера-ревизора первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия), государственного гражданского служащего Республики Саха (Якутия), утвержденного первым заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) П.Н. Багынановым 20.07.2017, главный контролер-ревизор осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, в том числе составляет протоколы и готовит материалы для рассмотрения дел об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.
Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.
Как следует из материалов дела, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидии из государственного бюджета республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, пункта 1.1 и пункта 2.2.5 Соглашения от 08.05.2017 N 2, в 2017 году Администрацией допущено нецелевое использование субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования "Горный улус" на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 240 191,00 рублей, а именно субсидия направлена на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, тем самым Администрацией совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи".
Целью подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи" является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); задачами подпрограммы - развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи; поддержка мероприятий по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России; государственная поддержка общественных объединений патриотической направленности и допризывная подготовка молодежи.
В соответствии с Приложением N 7 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511 в систему программных мероприятий подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи" входит, в том числе проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (2.2.3).
На основании статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 27 части 1 статьи 15, пункта 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановлением от 14.03.2015 N 55 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Данный Порядок устанавливает цель, условия, критерии отбора по предоставлению и расходованию субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Расходование средств осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление Субсидии (пункт 4.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.6 Порядка субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Как следует из материалов дела, что в целях реализации подпрограммы "Патриотическое воспитание граждан" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2019 годы", утвержденной вышеуказанным Указом Президента Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.04.2017 N 152 "О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2017 году" муниципальному району "Горный улус" выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 245 726,00 рублей.
На основании Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.03.2015 N 55, между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (Минмолодежи Республики Саха (Якутия)) и Администрацией муниципального образования "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (Администрация) заключено Соглашение от 08.05.2017 N 2 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Горный улус" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере 245 726,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Горный улус" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере 245 726,00 рублей.
Согласно пункту 2.2.5 Соглашения Администрация как получатель субсидии использует перечисленные Министерством субсидии по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, субсидия в размере 245 726,00 рублей была перечислена на проведение самих мероприятия по патриотическому воспитанию.
Между тем, Администрация считает, что средства субсидии использованы по целевому назначению, а именно на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), что предусмотрено пунктом 2.2.2 Приложения N 7 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511, которым утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи".
Вместе с тем, Указом Президента РС (Я) от 24.02.2014 N 2511, которым утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Реализация молодежной, семейной политики и патриотического воспитания граждан в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2019 годы", в том числе подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи", которая предусматривает разные мероприятия в рамках указанной подпрограммы, в том числе проведение конкурса на предоставление субсидии по реализации патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
Администрацией нарушены статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2.1 Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 14.03.2015 N 55, пункты 1.1 и 2.2.5 Соглашения между Минмолодежи Республики Саха (Якутия) и Администрацией от 08.05.2017 N 2 о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Горный улус" субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, тем самым Администрацией допущено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 245 726,00 рублей, выразившееся в использовании субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету МО "Горный улус" на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), на иные цели, а именно на организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод административного органа, что Администрацией допущено нецелевое использование бюджетных средств, что составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (пункт 16).
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1).
Административным органом установлено, что Администрация не приняла достаточных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Администрации по статье 15.14 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 КоАП РФ не пропущена.
Мера наказания (административный штраф) определена административным органом в соответствии с санкцией, предусмотренной статьи 15.14 КоАП РФ, в минимальном размере - 5 процентов от суммы 245 726,00 рублей, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), использованных не по целевому назначению.
Оценив характер правонарушения, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами Администрации о наличии обстоятельств совершения, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного.
В рассматриваемом случае, средства субсидии в размере Республики Саха (Якутия) рублей не использованы для организации и проведения конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия). Указанные мероприятия на предоставленные средства не проводились. Средства субсидий направлены в полном объеме на иные цели.
При этом какие-либо исключительные обстоятельства совершения правонарушения судом апелляционной инстанции не установлено и Администрацией не приводится.
Направление в рассматриваемом случае субсидии в полном объеме в соответствии с Приложением N 7 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 24.02.2014 N 2511 хотя и в рамках одной подпрограммы "Патриотическое воспитание молодежи", но на иные мероприятия, свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным правоотношениям.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 229 АПК РФ решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 данного Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 года, принятое путём подписания резолютивной части решения, по делу N А58-6559/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6559/2018
Истец: Администрация муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)