г. Санкт-Петербург |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А56-57091/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего С.В. Изотовой,
судей М.А. Ракчеевой, В.В. Черемошкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.И. Янбиковой,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Комитета представителя Ерохова Л.И. (доверенность от 29.12.2023),
от Общества представителя Сергеева Д.Б. (доверенность от 29.09.2023),
апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2023 по делу N А56-57091/2023 (судья Н.Е. Целищева) по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью "Атэя" (195009, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Финляндский округ, Боткинская ул., д. 3, к. 1, литера А, помещ. 1-Н, ком. 34, рабочее место 34/2, ОГРН 1037800065270, ИНН 7801124032)
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, г. Санкт-Петербург, улица Новгородская, дом 20, литер А, помещение 2-Н, ОГРН 1027809244561)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атэя" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с заявлением о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 21.04.2023 N 05-15-35426/23-0-1 об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для размещения нестационарных объектов для оказания бытовых услуг и обязании Комитета выдать в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда разрешение на использование земель или земельных участков для размещения нестационарного объекта для оказания бытовых услуг.
Решением от 27.09.2023 заявленные требования удовлетворены, с Комитета в пользу Общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации новых видов объектов их размещение осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 Закона N 521-118, то есть на основании договора, заключаемого по результатам аукциона.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение без изменения, указывает, что доводам Комитета, содержащимся в апелляционной жалобе, дана оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции, в том числе посредством сопоставления указанной Комитетом нормы с иными положениями нормативных правовых актов, иные способы использования земельного участка под испрашиваемый вид объектов кроме как на основании разрешения Закон N 521-118 не предусматривает.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал апелляционную жалобу, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей Комитета и Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество 11.04.2023 обратилось в Комитет с заявлениями N 05.15-35426/23-0-0, 05-15-35425/23-0-0 о выдаче разрешения на размещение нестационарного объекта для оказания услуг общественного питания в отношении земельных участков:
- площадью 78,64 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, Боткинская ул., д. 3, к. 1, лит. А, севернее ТЦ Тукан;
- площадью 20 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 8, лит. А.
Решением от 21.04.2023 Комитет отказал в выдаче разрешения, указав, что размещение таких объектов осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам торгов.
Полагая отказ Комитета незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, указав, что внесенные в пункт 19 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300), изменения расширяют виды деятельности, для осуществления которых используются нестационарные объекта, сам же вид объекта - нестационарные объекты - остался без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом на основании статьи 65 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 2 и 3.1 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 N 440 пункт 19 Постановления N 1300 изложен в новой редакции, дополнен такими объектами как нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом N 521-118.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 521-118 размещение объектов на земельных участках, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании разрешения на использование земельного участка для размещения объекта или договора на размещение объекта в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
Порядок выдачи указанного разрешения установлен статьей 4 названного Закона.
Так, разрешение выдается на основании заявления о выдаче разрешения, поданного физическим или юридическим лицом, федеральным органом государственной власти, органом государственной власти Санкт-Петербурга или органом местного самоуправления в Санкт-Петербурге, планирующим размещение объекта (далее - заявитель).
Уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в отношении объектов недвижимости, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения в случаях, предусмотренных в пункте 4 настоящей статьи, и в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения уведомляет о принятом решении заявителя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 521-118 уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения, в том числе, в случае, если объект, указанный в заявлении, относится к видам объектов, размещаемых на основании договора в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга (подпункт 14).
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 521-118 на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом по результатам аукциона, на земельных участках размещаются следующие виды объектов:
1) сезонные аттракционы, а также элементы благоустройства территории - аттракционы;
2) передвижные цирки, передвижные зоопарки, передвижные луна-парки;
3) лодочные станции;
4) нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, временные павильоны и киоски, туалеты, пункты проката инвентаря);
5) платежные терминалы для оплаты услуг и штрафов;
6) элементы благоустройства территории - индивидуальные ограждающие конструкции парковочных мест, парковочные столбики.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 2 названного Закона в случае установления Правительством Российской Федерации новых видов объектов их размещение осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 2 статьи 7 Закона N 521-118.
Вопреки выводам суда первой инстанции, установление постановлением Правительства Российской Федерации N 440 такого признака нестационарного объекта как вид использования для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания), бытовых услуг является не дополнением ранее установленных характеристик объектов, включенных в пункт 19 Постановления N 1300, а введением нового вида объекта.
При таких обстоятельствах Комитет обоснованно отказал в выдаче разрешения для размещения указанных в заявлениях нестационарных объектов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2023 по делу N А56-57091/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57091/2023
Истец: ООО "АТЭЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА