г. Чита |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А78-15700/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Публичного акционерного общества "Мобильные телесистемы" Анисимовой А.В. (доверенность от 14.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Забайкальского края" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2018 года по делу N А78-15700/2018 (суд первой инстанции - Перевалова Е.А.),
установил:
публичное акционерное общество "Мобильные телесистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственному казенному учреждению "Управление лесничествами Забайкальского края" (ОГРН 1167536050824, ИНН 7536157052, далее - заинтересованное лицо, учреждение) о признании требования N 29 от 31.08.2018 незаконным и его отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2018 года по делу N А78-15700/2018 заявленные требования удовлетворены. Требование государственного казенного учреждения "Управление лесничествами Забайкальского края" N29 от 31.08.2018 признано незаконным. Суд обязал государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Забайкальского края" устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апеллянт полагает, что, так как действующее законодательство не ограничивает количество проектов освоения лесов, которые могут быть реализованы в период действия договора аренды лесного участка, ограничение срока действия проекта освоения лесов не влечет нарушения прав арендатора.
Срок действия спорного проекта освоения лесов истек 01.07.2015, а изменения в него, в том числе по сроку действия, не представлены ПАО "МТС" в Министерство природных ресурсов Забайкальского края до настоящего времени.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда о возможности продления срока действия проекта освоения лесов на том основании, что его срок проекта освоения лесов произволен от срока действия договора аренды лесного участка, который возобновлен на основании ст. 621 ГК РФ, основан на неправильном применении норм материального права.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 17.01.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Забайкальского края", Министерство природных ресурсов Забайкальского края явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19.06.2018 года в адрес Учреждения поступило поручение Министерства природных ресурсов Забайкальского края N УЛ-16/9149 от 18.06.2018 года (л.д.78-81) о проведении осмотра лесных участков на наличие использования с нарушением условий договоров аренды лесных участков, в частности использование лесного участка в отсутствие проектов освоения лесов и лесных деклараций. В приложении к поручению указан, в том числе договор аренды N 14-97 от 10.09.2014 года, заключенный между Государственной лесной службой Забайкальского края и ОАО "МТС" (л.д.92-99), у которого срок действия истек 01.07.2015.
25 июня 2018 года ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" направило поручение (л.д.82-85) начальникам лесничеств, в том числе и Оленгуйскому лесничеству о проведении осмотра лесного участка арендованного ПАО "МТС".
10 июля 2018 года сотрудниками Оленгуйского лесничества осмотрен арендуемый ПАО "МТС" лесной участок по договору N 14-97, о чем составлен соответствующий Отчет о выполнении планового (рейдового) задания (л.д.103-105) в ходе осмотра установлено, что Общество использует лесной участок по назначению, на лесном участке строительство ВОЛС завершено, ВОЛС находится в земле, установлены информационные столбы, обозначающие охранную зону ВОЛС, естественное заращивание лесных участков произошло после укладки кабеля по всей протяженности. Так же должностными лицами Оленгуйского лесничества 02 августа 2018 г. (л.д.106-108) проведено рейдовое мероприятие, и выявлен факт использования Обществом лесного участка в отсутствие разрешительных документов, Лесная декларация и проект освоения лесов на новый срок в Министерство не представлены.
Должностными лицами Оленгуйского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Забайкальского края" указано на нарушение ПАО "МТС" условий договора аренды лесного участка, а именно: при использовании ПАО "МТС" лесного участка для заявленных целей после истечения срока действия проекта освоения лесов 01.07.2015, новый проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы арендодателю предоставлен не был.
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом Оленгуйского лесничества 31.08.2018 года Обществу выдано требование об устранении нарушений лесного законодательства, выявленных в результате проверки, а именно до 01.11.2018 привести в соответствие договор аренды лесного участка от 10.09.2014 N 14-97, заключить договор на использование лесов или сдать участок; разработать и предоставить Проект освоения лесов в Министерство природных ресурсов Забайкальского края для получения положительного заключения государственной экспертизы; подать лесную декларацию в Министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Полагая, что требование ГКУ "Управления лесничествами Забайкальского края" является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно ч. 1, 3 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Как следует из материалов дела, обществу на основании договора аренды от 10.09.2014 предоставлен лесной участок в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Срок действия договора аренды был установлен с 10.09.2014 до 01.07.2015.
После истечения срока действия договора аренды общество продолжает пользоваться лесным участком при отсутствии возражений арендодателя. Данный факт заинтересованным лицом не оспаривается.
В силу ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу действия п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации действие договора аренды лесного участка возобновлено на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В силу действия ч. 1, 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден "Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки", пункты 28 - 30 которого содержат следующие положения.
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Проект освоения лесов, разработанный ФГУП "Рослесинфорг" по заказу ОАО "МТС", прошел государственную экспертизу, заключение экспертной комиссии утверждено руководителем Государственной лесной службы Забайкальского края 02.12.2014 (л.д.58).
Принимая во внимание, что в силу положений п. 2 ст. 621 ГК РФ вышеуказанный договор аренды лесного участка был возобновлен на тех же условиях, то срок действия проекта освоения лесов, который производен от срока действия указанного договора аренды, не является истекшим, следовательно, оснований для разработки и представления арендодателю нового проекта освоения лесов не имеется.
Доводы Учреждения и Министерства, что возобновление ранее заключенного договора аренды лесного участка не свидетельствует о продлении действия проекта освоения лесов, являются ошибочными.
В рассматриваемых обстоятельствах лесной участок предоставлен обществу для строительства линейного объекта в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса РФ, а согласно п. 30 Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 для указанного вида использования проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка, который в настоящем случае возобновился на тех же условиях.
Следовательно, действующим законодательством прямо предусмотрено действие проекта освоения лесов, предоставленного на основании данного договора, до конца срока действия договора, который не является истекшим в рамках сложившихся между обществом и Министерством правоотношений.
Кроме того, состав проекта освоения лесов определяется на весь период использования лесов для строительства объекта и возобновление договора аренды этих лесов на неопределенный срок не является основанием для разработки нового проекта освоения лесов.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о возобновлении действия договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления обществом нового проекта освоения лесов, так как срок действия проекта освоения лесов не может считаться истекшим.
В соответствии со ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Министерством природных ресурсов Забайкальского края указано на отказ в принятии лесной декларации за 2017 год, в связи с окончанием срока действия договора аренды и проекта освоения лесов (л.д.112-118).
При этом заинтересованным лицом не представлены доказательства выявления какого-либо несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации.
Действующее законодательство не содержит такого основания для отказа в принятии лесной декларации как истечение срока действия проекта освоения лесов, в связи с чем, требование о подаче лесной декларации, не является обоснованным.
В силу п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды земельных участков заключаются в случае использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Согласно п. 5 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Как указывалось ранее, в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении срока действия договор аренды лесного участка считается возобновленным на тех же условиям на неопределенный срок.
Договор N 14-97 от 10.09.2014 заключен без проведения торгов, поскольку предоставлен обществу "МТС" под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейных объектов, учитывая, что по истечении срока действия спорного договора заявитель продолжал пользоваться лесным участком в отсутствие каких-либо возражений со стороны арендодателя, суд пришел к выводу о возобновлении правоотношений на тех же условиях на неопределенный срок.
Право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, а также п. 3 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что положения главы Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Поскольку договор аренды не прекратил свое действие, требование о сдаче лесного участка также не основано на нормах закона.
Стороны договора аренды имеют право урегулировать спор, заключением дополнительного соглашения в части установления условия о сроке договора, при этом, суд не усматривает нарушений заявителем требований лесного законодательства, которые послужили бы основанием для выдачи обществу обязательного для исполнения требования.
Решение, принятое органом государственной власти, не может противоречить действующему законодательству, а также произвольно ограничивать субъективные права организации в сфере предпринимательской деятельности. Реализация заинтересованными лицами предоставленных им полномочий не может быть осуществлена путем немотивированного требования.
С учетом изложенного следует признать, что заинтересованным лицом в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано соответствие оспариваемого решения требованиям закона и отсутствие нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2018 года по делу N А78-15700/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-15700/2018
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Забайкальского края"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, ПАО филиал МТС в Забайкальском крае