г. Москва |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А41-44676/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Леда": Павлова С.В., генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ), Хайдаров Р.Т., по доверенности от 17.01.2019;
от Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Строгов В.А., по доверенности от 02.10.2018;
от Министерства обороны Российской Федерации: Кривошейн М.А., по доверенности от 14.03.2018;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Щелковского муниципального района: не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Леда", Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2018 года по делу N А41-44676/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "Леда" к Министерству обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Щелковского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, о признании незаконным бездействия об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании представления в собственность,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Леда" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, выразившиеся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления ООО "Леда" земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 2443 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Щёлковский район, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5А;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 2443 кв.м., категория: земли населенных пунктов, под размещение магазина, местоположение: Московская область, Щелковский район, г. Щёлково-3, ул. Бахчиванджи, Д.5-А. и о предварительном согласовании предоставления в собственность ООО "Леда" за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 2443 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Щёлковский район, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Щелковского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.07.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2018 дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 августа 2018 года по делу N А41-44676/17 заявленные требования ООО "Леда" удовлетворены в части. Суд решил: обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ принять решение:
- об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 2443 кв. м, категория: земли населенных пунктов, под размещение магазина, местоположение: Московская область, Щелковский район, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, Д.5-А, координаты описания местоположения его границ приведены;
- о предварительном согласовании предоставления в собственность ООО "Леда" за плату земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 2443 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5А. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Леда", Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы своих апелляционных жалоб соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 28 сентября 2001 года ООО "Леда" приобрело нежилое здание магазина N 18, расположенное по адресу: Московская область, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5а. Право собственности на здание магазина подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04 октября 2001 года.
Полагая, что здание магазина N 18 располагается на земельном участке площадью 1 951 га, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования Воинской части N 52531 Министерства обороны Российской Федерации согласно Государственному акту от 20 января 1984 года, ООО "Леда" обратилось в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с заявлением от 09 марта 2017 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности.
К указанному заявлению общество приложило правоустанавливающие документы на здание и схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Какого-либо ответа обществу не поступило.
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Московского округа указал на необходимость:
- установить было ли бездействие со стороны Минобороны РФ, соответствует ли оно положениям действующего законодательства и нарушены ли оспариваемым бездействием права и законные интересы заявителя;
- установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
По требованию о признании незаконным бездействия апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может.
Последний, как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Земельный участок под объектом недвижимости заявителя (магазин) не сформирован, и, обращаясь в суд с настоящими требованиями, заявитель указал на бездействие заинтересованного лица по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка под размещение данного магазина.
Отказывая в удовлетворении указанного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлено письмо N 141/1/9-1191-исх от 03.04.2018 по результатам рассмотрения обращения общества от 14.03.2017 г. о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка, согласно которому обществу отказано в удовлетворении заявления. Однако в ходе судебного разбирательства заявитель настаивал на удовлетворении требований в первоначальной редакции - об обжаловании бездействия заинтересованного лица. По мнению суда первой инстанции, в рассматриваемом случае бездействие заинтересованного лица не усматривается, так как ответ на обращение общества, хотя бы и с нарушением установленного законом срока, все-таки последовал.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
- наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях, (бездействии), решениях;
- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
- указание на признание оспариваемых действий (бездействия! незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, положения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. '
Таким образом, суд обязывает орган совершить определенные действия только после того, как признает действие (бездействие) незаконными.
Следовательно, решение об обязании органа власти совершить какие-либо действия - это производные требования от основного, и они не могут рассматриваться как самостоятельные.
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления в аренду (собственность) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
Согласно части 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, когда уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В целях реализации исключительного права на приобретение в собственность земельного участка под магазином ООО "Леда" обратилось в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с заявлением от 09.03.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности. К указанному заявлению общество приложило правоустанавливающие документы на здание и схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что заявление ООО "Леда" о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка от 09.03.2017 направлено в адрес Департамента имущественных отношений Московской области Министерства обороны Российской Федерации заказным письмом с уведомлением, получено адресатом.
С учетом вышеприведенных норм, при получении заинтересованным лицом обращения заявителя от 09.03.2016, последний должен был, согласно ст. 39.15. ЗК РФ, совершить одно из указанных в статье действий, в том числе в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка провести проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этого рассмотрения и проверки принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направить принятое решение заявителю.
Следовательно, уполномоченный орган обязан был либо возвратить заявление ООО "Леда" в случае его несоответствия требованиям не позднее 30.03.2017, либо вынести решение по существу заявления не позднее 17.04.2017.
Доказательств возврата заявления ООО "Леда" от 09.03.2017, полученного 16.03.2017, либо принятия мотивированного решения по заявлению уполномоченным органом в установленные законом сроки в материалы дела не представлено.
В материалы дела вместо соответствующего решения уполномоченного органа представлено информационное письмо N 141/1/9/1191-исх. от 03.04.2018 от имени Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, подписанное заместителем начальника учреждения.
При этом, документального подтверждения направления заявителю данного письма в материалы дела не представлено.
Таким образом, данное письмо N 141/1/9/1191-исх. от 03.04.2018 года от имени Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ не может являться надлежащим действием уполномоченного органа, предусмотренным требованиями земельного законодательства РФ, по рассмотрению обращения заявителя от 09.03.2016.
Исходя из изложенного, заинтересованное лицо допустило незаконное бездействие. Соответственно, указанное требование общества подлежит удовлетворению.
По требованию об обязании заинтересованного лица утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность апелляционный суд отмечает следующее.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.14. ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован в статье 39.15 ЗК РФ, пункт 1 которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - документы, прилагаемые к такому заявлению.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Согласно п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
При первоначальном рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что имеется спор о праве, поскольку в материалах дела не имелось достаточных доказательств, из каких именно земель ООО "Леда" испрашивает земельный участок, а именно, из земельного участка, предоставленного Министерству обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, не прошедшего кадастровый учет и границы которого не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства, либо из земель, собственность на которые не разграничена.
В целях установления, из каких земель испрашивается земельный участок, а также для определения характеристик земельного участка, необходимого под эксплуатацию здания - магазина - находящегося в собственности заявителя, по его ходатайству судом первой инстанции определением от 23.05.2018 назначена судебная экспертиза.
Эксперт, по итогам проведения экспертизы пришел к следующим выводам:
- Исходя из проведенных исследований и Правил землепользования и застройки г/п Щелково, утвержденных Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области N 669/68-172-НПА от 26.12.2017 г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области" (далее - ПЗЗ), исследуемый земельный участок, на котором расположено нежилое здание, магазин N 18, 2х-этажное, общей площадью 791.20 кв. м, инв.N 1022, лит.А, номер объекта: 50:14:15:13381:001, по адресу: Московская область, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5а, находится в зоне Ж-1: зона многоквартирной жилой застройки;
- Учитывая проведенные исследования на обозрение суда представлено три варианта установления границ земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости: нежилое здание, магазин N 18, 2х-этажное, общей площадью 791.20 кв. м, инв.N 1022, лит.А, номер объекта: 50:14:15:13381:001, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5а
- В соответствии с материалами дела и проведенными исследованиями было определено приблизительное местоположение границ ранее предоставленного уч-ка 5 в/ч N 52 531 НИИ ВВС на основании Госакта.
В виду того, что местоположение земельного участка, описанного в Госакте, определено с погрешностью, координаты указанного участка эксперт посчитал нецелесообразным.
- границы земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости: нежилое здание, магазин N 18, 2х-этажное, общей площадью 791.20 кв. м, инв.N 1022, лит.А, номер объекта: 50:14:15:13381:001, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5а, (по всем предложенным вариантам) полностью располагаются внутри границ земельного участка, выделенного Войсковой части 52351 НИИ ВВС на основании Государственного Акта на право пользования землей от 20.01.1984 г. АС N 92.
В своей апелляционной жалобе Министерство указывает, что эксперт должен был установить координаты поворотных точек земельного участка, предоставленного по госакту от 20.01.1984 N АС N 92.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Однако, как указал Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 5 марта 2018 года по делу N А41-44676/17, отправляя настоящее дело на новое рассмотрение, заявленное требование подлежит рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
Соответственно, предметом настоящего спора не является установление границ земельного участка Министерства обороны Российской Федерации общей площадью 2 443 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5А (исковое производство).
При проведении экспертизы задачей эксперта было установление вхождения/невхождения земельного участка под магазин в границы земельного участка, предоставленного министерству.
На данный вопрос эксперт ответил, и пришел к выводу, что земельный участок под магазин полностью располагается внутри границ земельного участка, выделенного Войсковой части 52351 НИИ ВВС на основании Государственного Акта на право пользования землей от 20.01.1984 г. АС N 92.
Поскольку экспертом предложено три равнозначных варианта установления границ участка под магазин, истец просил установить местоположения границ участка по третьему варианту (граница участка проходит по существующему фактическому ограждению территории, на котором расположено здание магазина).
Также в своих апелляционных жалобах ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации указали на то, что земельный участок в силу ст. 27 ЗК РФ является ограниченным в обороте, а также на то, что он входит в приаэродромную зону аэродрома Чкаловский.
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Из материалов дела не усматривается, что участок предназначен для нужд аэродрома "Чкаловский".
В соответствии Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства, Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138, приаэродромной территорией является прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Согласно абзацам первому и второму пункта 58 Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, то обстоятельство, что земельные участки входят в приаэродромную территорию, означает лишь то, что необходим особый режим использования таких земель. Однако на оборотососпобность участков это не влияет.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 указанной статьи, ограничены в гражданском обороте.
На иные обстоятельства, которые свидетельствовали бы о наличии ограниченной оборотоспособности земельного участка под магазином заявителя, заинтересованное лицо не ссылается.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации указали на то, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку у него отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, переданными в ведение Министерства обороны.
По мнению указанных лиц, Росимущество уполномочено распоряжаться землями, из которых заявителем испрашивается земельный участок.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Участок, на котором расположен объект заявителя, был выделен войсковой части N 53531 НИИ ВВС в Щелковском районе Московской области по госакту (т. 2, л.д. 8).
В соответствии с частью первой статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с ч. 10 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Минобороны Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации, в частности федерального имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, без согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Данную возможность управлять своим имуществом самостоятельно Министерство обороны Российской Федерации получило в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Согласно Постановлению Правительства от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Поскольку испрашиваемый участок образуется из земель, относящихся к землям обороны, являющимся федеральной собственностью, правом распоряжения этой землей в силу пунктов 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" и подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, наделено министерство.
Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС17-1683 от 31.03.2017.
Таким образом, Министерство является надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, а указанное требование подлежит удовлетворению. В остальной части обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2018 по делу N А41- 44676/17 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в лице Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, выразившиеся в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления ООО "Леда" (ИНН 5050031236) земельного участка, находящегося в государственной собственности, общей площадью 2443 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Щёлковский район, г. Щелково-3, ул. Бахчиванджи, д. 5А.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 30.08.2018 по делу N А41-44676/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44676/2017
Истец: ООО "Леда"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ
Третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района, Территориальное управление Федерального агентства поуправлению государственным имуществом в Московской области, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МО, ФГБУ ФКП Росреестра по МО
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-619/18
12.02.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18578/18
30.08.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44676/17
05.03.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-619/18
15.11.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13370/17
17.07.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44676/17