г. Саратов |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А12-33125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Советская"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 декабря 2018 года по делу N А12-33125/2018 (судья Л.В. Кострова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Советская" (ИНН 7728261723, ОГРН 1157746534912)
к Главному Управлению МЧС России по Волгоградской области (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488),
третье лицо - индивидуальный предприниматель Терновец Светлана Рубеновна (г. Краснодар)
о признании незаконным предписания,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Советская" (далее- ООО "Советская", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением с учетом уточнений о признании незаконным и отмене предписания N 86/1/1 государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору - инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ворошиловскому и Центральному районах г. Волгограда Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России Бабичева А.Е. в отношении ООО "Советская" от 11.07.2018.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 декабря 2018 года по делу N А12-33125/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Советская" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 14 июня по 11 июля 2018 года на основании Распоряжения главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Чеботарева И.Л. от 13.06.2018 N 008/64 отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Ворошиловскому и Центральному районам отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Волгограду управления надзорной деятельности и профилактической заботы Главного управления МЧС России по Волгоградской области проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением ООО "Советская" обязательных требований пожарной Безопасности при эксплуатации объекта защиты - Ресторанно-гостиничный комплекс "Ринг" по адресу: 400066, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 25 "Б".
По результатам проверки 11.07.2018 был составлен акт проверки N 008/64.
В ходе проведенной проверки установлено, что юридическим лицом ООО "Советская", являющемся правообладателем, т.е. лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на проверяемом объекте защиты, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 25 "Б" (договор аренды нежилого помещения от 01 января 2018 N 1/18АР), допущено нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - N 123-ФЗ), "Правилами противопожарного режима в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 N 390 (далее - ППР в РФ), Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21 -01-97*), Специальными техническими условиями на строительство объекта: "Ресторанно-гостиничный комплекс по ул. Краснознаменская, 25 Б в Центральном районе г. Волгограда" от 10 декабря 2012 года (далее - СТУ), а именно:
1. В помещении расположения приемных приборов автоматической установки пожарной сигнализации установка порошкового пожаротушения (модуль "Буран") находится в неисправном состоянии, имеется деформация корпуса (п. 61 ППР в РФ);
2. Дверь эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из помещения обеденного зала, расположенного на антресольном этаже, закрыта на механический запор, не обеспечивающий ее свободное открывание изнутри без ключа (п. 35 ППР в РФ);
3. Помещение гостиницы (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2) не выгорожено от помещения ресторана (класс функциональной пожарной опасности Ф. 3.2) противопожарной преградой с нормируемым пределом огнестойкости (п. 1 ст. 88 N 123-ФЗ, п. 7.4 СНиП 21-01-97*);
Кроме того, проверкой установлено, что обществом не выполнены компенсирующие мероприятия, предусмотренные специальными техническими условиями на строительство объекта: "Ресторанно-гостиничный комплекс по ул. Краснознаменская, 25 Б в Центральном районе г. Волгограда" от 10 декабря 2012 года, а именно:
4. Для отделки пола на путях эвакуации (общие коридоры) допущено применение горючих материалов (ковролина) (п. 9.1.18 СТУ (стр. 36));
5. Для отделки потолка на путях эвакуации (общие коридоры, холлы) допущено применение горючих декоративно-отделочных материалов (полимерный натяжной потолок) (п. 9.1.18 СТУ (стр. 36));
6. Не обеспечено дымогазонипроницаемое исполнение остекленных перегородок с дверями, отделяющих смежные коридоры 2-4 этажей здания гостиницы от центральной лестничной клетки (п. 10.8.10 СТУ (стр. 41), п. 2.4 СТУ (стр. 8));
7. Этажи здания не оборудованы автоматической системой удаления продуктов горения при пожаре (системой дымоудаления) (п. 10.8.7 СТУ (стр. 41));
8. Отсутствует система подпора воздуха в шахты лифтов (п. 2.4 СТУ (стр. 8));
9. Отсутствует круговой проезд вокруг здания шириной 3,5-4,2 метра на расстоянии 5-8 метров от стены гостиницы, с твердым покрытием пригодным для проезда пожарных машин и возможность установки автолестниц и коленчатых автоподъемников вдоль оси 1 и оси А. Допущена установка металлических гаражей, существующего кирпичного забора соседнего земельного участка (п.п. 9.1.17, 9.1.21 СТУ (стр.36));
10.Отсутствует возможность доступа пожарных подразделений с автолестниц в помещения номеров вдоль оси В на 3 и 4 этажах, из-за устройства двухэтажной части в осях В-Ж. Невозможно осуществить спасение людей при пожаре из данных помещений непосредственно по автолестницам (п.п. 9.1.17, 9.1.21 СТУ (стр.36));
11.В местах нарушения минимальных противопожарных разрывов предусмотреть заполнение оконных, дверных и/или технологических проемов противопожарными дверями, окнами, люками, шторами, занавесами 1 -го типа (п. 2.4 СТУ (стр. 7));
12.В номерах гостиницы отсутствуют устройства индивидуального самоспасения (п.п. 9.1.17, 9.1.21 СТУ (стр. 36));
13.При утеплении стен здания допущено отступление от фасадной системы, предусмотренной СТУ (отсутствует внешний штукатурный слой толщиной 6 мм). Допущено применение вентилируемого фасада (п. 8.12 СТУ (стр. 21));
14.Не представлена техническая документация по огнезащитной обработке несущих металлических конструкций (балок, прогонов, ферм, колонн) здания путем оштукатуривания по сетке с толщиной слой 30 мм (п. 8.4 СТУ (стр. 18));
15.На фасаде здания отсутствует план подвального этажа, выполненный с применением фотолюминесцентных материалов с указанием места расположения насосной станции пожаротушения и порядка доступа в нее (п. 10.5.4 СТУ (стр. 39)).
16.Отсутствуют противопожарные шторы (занавесы) 1 -го типа, с возможностью эвакуации через них, перед входом в центральную лестничную клетку (между осей 4-5 и Б-В) с подвального и первого этажей (п. 10.8.9 СТУ (стр. 41)).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями ГУ МЧС по Волгоградской области в отношении общества вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 11.07.2018 N 86/1/1.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в полном объеме.
Арбитражный суд Волгоградской области, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 1 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР в РФ), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территории, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Из статьи 38 Закона N 69-ФЗ следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Материалами дела установлено, что нежилые помещения общей площадью 1601,53 арендуются Обществом у индивидуального предпринимателя Терновец С.Р. в соответствии с договором аренды от 01.01.2018 N 1/18АР.
Согласно пункту 2.3 договора аренды, арендатор обязан соблюдать технические, санитарные, противопожарные требования.
Таким образом, общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в спорных зданиях.
Доводы заявителя о том, что основные нарушения требований пожарной безопасности (капитальные мероприятия), выявленные на объекте надзора, не должны выполняться, обоснованно не приняты судом первой инстанции.
В соответствии с п.61 ППР в РФ руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
В соответствии с паспортом на модуль порошкового пожаротушения (модуль "Буран") запрещается эксплуатировать модуль при повреждениях корпуса, мембраны и выпускного насадка.
Согласно п.35 ППР в РФ запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы, что изменение СТУ, а также выполнение требований СТУ и СНИПов предусматривают изменение арендуемого здания капитального характера, однако, подпунктом "г" пункта 2.3. указанного Договора предусмотрено, что арендатор не вправе производить реконструкцию помещений, переоборудование сантехники и другие капитальные ремонтные работы (неотделимые улучшения) без письменного согласия арендодателя.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела какие-либо подтверждающие документы, свидетельствующие о необходимости проведения мероприятий капитального характера проверяющим, руководителем организации не представлено.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует Федеральному закону N 294-ФЗ, Техническому регламенту, Закону о пожарной безопасности, Федеральному закону N 123-ФЗ, иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 декабря 2018 года по делу N А12-33125/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33125/2018
Истец: ООО "СОВЕТСКАЯ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИП Терновец Светлана Рубеновна, Терновец С.р. Светлана Рубеновна