г.Самара |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А72-15401/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от министерства финансов Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: государственного учреждения здравоохранения "Тереньгульская районная больница" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2019 года апелляционную жалобу министерства финансов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2018 года по делу N А72-15401/2018 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, Ульяновская область, р.п.Ишеевка, к министерству финансов Ульяновской области, г.Ульяновск, третье лицо: государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская районная больница", Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п.Тереньга,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству финансов Ульяновской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская районная больница", об обязании министерства приостановить операции по всем лицевым счетам должника государственного учреждения здравоохранения "Тереньгульская районная больница", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решений N 2088 от 07.11.2017, N 2634 от 13.02.2018, N 2972 от 03.05.2018, N 2973 от 03.05.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская районная больница" (далее - ГУЗ "Тереньгульская районная больница", должник).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены, бездействие министерства, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника ГУЗ "Тереньгульская районная больница", признано незаконным. На министерство возложена обязанность приостановить операции по всем лицевым счетам должника ГУЗ "Тереньгульская районная больница", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решений инспекции N 2088 от 07.11.2017, N 2634 от 13.02.2018, N 2972 от 03.05.2018, N 2973 от 03.05.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в период приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, учреждением производились социально важные платежи, задержка выплат которых могла повлечь необратимые последствия в виде причинения смерти или вреда здоровью любой тяжести. Так, приостановление оплаты услуг связи (КОСГУ 221) чревато отключением телефонной связи и, как следствие, невозможностью поступления вызовов по скорой и неотложной помощи от населения. Приостановление оплаты расходов, связанных с работой автомобилей скорой медицинской помощи (КОСГУ 340) привело бы к затруднительному использованию транспортных средств Учреждения. В связи с этим экстренная транспортировка лиц, нуждающихся в медицинской помощи, станет невозможной. Невыплата текущих расходов на коммунальные услуги (КОСГУ 223) повлекло бы невозможность оказания медицинской помощи населению. Министерством исполнены установленные требования бюджетного законодательства по исполнению решений налогового органа.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУЗ "Тереньгульская районная больница" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 07.11.2017, 13.02.2018, 03.05.2018 инспекцией в отношении ГУЗ "Тереньгульская районная больница" приняты решения N 2088, 2634, 2972, 2973 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Решения инспекции N 2088 от 07.11.2017, N 2634 от 13.02.2018, N 2972 от 03.05.2018, N 2973 от 03.05.2018 получены министерством.
Государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская районная больница" является казенным учреждением.
В связи с неисполнением указанных исполнительных документов заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Министерство представило отзыв, согласно которому министерство финансов осуществляло операции по расходованию денежных средств со счета должника в связи с производственной необходимостью последнего: услуги связи, коммунальные платежи, обслуживание системы АПС, работы, связанные с работой службы скорой помощи, и иные работы.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Порядок обращения взыскания на средства казенных учреждений определен статьей 242.6 БК РФ.
В силу части 1 статьи 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 142-ФЗ).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (части 4, 5, 6 и 7 статьи 242.6 БК РФ).
Такие обстоятельства, как недостаток бюджетного финансирования и иные, в том числе ранее предъявленные должнику исполнительные листы, решения налогового органа не установлены законодателем в качестве оснований для неприменения БК РФ.
Вопреки положениям части 1 статьи 65 АПК РФ названной статьи уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и документы, подтверждающие фактическое приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, министерством не представлены.
Установлено, что решения инспекции N 2088 от 07.11.2017, N 2634 от 13.02.2018, N 2972 от 03.05.2018, N 2973 от 03.05.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, исполнены не были, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника ГУЗ "Тереньгульская районная больница" не были приостановлены. Министерством после вынесения уведомления о приостановлении операций по расходованию средств оплачивались услуги связи, коммунальные платежи, обслуживание системы АПС, работы, связанные с работой службы скорой помощи и иные работы, не предусмотренные частью 7 статьи 242.6 БК РФ. Доказательств обратного суду не представлено.
БК РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
При неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы в предусмотренных статьей 242.6 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции признал незаконным бездействие министерства по неисполнению требований решений МРИ ФНС России N 2 по Ульяновской области N 2088 от 07.11.2017, N 2634 от 13.02.2018, N 2972 от 03.05.2018, N 2973 от 03.05.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика.
С учетом вышеизложенного заявленные инспекцией требования суд первой инстанции удовлетворил.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ, частью 7 статьи 242.6 БК РФ в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции обязал министерство приостановить операции по всем лицевым счетам должника ГУЗ "Тереньгульская районная больница", включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решений инспекции N 2088 от 07.11.2017, N 2634 от 13.02.2018, N 2972 от 03.05.2018, N 2973 от 03.05.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений).
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, учреждением производились социально важные платежи, подлежат отклонению, поскольку для указанных министерством платежей законодательством не предусмотрено каких-либо исключений. Соответственно, не приостановив операции должника по лицевым счетам (за исключением платежей, предусмотренных законодательством), министерство нарушило требования бюджетного законодательства по исполнению решений налогового органа.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 05 декабря 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством финансов Ульяновской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2018 года по делу N А72-15401/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15401/2018
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН"
Третье лицо: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ТЕРЕНЬГУЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ГУЗ "Теренгульская районная больница"