Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2019 г. N Ф06-48142/19 настоящее постановление оставлено без изменения
гор. Самара |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А55-2911/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 февраля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Романенко С.Ш., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 февраля 2019 года в зале N 6 апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Волготанкер" на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2018 года, принятое по делу N А55-2911/2018 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску Заместителя прокурора Самарской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Самарской области
к 1. Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824),
2. Открытому акционерному обществу "Волготанкер" (ОГРН 1026301414941),
3. Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871),
4. Обществу с ограниченной ответственностью "Партнер",
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Администрации городского округа Самара,
- Управления Росреестра по Самарской области,
- ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области,
- Нижне-Волжского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Федерального агентства водных ресурсов,
- Закрытого акционерного общества "Нефтефлот",
- ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (после переименования ФБУ "Администрация Волжского бассейна"),
о признании сделки недействительной,
при участии в судебном заседании:
от истца - Корсакова Т.Н. (удостоверение);
от ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика ОАО "Волготанкер" - Завьялов С.С. представитель по доверенности N 41/2018 от 15.10.2018;
от ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара - Стрюкова Г.А. представитель по доверенности N 557 от 18.12.2018;
от ответчика ООО "Партнер" - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Администрации городского округа Самара - Стрюкова Г.А. представитель по доверенности N 14 от 09.01.2019;
от третьего лица ЗАО "Нефтефлот" - Белов М.И. представитель по доверенности N 7 от 17.01.2019;
от третьих лиц Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Федерального агентства водных ресурсов, ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (после переименования ФБУ "Администрация Волжского бассейна") - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Самарской области и неопределенного круга лиц с иском к ответчикам - Открытому акционерному обществу "Волготанкер", Министерству имущественных отношений Самарской области:
1. о признании недействительным договора аренды N 2781а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 16 045 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:19537, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемый нежилым зданием (литера Д) и прилегающей территорией, заключенного между Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО "Волготанкер".
2. о признании недействительным договора аренды N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 18 258 кв.м, кадастровый номер 63:01:0411003:580, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией, заключенного между Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО "Волготанкер".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Управление Росреестра по Самарской области, Нижнее-Волжское бассейновое водное управление в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Федерального агентства водных ресурсов.
Определением суда от 04 апреля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ЗАО "Нефтефлот", ООО "Партнер", Администрация г.о. Самара.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2018 года в качестве соответчиков привлечены: Департамент управления имуществом г.о. Самара, ООО "Партнер" с исключением их из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 04 июля 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (после переименования - ФБУ "Администрация Волжского бассейна").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2018 года суд признал недействительным договор N 2781а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 16 045 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:19537, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемого нежилым зданием (литера Д) и прилегающей территорией. Признал недействительным договор N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 18 258 кв.м, кадастровый номер 63:01:0411003:580, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией. Взыскал с Открытого акционерного общества "Волготанкер" госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 3 000 руб. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Партнер" госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 3 000 руб.
Заявитель - Открытое акционерное общество "Волготанкер", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Определением суда от 10 декабря 2018 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 11 января 2019 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 января 2019 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 07 февраля 2019 года на 09 час. 10 мин.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара и третьего лица Администрации городского округа Самара возражал против отмены оспариваемого судебного акта.
Представитель третьего лица ЗАО "Нефтефлот" возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представители ответчиков - Министерства имущественных отношений Самарской области, ООО "Партнер", третьих лиц - Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Нижне-Волжского бассейнового водного управления в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Федерального агентства водных ресурсов, ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (после переименования ФБУ "Администрация Волжского бассейна") в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От третьего лица ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (после переименования ФБУ "Администрация Волжского бассейна") поступил мотивированный отзыв, которым просил оставить оспариваемый судебный акт без изменения, судебное заседание провести без участия его представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
От ответчика ОАО "Волготанкер" поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-2033/2019.
Согласно статье 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае:
- невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом;
- пребывания гражданина-ответчика в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации или ходатайства гражданина-истца, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Российской Федерации;
- смерти гражданина, являющегося стороной в деле, если спорное правоотношение допускает правопреемство;
- утраты гражданином, являющимся стороной в деле, дееспособности.
Заявитель в обоснование ходатайства о приостановлении производства по делу ссылается на то, что заявленные в деле N А55-2033/2019 требования об исправлении реестровых ошибок имеют существенное значение для настоящего дела.
При этом доказательств невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела обществом не представлено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения ходатайства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжениями Департамента управления имуществом гор. Самара N N 961 и 962 от 10 августа 2011 года утверждены схемы расположения земельных участков площадью 18 258,00 кв.м (кадастровый номер 63:01:0411003:580) и 16 045,00 кв.м (кадастровый номер 63:01:0000000:19537, расположенных по адресу: гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, уч. б/н.
На основании заявления ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" и приказа Министерства имущественных отношений Самарской области (арендодатель) от 08 мая 2013 года N 807 между Министерством и ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" (арендатор) заключен договор N 2781а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка общей площадью 16 045 кв.м, из земель населенных пунктов, кадастровый номер 63:01:0000000:19537, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н", занимаемый нежилым зданием (литера Д) и прилегающей территорией сроком на один год с даты подписания акта приема-передачи к договору аренды земельного участка.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 02 сентября 2013 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании заявления ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" и приказа Министерства имущественных отношений Самарской области (арендодатель) от 08 мая 2013 года N 809 между Министерством и ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" (арендатор) заключен договор N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка общей площадью 18 258 кв.м, из земель населенных пунктов, кадастровый номер 63:01:0411003:580, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемый нежилыми зданиями и прилегающей территорией, сроком на один год с даты подписания акта приема-передачи к договору аренды земельного участка.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 02 сентября 2013 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Право аренды на земельные участки Обществом зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем внесены записи 13 сентября 2013 года N 63-63-01/580/2013-014 и 14 сентября 2013 года N 63-63-01/580/2013-016.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, в соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с 01 июля 2006 года полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством было наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26 февраля 2015 года N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти" и постановлением Администрации г.о. Самара от 11 января 2017 года N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" разграничены полномочия, в том числе в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11 января 2017 года N 1 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 ноября 2004 года N 190-ФЗ, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Самарской области от 29 декабря 2014 года N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области", на основании Устава г.о. Самара полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принятие решений о согласовании продления срока действия договоров аренды земельных участков или об отказе в согласовании продления срока действия договоров аренды земельных участков, контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, отнесены к компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара (пункт 2 постановления).
ОАО "Волготанкер" представлены договоры купли-продажи от 22 января 2016 года N 54И-Т и N 56И-Т, из которых следует, что права аренды на земельные участки площадью 16 045,00 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:19537 и площадью 18 258,00 кв.м, кадастровый номер 63:01:041103:580 переданы ООО "Партнер".
Между тем, по договору водопользования от 10 мая 2011 года, заключенному с Нижнее-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов (уполномоченный орган) с ЗАО "Нефтефлот" (водопользователь), последнему предоставлен в пользование участок акватории водного объекта протоки сухая Самарки Саратовского водохранилища на срок до 31 декабря 2020 года.
Как указывает прокурор, договоры аренды N 2781а-2012/2014 и N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года подлежат признанию недействительными в силу несоответствия их положениям статей 5, 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации, статей 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что договор N 2781а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 16 045 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:19537, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемого нежилым зданием (литера Д) и прилегающей территорией, и договор N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 18 258 кв.м, кадастровый номер 63:01:0411003:580, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией, заключены Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" с нарушением приведенных норм Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что ошибки в формировании земельных участков не привели к фактической передаче водных объектов в распоряжение ответчиков, наличие кадастровой ошибки означает лишь неправильное определение границ земельных участков. Кроме того, суд необоснованно отклонил довод об истечении срока исковой давности, поскольку при формировании земельных участков, их границы согласовывались с Федеральным бассейновым управлением (подведомственная Федеральному агентству водных ресурсов организация), соответственно о совершении данных сделок уполномоченный орган был извещен еще до их заключения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированных отзывов, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеются характерные формы и признаки водного режима.
На основании части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водотоки (реки, ручьи, каналы) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; относятся к поверхностным водным объектам. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;
Согласно статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи, и имеют специальный режим использования, охраны и осуществления иной хозяйственной деятельности.
Границы водных объектов устанавливаются уполномоченными органами в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими нормами действующего законодательства.
Границы земельных участков устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иным законодательством в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяются с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В ходе проведения прокурорской проверки, собраны доказательства, свидетельствующие о наложении арендованных земельных участков на акваторию водных объектов, а именно акваторию протоки Сухая Самарка, находящуюся в пользовании ЗАО "Нефтефлот" на основании договора водопользования от 10 мая 2011 года.
Так, из топографического плана, выполненного ООО "Землеустроитель" и заключения кадастрового инженера Свищевой С.С. следует, что границы земельных участков, предоставленных в аренду Обществу, накладываются на границы поверхностного водного объекта - протока Сухая Самарка Саратовского водохранилища, находящегося в собственности Российской Федерации.
Согласно информации Департамента управления имуществом городского округа Самара от 11 августа 2017 года N 15-07-15/37941, Департаментом составлены Акты осмотров земельных участков, расположенных по адресу: Куйбышевский район, поселок Сухая Самарка, участки б/н, площадью 16 045 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:19537 и площадью 18 258 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0411003:580. В ходе осмотра установлено, что по земельному участку площадью 16 045 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:19537 площадь наложения земельного участка на акваторию составляет 1 297 кв.м, а по земельному участку площадью 18 258 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0411003:580 - 274 кв.м.
Таким образом, при образовании земельных участков Департаментом допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в неверном определении координат узловых и поворотных точек границ земельных участков при проведении геодезических работ, что привело к образованию земельных участков на землях водного фонда, а именно акватории протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища.
Распоряжением Департамента от 11 июля 2017 года N 806 в целях приведения распорядительных актов в соответствии с действующим законодательством вышеуказанные распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10 августа 2011 года NN 961 и 962 отменены.
Из заключения кадастрового инженера Свищевой С.С. от 08 июня 2017 года, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0411003:580, 63:01:0000000:19537 по конфигурации при отметке нормального подпорного уровня (далее - НПУ) 30,2 м накладываются на границы водного объекта, а именно, на участок протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища.
Статья 31 Водного кодекса Российской Федерации определяет, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Согласно информации отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее - Волжского Бассейнового Водного управления от 09 августа 2017 года N КГ-10/2239 в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) для водохранилища определяется по НПУ. Согласно "Основным правилам использования водных ресурсов Саратовского водохранилища на р. Волге" НПУ Саратовского водохранилища у плотины Саратовской ГЭС (г. Балаково) равен 28,0 м. Балтийской системы (далее - БС). Уровень воды Саратовского водохранилища в районе г. Самара при НПУ составляет 30,2 м БС (Приложение 4 к "Основным правилам использования водных ресурсов Саратовского водохранилища на р. Волге").
В силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации Саратовское водохранилище, в том числе протока Сухая Самарка Саратовского водохранилища, находится в собственности Российской Федерации.
Согласно водохозяйственному районированию территории Российской Федерации Саратовское водохранилище относится к водохозяйственному участку: 11.01.00.15 Волга от Куйбышевского гидроузла до Саратовского гидроузла включена в государственный водный реестр. (Выписка из государственного водного реестра - формы 1.10 - государственный водный реестр, 1.15 - государственный водный реестр, 2.9 - государственный водный реестр).
В соответствии со статьей 24 Водного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2054-р, Положением о Нижнее-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов на территории Самарской области предоставление прав пользования Саратовским водохранилищем на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществляется Нижнее-Волжским бассейновым водным управлением в лице отдела водных ресурсов по Самарской области.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Росводресурсы осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.6.1 Положения Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
Согласно статье 102 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, запрещено.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно Положению о Территориальном управлении Росимущества, утвержденному приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года N 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Министерство, предоставляя земельные участки Обществу в аренду, распорядилось частью водного объекта, являющегося федеральной собственностью.
Возможность передачи в аренду земельного участка под водным объектом отдельно от самого водного объекта действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара N 961, N 962 от 10 августа 2011 года, приказы Министерства имущественных отношений от 08 мая 2013 года N 807, 809 противоречат нормам федерального законодательства и нарушают права и законные интересы Российской Федерации, а договоры аренды N 2781а-2012/2014, N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года являются ничтожными сделками.
Таким образом, при образовании земельных участков Департаментом допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в неверном определении координат узловых и поворотных точек границ земельных участков при проведении геодезических работ, что привело к образованию земельных участков на землях водного фонда, а именно акватории протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища.
При этом ссылка жалобы на то, что данные нарушения земельного законодательства, выразившиеся в неверном определении координат узловых и поворотных точек границ земельных участков при проведении геодезических работ, можно изменить путем исправления кадастровых (реестровых) ошибок основана на неверном толковании норм права и противоречит судебной практике.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров) сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Прокуратурой города Самары 28 июня 2017 года в адрес Главы городского округа Самара и 24 октября 2017 года в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области внесены представления об устранении нарушений земельного законодательства.
Первым заместителем Главы городского округа Самара требования прокурора удовлетворены, вышеуказанные распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара N 961, N 962 от 10 августа 2011 года отменены, о чем свидетельствует ответ на представление от 14 июля 2017 года за N 39-15-18/4527.
Министерство в ответе на представление с доводами прокурора согласилось, однако требования о расторжении договоров аренды и отмене приказов Министерства не выполнены.
Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества или государства.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе, с иском о признании недействительными сделок, совершенных государственными органами и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 постановления Пленума ВАС от 23 марта 2002 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявляя иск о признании недействительности сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2, 3 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования и неопределенного круга лиц.
Публичный интерес государства, а также неопределенного круга лиц состоит в обеспечении соблюдения принципов равенства прав участников гражданско-правовых отношений и экономических интересов публично-правового образования, обеспечении интересов общества в правовой стабильности и определенности, недопустимости нарушения явно выраженных законодательных запретов и обхода закона.
Ответчики в суде первой инстанции заявили о пропуске срока исковой давности.
Данный довод заявлен ответчиком и в апелляционной жалобе со ссылкой на то, что, поскольку при формировании земельных участков, их границы согласовывались с Федеральным бассейновым управлением (подведомственная Федеральному агентству водных ресурсов организация), соответственно о совершении данных сделок уполномоченный орган был извещен еще до их заключения.
Судебная коллегия, рассмотрев данный довод заявителя, соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможности предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, поэтому споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01 сентября 2013 года, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как указано в пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения Гражданского кодекса Российской Федерации об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Закона N 100-ФЗ применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 1 сентября 2013 года (пункт 6 статьи 3 Закона N 100-ФЗ). Для целей применения этого положения под совершением двусторонней сделки (договора) понимается момент получения одной стороной акцепта от другой стороны (пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ сроки исковой давности и правила их исчисления, в том числе установленные статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одно из таких изъятий установлено пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года N 109-ФЗ) согласно которому срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (пункт 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года N 109-ФЗ),
В редакции Федерального закона от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом, срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
В редакции Федерального закона от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1579-О отмечено, что положение пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации является исключением из общего правила о начале течения срока исковой давности по требованиям, связанным с недействительностью ничтожных сделок. В соответствии с этой специальной нормой течение указанного срока по данным требованиям определяется не субъективным фактором (осведомленность заинтересованного лица о нарушении его прав), а объективными обстоятельствами, связанными с началом исполнения сделки (Определения от 08 апреля 2010 года N 456-О-О, от 23 апреля 2015 года N 910-О и др.).
В силу пункта 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ от 07 мая 2013 года установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года. Десятилетние сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 181, пунктом 2 статьи 196 и пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), начинают течь не ранее 1 сентября 2013 года.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (пункт 27) также разъяснено, что Положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сроках исковой давности и правилах их исчисления в редакции Федерального закона от 07 мая 2013 года N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" применяются к требованиям, возникшим после вступления в силу указанного закона, а также к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 01 сентября 2013 года (пункт 9 статьи 3 Закона N 100-ФЗ).
Исполнение сделки (оспариваемых договоров аренды земельных участков) началось с момента передачи земельных участков по акту приема-передачи 02 сентября 2013 года.
Однако, согласно пункту 8 постановления ВАС РФ от 23 марта 2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось лицо, право которого нарушено.
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (в том числе часть 1 статьи 52 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В данном случае прокурор обратился в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Самарской области, поскольку земельные участки, располагающимися в береговой полосе водного объекта, находятся в собственности Российской Федерации, и распоряжение такими земельными участками вправе осуществлять Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
Как было указано выше, Росводресурсы через свои территориальные органы и подведомственные организации осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
Следовательно, для целей правильного определения начала течения срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, значимым является момент, когда о нарушении своих прав узнали или должны были узнать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области и Территориальный орган Росводресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в интересах которых прокурором подан иск.
Прокуратурой гор. Самары по результатам рассмотрения обращения ЗАО "Нефтефлот" в адрес главы г.о. Самара 28 июня 2017 года и в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области 24 октября 2017 года внесены представления об устранении нарушений земельного законодательства, а в адрес уполномоченного органа о совершенных сделках 14 сентября 2017 года направлена информация.
Из письма ТУ ФАУГИ по Самарской области от 22 сентября 2017 года N 10498 следует, что до момента получения 18 сентября 2017 года обращения прокурора от 14 сентября 2017 года исх. N 08-128/17, информация об оспариваемых сделках в адрес Территориального управления не поступала. Аналогичное письмо от 25 сентября 2017 года за N ПМ-10/4984 содержится в материалах дела и от Отдела водных ресурсов по Самарской области.
Вышеизложенное опровергает доводы жалобы об извещении уполномоченного органа о намерении сторон заключить спорные сделки до момента их заключения.
Таким образом, поскольку лица, в интересах которых заявлен иск прокурора, не были уведомлены о факте заключения и существе оспариваемых сделок и узнали о нарушении своих прав лишь после получения соответствующей информации от прокуратуры в сентябре 2017 года.
С иском о признании договоров ничтожными заместитель прокурора области обратился 07 февраля 2018 года, следовательно, срок исковой давности не пропущен, а заявление ОАО "Волготанкер" и ООО "Партнер" о применении срока исковой давности необоснованно.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2016 года по делу N 03-10918/2015 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2015 года по делу N А03-23760/2013.
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил доводы ОАО "Волготанкер" и ООО "Партнер" в пользу пропуска срока исковой давности о том, что имеющиеся в реестровых делах выписки из протоколов заседания комиссии по согласованию и выдаче технических условий при Самарском РВПиС от 17 августа 2012 года, и акты предоставления земельного участка в пределах береговой полосы ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" для деятельности предприятия от 27 декабря 2012 года, свидетельствуют о том, что Нижнее-Волжское бассейновое водное управление располагало сведениями о границах земельных участков, передаваемых в аренду, и заключаемых договорах.
В ходе судебного разбирательства данные доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, не нашли своего подтверждения.
В соответствии с Положением о проведении согласования и выдаче технических условий, утвержденным приказом руководителя ФБУ "Администрация Волжского бассейна" N 145 от 29 декабря 2016 года ФБУ "Администрация Волжского бассейна" (до 2013 года - ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства") проводит согласования и выдаёт технические условия по заявкам физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы внутренних водных путей Российской Федерации, с точки зрения обеспечения безопасности судоходства.
В полномочия районной Комиссии входит принятие решения по рассмотрению заявок на согласование предоставления земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы внутренних водных путей для временного размещения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства.
Выпиской из протокола заседания комиссии по согласованию и выдаче технических условий при Самарском РВПиС от 17 августа 2012 года по заявке ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" был утвержден акт предоставления земельного участка в пределах береговой полосы внутренних водных путей Волжского бассейна для деятельности предприятия, расположенного на левом берегу протоки Сухая Самарка на 3,0 км дополнительного судового хода по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 6, часть 2, изд. 2006 г., площадью 16 045 кв.м.
Согласно отзыву ФБУ "Администрация Волжского бассейна", данный документ является согласовательным, и не предоставляет права пользования земельным участком, лишь подтверждает безопасность для судоходства на данном участке акватории.
Согласно Уставу ФБУ "Администрация Волжского бассейна" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта учреждением, осуществляющим функции администрации Волжского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 года.
В отзыве ФБУ "Администрация Волжского бассейна" подчеркивает, что на момент утверждения акта предоставления земельного участка в пределах береговой полосы внутренних водных путей по заявке ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" взаимодействия между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением и ФБУ "Администрация Волжского бассейна" установлено не было и не осуществлялось.
Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Волга (от границы Республики Татарстан до впадения в Каспийское море) и бассейнов рек Дон, Урал, Большой и Малый Узень, Волгоградского, Ириклинского, Саратовского, Нижнекамского, Куйбышевского водохранилищ на территории Республики Татарстан, Астраханской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей. Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового управления
Согласно Положению об отделе водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, утвержденному приказом Нижне-Волжского бассейнового водного управление Федерального агентства водных ресурсов от 09 июля 2014 года N 110 отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов является структурным подразделением области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Самарской области.
Таким образом, поскольку ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", не является подведомственным учреждением Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), то деятельность его комиссии, которая согласовала и утвердила акт предоставления земельного участка в пределах береговой полосы внутренних водных путей Волжского бассейна для деятельности предприятия по заявке ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" от 17 августа 2012 года, не может свидетельствовать об осведомленности Нижне-Волжского бассейнового водного управления или Отдела водных ресурсов по Самарской области о границах передаваемых в аренду земельных участков, и о заключении спариваемых договоров в том смысле, который приведен в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ОАО "Волготанкер" и ООО "Партнер" о недопустимости доказательств - заключения кадастрового инженера и топографического плана, положенных в основу заявленных требований, так как, по мнению ОАО "Волготанкер" и ООО "Партнер", данные документы могут содержать недостоверные сведения. Приведенные доводы основаны на предположениях, и не подтверждены документально в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая устанавливает обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из заключения кадастрового инженера от 08 июня 2017 года, местоположение земельных участков и сооружений "причал" относительно границ арендованных участков определялись в соответствии с произведенными геодезическим измерением и сведениям государственного кадастра недвижимости. Измерения были произведены оборудованием "Тахеометр электронный Leica FlexLine TS02 plus R500 5 и GPCS/Глонасс - приемник спутниковый геодезический двухчастотный "Махоr", состоящем на балансе МБУ г.о. Самара "Центр администрирования управления муниципальной собственностью" (далее - МБУ "ЦАУМС") и прошедшими поверку в 2017 году. Сотрудник бюджетного учреждения, производивший в соответствии с пунктом 3.4 Положения об отделе кадастровых работ, утвержденного генеральным директором МБУ г.о. Самара "ЦАУМС" от 11 января 2016 года указанные работы, имеет специальное техническое образование, что подтверждается квалификационным аттестатом кадастрового инженера N 63-16-963.
Кроме того, по результатам измерения геодезистом Поповым А.Н. составлены топографический план рассматриваемой территории и схема пересечения границ водного объекта с границами земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0000000:19537 и 63:01:0411003:580.
Попов А.Н. согласно приказу N 11л-с от 01 марта 2011 года с 01 марта 2011 года является ведущим специалистом в отделе геодезических работ ООО "Землеустроитель", имеет специальное техническое образование, что подтверждается квалификационным аттестатом кадастрового инженера N 63-16-963.
В ходе проведения работ по определению границ водного объекта - протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища запрошены схема расстановки флота в период комплексного обслуживания и отстоя судов ЗАО "Нефтефлот" с указанием географических координат места водопользования (М1:7500); сведения государственного кадастра недвижимости в виде кадастровых планов территории соответствующих кварталов 63:01:0411003, 63:01:0411004, 63:01:0411005; сведения из Единого государственного реестра недвижимости в виде выписок от 05 июня 2017 года N 99/2017/19394769 на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:19537 и от 05 июня 2016 года N 99/2017/19392496 на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0411003:580, а также сведения отраженные на публичной кадастровой карте.
В результате осмотра и анализа предоставленных документов и сведений установлено, что по земельному участку площадью 16 045 кв.м с кадастровым номером 63:01:0000000:119537 площадь наложения земельного участка на акваторию составляет 1297, 00 кв.м, а по земельному участку площадью 18 258,00 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0411003:580 - 274,00 кв.м.
Приведенные прокурором доказательства ответчиками надлежащим образом не опровергнуты, равно как и не доказано обратное.
В судебных заседаниях неоднократно удовлетворялись ходатайства ООО "Партнер" об отложении судебного разбирательства, которые мотивированы подготовкой и намерением заявить ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы в целях определения границ земельных участков и границ водного объекта.
Вопрос о назначении судебной экспертизы также ставился судом первой инстанции на обсуждение лиц, участвующих в деле, однако, в установленном статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке ходатайство так и не было заявлено.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04 апреля 2014 года N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" в случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Кроме того, отдел водных ресурсов по Самарской области, являющийся подразделением Нижне-Волжского бассейнового водного управления, в ответе от 25 сентября 2017 года в адрес прокуратуры гор. Самары согласился с заключением кадастрового инженера и подтвердил, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0411003:580 и 63:012:0000000:19537 при отметке уреза воды равной 30,2 м, по конфигурации накладываются на границы водного объекта, а именно участка протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища.
Согласно письму Приволжского УГМС от 19 ноября 2017 года 09-09-01/122 по данным опубликованным в РВ-260-83 "Основные правила использования водных ресурсов Саратовского водохранилища на р. Волга" (приложение 4, отметка нормального подпорного уровня (НПУ) у гор. Самара составляет 30,2 метров балтийской системы.
На топографическом плане, подготовленном ООО "Землеустроитель", граница водного объекта отражена.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при образовании и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами допущены нарушения, повлекшие образование земельных участков на землях водного фонда и неправомерное предоставление на праве аренды.
В силу действующего законодательства формирование и образование земельных участков из земель водного фонда, постановка их на кадастровый учет как объект недвижимого имущества запрещены.
С учетом изложенных обстоятельств, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно счел установленным и доказанным факт нахождения береговой полосы в границах земельных участков 63:01:0000000:19537 и 63:01:0411003:580 на момент предоставления его в аренду ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Предметом договора N 2781а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года является земельный участок площадью 16 045 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:19537.
Предметом договора N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года является земельный участок площадью 18 258 кв.м, кадастровый номер 63:01:0411003:580.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об указанных земельных участках. При этом как части земельных участков в границах береговой полосы водного объекта, имеющие характеристики, которые позволили бы определить их в качестве индивидуально определенной вещи, не сформированы, их площадь и границы не определены. Указанные обстоятельства, делают невозможным признание договоров недействительными в той части, в которой границы земельных участком имеют наложение на акваторию водного объекта, и в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат признанию недействительными полностью, как заключенные в нарушение вышеприведенных норм материального права.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2017 года по делу N А55-28542/2015.
Учитывая, что договор N 2781а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 16 045 кв.м, кадастровый номер 63:01:0000000:19537, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемого нежилым зданием (литера Д) и прилегающей территорией, и договор N 2782а-2012/2014 от 02 сентября 2013 года аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, общей площадью 18 258 кв.м, кадастровый номер 63:01:0411003:580, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, пос. Сухая Самарка, участок б/н, занимаемого нежилыми зданиями и прилегающей территорией, заключены Министерством имущественных отношений Самарской области и ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" с нарушением приведенных норм Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными сделками.
При этом судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что переход полномочий уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в силу закона к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, а также переход прав арендатора к ООО "Партнер" не изменяет квалификацию правоотношений.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2018 года, принятого по делу N А55-2911/2018 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2018 года, принятое по делу N А55-2911/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Волготанкер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2911/2018
Истец: Заместитель прокурора Самарской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области, ОАО "Волготанкер", ОАО "Волготанкер" в лице к/у Шемигон Виталия Ивановича
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ, АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПЦТЕЙ, Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, ЗАО "Нефтефлот", Нижнее-Волжское бассейновое водное управление в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Федерального агентства водных ресурсов, ОАО "Нефтефлот", ООО "Партнер", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФБУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Самарской области