г. Вологда |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А66-8616/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от Министерства строительства Тверской области Громовой С.В. по доверенности от 21.12.2018 N 10073-02ю, от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Волченко В.С. по доверенности от 09.01.2013 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 сентября 2018 года по делу N А66-8616/2018,
установил:
муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" (ОГРН 1176952003381, ИНН 6949109299; адрес: 170530, Тверская область, Калининский район, поселок Эммаусс, дом 7в; далее - предприятие, МУП "Коммунальные системы Калининского района") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - министерство) о признании незаконным решения от 25.01.2018 N 509-02Ю об отказе в заключении соглашения о предоставления субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель за 2017 год; а также о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем заключения соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель за 2017 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК ТО), правительство Тверской области (далее - правительство ТО), муниципальное образование Тверской области "Калининский район" в лице администрации (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в том числе положений Порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержденного постановлением правительства ТО от 02.04.2013 N 109-пп (далее - Порядок N 109-пп).
Министерство в отзыве просит апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции министерство уведомило об изменении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства на Министерство строительства Тверской области, в подтверждение чего предъявило постановление правительства ТО от 11.12.2018 N 351-пп "О совершенствовании государственного управления в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области", постановление правительства ТО от 11.12.2018 N 352-пп "Об утверждении Положения о Министерства строительства Тверской области" с приложением к нему, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 19.12.2018 и копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
В связи с указанным фактом ответчиком по делу является Министерство строительства Тверской области.
Предприятие, правительство ТО, администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей министерства и РЭК ТО, исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, приказами РЭК ТО от 08.09.2017 N 124-нп, от 21.09.2017 N 129-нп, от 12.10.2017 N 150-нп, от 13.11.2017 N 194-нп предприятию установлены тарифы на тепловую энергию на 2017 год (л.д. 37, 40, 43, 48).
Предприятие 26.12.2017 предъявило министерству заявление о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (л.д. 107).
По результатам рассмотрения данного заявления министерство письмом от 25.01.2018 N 509-02Ю отказало предприятию в заключении соглашения, сославшись на пункты 7, 8 и 10 Порядка N 109-пп, а также дополнительно отметив, что заявление поступило в министерство 26.12.2017 при предельном сроке 20.12.2017 (л.д.50).
Не согласившись с указанным отказом, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса относятся установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, а также установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона N 190-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона Тверской области от 20.12.2012 N 122-ЗО "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель" (далее - Закон N 122-ЗО) компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель на основании статьи 4 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с порядком, определяемом правительством ТО.
Такой порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, утвержден постановлением Правительства Тверской области от 02.04.2013 N 109-пп.
Порядок N 109-пп разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 5 Закона N 122-ЗО в целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию населению и потребителям, приравненным к населению, для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, осуществляемому с использованием открытых систем теплоснабжения, по льготным тарифам на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (далее - выпадающие доходы), установленным РЭК ТО.
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что предоставление субсидии осуществляется в пределах средств, предусмотренных в законе Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период на эти цели.
Ежегодно в срок до 31 декабря текущего года нормативным правовым актом правительства ТО утверждается распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям на очередной финансовый год.
Условия и порядок предоставления субсидии изложены в разделе II названного Порядка.
Согласно пункту 1 Порядка N 109-пп основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) предоставление теплоснабжающими организациями недостоверной или искаженной информации;
б) нарушение и (или) несоблюдение условий, указанных в пункте 7 настоящего раздела;
в) непредставление документов (представление не в полном объеме) или несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.
В частности, пунктом 10 Порядка N 109-пп установлено, что в целях предоставления субсидии министерство в течение десяти рабочих дней со дня окончания проведения проверки, указанной в пункте 9 настоящего раздела, но не позднее 20 декабря текущего года заключает с теплоснабжающими организациями, соответствующими условиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего раздела, и представившими документы согласно пункту 8 настоящего раздела, соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Тверской области (далее - соглашение о предоставлении субсидии).
В случае несоблюдения теплоснабжающей организацией условий, предусмотренных пунктом 7 раздела II упомянутого порядка, и (или) в случае непредставления (представления не в полном объеме) документов, указанных в пункте 8 настоящего раздела, министерство направляет теплоснабжающей организации мотивированное уведомление об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии.
Отказ министерства в заключении соглашения о предоставлении субсидии не является препятствием для повторного обращения теплоснабжающей организации в министерство для заключения соглашения о предоставлении субсидии.
Таким образом, из пункта 10 Порядка N 109-пп следует, что заявитель должен соответствовать установленным пунктом 7 Порядка N 109-пп требованиям, вместе с заявлением о предоставлении субсидии должен быть предъявлен определенный пунктом 8 названного Порядка пакет документов, а также при обращении о рассмотрении вопроса о заключении соглашения о предоставлении субсидии подлежит соблюдению установленный Порядком N 109-пп срок.
В частности, из Порядка N 109-пп следует, что организации имеют право на получение субсидий при соответствии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, условиям, перечисленным в пункте 7 раздела II Порядка N 109-пп, включая наличие договоров теплоснабжения, заключенных между организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами, и теплоснабжающей организацией (далее - договор теплоснабжения), актов приемки-передачи фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населению, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами, и теплоснабжающей организацией в рамках заключенных между ними договоров теплоснабжения (далее - акты приема-передачи), а при непосредственном управлении многоквартирным домом либо отсутствии выбранного способа управления многоквартирным домом - актов-расчетов фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд жителей этого многоквартирного дома за отчетный период по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, согласованных с органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области.
Нарушение и (или) несоблюдение условий, указанных в пункте 7 раздела II Порядка N 109-пп, является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 17 раздела II Порядка N 109-пп).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что предприятием направлялось только заявление, полученное министерством 26.12.2017, без приложения документов.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, в случае если соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено не позднее 20 декабря текущего года, то есть в рассматриваемом случае 2017 года, то и заявление с необходимыми документами, должно быть подано до указанной даты.
В данном случае такое заявление поступило только 26.12.2017, то есть после указанной даты.
Таким образом, по мнению суда, несоблюдение установленного заявительного порядка реализации права на получение субсидий, в том числе предусмотренных Порядком N 109-пп сроков реализации данного права, влечет отказ в предоставлении субсидии.
В связи с этим у министерства не имелось оснований по результатам рассмотрения заявления предприятия для принятия положительного решения о заключении соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов МУП "Коммунальные системы Калининского района".
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, согласно положениям статей 21 и 69 БК РФ субсидии - это бюджетные ассигнования, один из видов расходов, включенных в бюджетную систему Российской Федерации.
Специфика норм бюджетного законодательства также предопределяет императивность требований к порядку реализации права на получение субсидий.
В силу статьи 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно статье 6 БК РФ текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). При завершении текущего финансового года бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (статья 242 названного Кодекса).
Предельный срок для подачи заявлений на получение субсидий установлен среди прочего для своевременного и полного исполнения требований БК РФ, а также в целях исключения неблагоприятных последствий для бюджета в виде незапланированных расходов на компенсацию убытков.
Ссылка предприятия на наличие, по его мнению, уважительных причин пропуска срока подачи заявки на получение субсидии была предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонена.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, ее размер устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а надлежащие доказательства уплаты государственной пошлины во исполнение определения Четырнадцатого арбитражного суда от 28.12.2018 на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не представлены, имеющая в деле копия платежного поручения не содержит в себе ссылки на номер судебного дела, апелляционная коллегия, руководствуясь положениями статьи 102 АПК РФ, считает необходимым взыскать с предприятия в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 сентября 2018 года по делу N А66-8616/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования Тверской области "Калининский район" "Коммунальные системы Калининского района" (ОГРН 1176952003381, ИНН 6949109299; место нахождения: 170530, Тверская область, Калининский район, поселок Эммаусс, дом 7в) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8616/2018
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН" "КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Третье лицо: "Калининский район" Тверской области в лице Администрации, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, МО "Калининский район" Тверской области в лице Администрации, ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ