Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2019 г. N Ф10-1844/19 настоящее постановление отменено
г. Тула |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А09-9788/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Универсальная строительная компания "Надежда" - Коленкина И.П. (доверенность от 28.12.2018), ответчика - главы муниципального учреждения Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области - Шопоревой А.Г. (доверенность от 04.12.2018), рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу главы муниципального учреждения Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2018 по делу N А09-9788/2018 (судья Грахольская И.Э.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Универсальная строительная компания "Надежда" (г. Брянск, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554) (далее по тексту - заявитель, общество, ООО УСК "Надежда") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к главе Стекляннорадицкой сельской администрации (Брянская область, Брянский район, д. Стеклянная Радица, ОГРН 10532233056810, ИНН 3245002410) (далее по тексту - ответчик) о признании недействительным распоряжения "Об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений" от 10.07.2018 N 6-р, и о возложении на главу Стекляннорадицкой сельской администрации обязанности в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по данному делу вынести распоряжение о сносе зеленых насаждений с целью выполнения всех необходимых работ по благоустройству территории для многоквартирных многоэтажных жилых домов поз. 9, 9а и 2а. в микрорайоне "Сосновый Бор" Брянского района Брянской области, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 (поз. 9) произвести вынужденный снос 32 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 (поз. 9а) произвести вынужденный снос 5 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) произвести вынужденный снос 63 деревьев.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе глава муниципального учреждения Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что правовых оснований для признания недействительным оспариваемого распоряжения не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО УСК "Надежда" просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 01.09.2016 и актом приема-передачи от 01.09.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 805 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1625.
Согласно договору аренды от 27.07.2016 и акту приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 856 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1623.
Также в соответствии с договором аренды от 27.07.2016 и актом приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 6 357 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1214.
ООО УСК "Надежда" на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 планирует строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 2а); на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-637-2016), на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9а) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-636-2016).
Письмом от 07.06.2017 N 233-Т (от 08.06.2017 вх. N 353) общество обратилось в адрес Стекляннорадицкой сельской администрации с просьбой создать комиссию по обследованию зеленых насаждений, попадающих в зону застройки (поз. 2а, 9, 9а), а также в зону выполнения по благоустройству прилегающих к ним территорий.
Указанное письмо оставлено администрацией без ответа.
Письмом от 03.10.2017 N 1283 общество направило в адрес администрации претензию с просьбой в срок до 18.10.2017 создать комиссию для обследования зеленых насаждений, оформить соответствующий акт обследования и разрешить вынужденный снос зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1625, 32:02:0530302:1623, 32:02:0530302:1214 с учетом зон застройки и благоустройства многоквартирных жилых домов (поз. 2а, 9, 9а).
Направленная в адрес ответчика претензия отставлена без ответа, действия по созданию комиссии для обследования зеленых насаждений администрацией не совершались, соответствующий акт обследования зеленых насаждений не оформлялся, разрешение на вынужденный снос зеленых насаждений не выдавалось.
Общество, полагая, что бездействие администрации, выразившееся в не рассмотрении по существу вопросов, поставленных в письмах от 07.06.2017 N 233-Т, от 03.10.2017 N 1283, является незаконным и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области, выразившегося в не рассмотрении по существу вопросов, поставленных в письмах от 07.06.2017 N 233-Т, от 03.10.2017 N 1283.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.02.2018 по делу N А09-1040/2018 признано незаконным бездействие муниципального учреждения Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области, выразившееся в не рассмотрении по существу вопросов, поставленных в письмах ООО УСК "Надежда" от 07.06.2017 N 233-Т и от 03.10.2017 N 1283.
Также указанным решением суд обязал муниципальное учреждение Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу судебного акта по данному делу рассмотреть по существу обращения ООО УСК "Надежда", изложенные в письме от 07.06.2017 N 233-Т и в письме от 03.10.2017 N 1283, и принять соответствующее решение.
В рамках исполнительного производства по исполнительному листу, выданному Арбитражным судом Брянской области по указанному делу главой Стекляннорадицкой сельской администрации вынесено распоряжение "Об отказе в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений" от 10.07.2018 N 6-р, мотивированное наличием в Арбитражном суде Брянской области дела по спору об определении границ собственности.
Не согласившись с данным распоряжением, ООО УСК "Надежда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является правильным ввиду следующего.
Решением Стекляннорадицкого сельского Совета народных депутатов от 21.11.2013 N 3-2-7 утверждено Положение "Об охране зеленых насаждений, расположенных на территории Стекляннорадицкого сельского поселения" (далее по тексту - Положение).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3.1 Положения вынужденный снос и пересадку деревьев и кустарников, связанные с застройкой, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других сооружений, допускается производить только на основании распоряжения главы администрации.
В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия Правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее по тексту - комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам генерального плана и Правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31 ГрК РФ, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Генеральный план и Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Судом установлено, что во исполнение указанных требований главой администрации Брянского района в адрес администрации Брянской области и в Брянскую городскую администрацию были направлены обращения с просьбой о согласовании проекта генерального плана Стекляннорадицкого сельского поселения от 03.10.2012 N 1-2278А.
В ответ на указанные обращения было направлено сообщение от 29.11.2012 N 97553 из содержание которого следует, что проект генерального плана Стекляннорадицкого сельского поселения согласован администрацией Брянской области.
Письмом от 30.10.2012 N 6/28-7576 Брянская городская администрация сообщила о согласовании проекта генерального плана Стекляннорадицкого сельского поселения.
Таким образом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, этапы процедуры подготовки проектов генерального плана и Правил землепользования и застройки, проектов вносимых изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки и их утверждения соблюдены: в Стекляннорадицком сельском поселении проведены публичные слушания по вопросу принятия проектов генерального плана и правил землепользования и застройки указанного поселения, что подтверждается соответствующими заключениями.
Все необходимые согласования получены, в частности, требования статьи 25 ГрК РФ при подготовке и утверждении оспариваемого генерального плана были выполнены.
Указанные генеральный план и Правила землепользования и застройки содержат всю необходимую информацию, предусмотренную статьями 23, 30 ГрК РФ, в том числе картографический материал.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований
В силу статьи 12 Закона N 131-ФЗ изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
Законом Брянской области от 09.03.2005 N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" установлены границы Стекляннорадицкого сельского поселения.
В приложении к указанному закону имеется описание границы поселения.
Судом установлено, что в соответствии с договором аренды от 01.09.2016 и актом приема-передачи от 01.09.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 805 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1625.
Согласно договору аренды от 27.07.2016 и акту приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 4 856 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1623.
Также в соответствии с договором аренды от 27.07.2016 и актом приема-передачи от 27.07.2016 ООО УСК "Надежда" является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общей площадью 6 357 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, микрорайон Сосновый Бор, с кадастровым номером 32:02:0530302:1214.
ООО УСК "Надежда" на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 планирует строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 2а); на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-637-2016), на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 планирует осуществить мероприятия по благоустройству прилегающей территории к строящемуся многоквартирному многоэтажному жилому дому (поз. 9а) (разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-636-2016).
Какой-либо спор относительно права собственности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1625, 32:02:0530302:1623 и 32:02:0530302:1214, принадлежащих на праве собственности ООО "Актив" и ИП Долгий И.А. и находящихся в аренде у ООО УСК "Надежда", в суде как на момент вынесения оспариваемого распоряжения, так при рассмотрении дела в суде первой инстанции не имелось.
В соответствии с постановлением администрации Брянского района от 04.08.2016 N 713 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1623, согласно пунктам 2.1, 2.2 которого основной вид разрешенного использования: для жилищного строительства, назначение объекта капитального строительства: многоквартирный 16 этажный жилой дом.
В соответствии с постановлением администрации Брянского района от 16.02.2016 N 113 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 32:02:0530302:1214, согласно пунктам 2.1, 2.2 которого основной вид разрешенного использования: под жилищное строительство, назначение объекта капитального строительства: многоквартирный 16 этажный жилой дом.
Благоустройство и количество парковочных мест на указанных земельных участках обосновано технико-экономическими показателями по жилым домам (поз. 2а, 9, 9а) в микрорайоне Сосновый Бор Брянского района Брянской области.
Планы благоустройства территории земельных участков с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1623 и 32:02:0530302:1214 и прилегающей к ним территории согласованы главным архитектором Брянского района.
На земельный участок с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) разработан проектный план благоустройства территории.
ООО УСК "Надежда" получило разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-637-2016 многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 9) на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623, а также разрешение на строительство от 09.09.2016 N 32-502313-636-2016 многоквартирного многоэтажного жилого дома (поз. 9а) на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Стекляннорадицкого сельского поселения Брянского района Брянской области, действующих и в настоящее время, территория микрорайона Сосновый Бор находится в зоне Ж1 (зона застройки многоэтажными многоквартирными и среднеэтажными многоквартирными жилыми домами).
Основным видом использования данного земельного участка является строительство многоэтажных жилых домов с количеством этажей 5 - 21.
В связи с застройкой указанных земельных участков многоэтажными домами, прокладкой коммуникаций, строительством линий электропередачи и других объектов инженерной инфраструктуры, а также в связи с благоустройством прилегающей территории возникла необходимость в вынужденном сносе зеленых насаждений, произрастающих на данных земельных участках.
В частности, с целью выполнения всех необходимых работ по благоустройству территории для многоквартирных многоэтажных жилых домов (поз. 9, 9а и 2а) необходимо осуществить вынужденный снос зеленых насаждений, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1623 (поз. 9) необходимо произвести вынужденный снос 32 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1214 (поз. 9а) необходимо произвести вынужденный снос 5 деревьев;
- на земельном участке с кадастровым номером 32:02:0530302:1625 (поз. 2а) необходимо произвести вынужденный снос 63 деревьев.
Согласно пункту 4.1. Положения за вынужденный снос зеленых насаждений предусмотрены мероприятия по компенсационному озеленению.
Судом установлено, что ООО УСК "Надежда" готово произвести выплату восстановительной стоимости за вынужденный снос зеленых насаждений в размере, предусмотренном действующим законодательством, а также выполнить предусмотренные законом мероприятия по компенсационному озеленению.
В материалы дела представлен расчет сумм выплаты.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у главы Стекляннорадицкой сельской администрации достаточных правовых оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений по мотиву оспаривания границ собственности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленное обществом требование о признании недействительным распоряжения главы Стекляннорадицкой сельской администрации от 10.07.2018 N 6-р.
При этом судом также справедливо учтено, что в соответствии с решением Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2018 по делу N А09-4828/2018 исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Актив" к управлению лесами Брянской области удовлетворено.
Арбитражный суд Брянской области в соответствии с указанным решением обязал управление лесами Брянской области исключить из Государственного лесного реестра сведения о лесных участках (лесничествах, лесопарках) в той части, в какой такие сведения противоречат сведениям о земельных участках с кадастровыми номерами 32:02:0530302:911 и 32:02:0530302:1623, имеющимся в ЕГРН.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.10.2018 по делу N А09-5308/2018 исковое заявление ИП Долгого И.А. к управлению лесами Брянской области удовлетворено.
Арбитражный суд Брянской области в соответствии с указанным решением обязал управление лесами Брянской области исключить из Государственного лесного реестра сведения о лесных участках (лесничествах, лесопарках) в той части, в какой такие сведения противоречат сведениям о земельных участках с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1624 и 32:02:0530302:1625, имеющимся в ЕГРН.
Арбитражный суд Брянской области в рамках рассмотрения указанных дел установил, что земельные участки с кадастровыми номерами 32:02:0530302:1625, 32:02:0530302:1623 и 32:02:0530302:1214 являются землями населенных пунктов и предназначены для жилищного строительства.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет и не имеют пресечения с другими земельными участками, что следует из копий выписок из ПЗЗ от 10.09.2018 N 399 и от 10.09.2018 N 398, а также подтверждается распечаткой с публичной кадастровой карты.
Поскольку доводов, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.11.2018 по делу N А09-9788/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы муниципального учреждения Стекляннорадицкой сельской администрации Брянского района Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9788/2018
Истец: ООО Универсальная строительная компания "Надежда"
Ответчик: Глава Муниципального учреждения Стекляннорадицкая сельская администрация Брянского района Брянской области Яшелин Юрий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1055/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9788/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-9788/18
22.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1844/19
14.02.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8832/18
15.11.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9788/18