г. Хабаровск |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А73-16638/2018 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Харьковской Е.Г.
рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 30.11.2018 по делу N А73-16638/2018
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 17.09.2018 N ТБ-ЖТ-17/09/2018/254 ХБР о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.11.2018 по делу N А73-16638/2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.11.2018 по делу N А73-16638/2018 принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно распоряжению от 03.07.2018 при проведении плановой выездной проверки общества выявлено неисполнение требований по обеспечению требований по обеспечению транспортной безопасности. По результатам проверки составлен акт от 14.08.2018.
Обществу направлялось извещение от 14.08.2018 с сопроводительным письмом о времени и месте составления протокола, на котором имеется штамп общества от 15.08.2018. Извещение содержало информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2018 по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, при участии представителей общества. Протокол содержал информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управлением в присутствии представителя общества вынесено постановление от 17.09.2018, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Управлением в ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности: в нарушение пп. 3 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 (далее - Требования N 495) не сформированы и (или) не привлечены для защиты транспортных средств, подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах транспортных средств, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования транспортного средства, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Общество заключило договор от 18.07.2018 N ФПК-18-264 с подразделением транспортной безопасности ООО "Желдорохрана" (далее -ПТБ) только на поезд (состав) по направлению Москва - Владивосток -Москва. Но на другие направления (составы, поезда) ПТБ не привлечено и не сформировано. При этом по направлению Москва - Владивосток - Москва привлечено ПТБ в части проведения досмотра, группы быстрого реагирования и сотрудники для проведения наблюдения и собеседования договором не предусмотрены. 13.08.2018 при проверке на станции Хабаровск-1 подразделение на данном маршруте (составе) отсутствовало. Аудио- и видеозапись документирования действий работников подразделений транспортной безопасности, осуществляющих действиями по обследованию объектов досмотра пассажирского поезда Москва-Владивосток - Москва не ведутся.
В нарушение обществом пп. 9 п. 5 Требований N 495 разработанные организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), заверенные субъектом транспортной инфраструктуры копии которых являются приложениями к планам обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, разработаны формально, не согласованы с ФОИВ, а именно:
схема размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности, включающую в том числе схему размещения и состав технических систем и средств досмотра в целях защиты транспортных средств от актов незаконного вмешательства, проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр);
организационную структуру (схему) управления силами обеспечения транспортной безопасности; перечень штатных должностей работников перевозчика (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах транспортных средств;
перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств;
перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зонах транспортной безопасности, определенных в подпункте 29 Требований, или на критических элементах каждого транспортного средства, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти; порядок передачи данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не согласован с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Не согласованны с уполномоченными подразделениями органов внутренних дел и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации: порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов внутренних дел и (или) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации выявленных лиц, совершивших, совершающих или подготавливающих совершение актов незаконного вмешательства, за которые установлена административная или уголовная ответственность (далее -нарушитель), а также идентифицированного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при отсутствии законных оснований для хранения и ношения.
Доводы общества о том, что на ТС не распространяются Требования не обоснованы, поскольку общество является субъектом транспортной инфраструктуры. Дальневосточным филиалом общества эксплуатируется 930 категорированных транспортных средств - вагонов, которые внесены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и им присвоена 1 категория. Вагонам-ресторанам присвоена 1 категория, реестровый номер ПОХ3243073, общесетевой номер 02463073. Р
Разработанные организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), разработаны формально не на конкретные транспортные средства и не на группу транспортных средств, а обобщенно, представленные сканы документов согласованы с ФСБ, но не подписаны (не утверждены) руководителем филиала общества.
Общество в нарушение п.п. 10 пункта 5 Требований N 495 не обеспечена передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных.
В нарушение пл. 11 пункта 5 Требований N 495 не в полном объеме проверены силы обеспечения транспортной безопасности из числа персонала с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.04. 2016 N 104 определен перечень документов представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. В полном объеме документы не были предоставлены ни на одного сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности, также не представлены анкеты, медицинские заключения, подтверждающее отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, выданное медицинской организацией (представлены справки отсутствие противопоказаний в должности начальника поезда). Кроме того в ходе проверки на сотрудников ПТБ привлеченных осуществлять защиту ТС от АНВ документа также не было предоставлено.
Обществом в нарушение п.п. 13 пункта 5 Требований N 495 были допущены к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства, лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные и не подготовленные в соответствии со статьей 12.1 Закона N 16-ФЗ.
В нарушение п.п. 14 пункта 5 Требований N 495 отсутствует информация в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортных средствах, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на транспортном средстве, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности или их части вне контрольно-пропускных пунктов, постов по поддельным, подложным и (или) недействительным пропускам; перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения актов незаконного вмешательства на транспортных средствах, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования транспортных средств или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий. Указанный факт подтверждается видеозаписью служебного регистратора и установлен при проверке.
Обществом не обеспечено в нарушение пп. 18 пункта 5 Требований N 495 внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости транспортного средства, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости транспортного средства.
В нарушение п.п. 25 пункта 5 Требований N 495 не выделены и не оборудованы, отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного или группы транспортных средств (далее - пункты управлением обеспечением транспортной безопасности).
Не обоснован довод общества о том, что данное требование распространяется только на ОТИ, в связи с тем, что в данном пункте прямое указание на ТС одного или группы транспортных средств.
В нарушение п.п. 27 пункта 5 Требований N 495 не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработки и хранения в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Не обеспечено обществом в нарушение п.п. 28 пункта 5 Требований N 495 видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности. Пояснения о том, что пропускной и внутриобъектовый режим в поездах формирования филиала организован, не обоснованы в виду того, что общество не представило в адрес управления подтверждение, что действительно проводятся внеплановые занятия с поездами бригадами по изучению (ознакомлению) организационно - распорядительных документов по транспортной безопасности. В ходе проверки поездов, пропускной режим не проводился.
В нарушение п.п. 32 пункта 5 Требований не организован пропускной и внутриобъектовый режим на транспортных средствах в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства. 13.08.2018 был направлен запрос о предоставлении данных аудио-видеозапись документированного действия сотрудников ПТБ. Данные получены 17.08.2018 после завершения проверки АО "ФПК". Аудио- видеоматериалы не отображались по данной ссылке, предоставленной обществом.
В нарушение п.п. 33 пункта 5 Требований не оснащены транспортные средства техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ.
Директор вагона-ресторана, не имеет приказа о назначении лица ответственного за обеспечения транспортной безопасности вагона-ресторана, отсутствовали документы, подтверждающие профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, документы, подтверждающие прохождение аттестаций сил обеспечения транспортной безопасности в Реестре выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене не значится. Вагон ресторан является частью подвижного состава, следовательно вагон-ресторан является транспортным средством и предназначен для перевозки пассажиров.
Внутренние организационно-распорядительные документы для групп транспортных средств не разработаны.
АО "ФПК" дополнительную оценку уязвимости провело, однако изменения в план обеспечения транспортной безопасности не внесены. Дальневосточный филиал общества в Росжелдор сведения для включения принадлежащих ему транспортных средств в группы не представил. Заключения на распространение результатов оценки уязвимости на ТС не имеет.
Вопреки требованиям к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности допущены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности не прошедших аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании проверки пассажирского поезда N 81/82 Тында-Благовещенск, состоящего из 10 вагонов (9 пассажирских, 1 вагон-ресторан) начальник поезда, на момент проведения проверки, не имел приказа о назначении лица ответственного за обеспечения транспортной безопасности состава, отсутствовали документы, подтверждающие профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, документы, подтверждающие прохождение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в Реестре выданных свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и метрополитене не значится.
Не сформировано и (или) не привлечено для защиты транспортного средства, подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее -группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах транспортных средств, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования транспортного средства, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В составе поезда, состоящего из 9 пассажирских вагонов и 1 вагона-ресторана, видеонаблюдение установлено в четырех плацкартных вагонах сертификаты не предъявлены, установлена радиосвязь с проводниками и тревожные кнопки, не советующие требованиям постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" в части сертификации технических систем и средств сигнализации, технических систем и средств досмотра, технических средств видеонаблюдения, технических средств связи, приема и передачи информации, технических средств оповещения, технических систем сбора и обработки информации.
Отсутствует информация в наглядной, доступной форме для физических лиц в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (транспортном средстве), о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в части, их касающейся, в том числе о запрете:
- перевозки по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным, перевозочным и (или) удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры (транспортных средствах), а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий.
В штабном вагоне отсутствует выделенное и оборудованное, отдельное помещение или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного или транспортных средств - пункты управления обеспечением транспортной безопасности.
Не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности.
В соответствии с п. 4 Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС неисполнение указанных Требований негативно отражается на антитеррористической защищенности объектов и не обеспечивает защиту ОТИ и ТС от возможной угрозы совершения актов незаконного вмешательства.
Вместе с тем, все действия юридического лица выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются все действия этого лица.
Не состоятелен довод общества о том, что составлены графики и прохождения аттестации работников в период с сентября по ноябрь 2018 года по структурным подразделениям АО "ФПК".
В пассажирском поезде N 99-100 Москва - Владивосток - Москва при проведении проверки у начальника поезда на станции Хабаровск-1 отсутствовали документы, подтверждающие профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, документы, подтверждающие прохождение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, что является нарушением п. п. 13 пункта 5 Требований допущены к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства, лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные и не подготовленные в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ.
Общество о незаконности постановления управления обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел каких-либо исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, так как нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей в данной сфере.
Из обжалуемого судебного акта следует, что суд первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства на основании пункта 2 части 4 статьи 170 АПК РФ проверил обоснованность доводов сторон, дал оценку всем имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений срока и порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства апелляционным судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.11.2018 по делу N А73-16638/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16638/2018
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопастности по ДФО
Третье лицо: АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала "ФПК"