Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2019 г. N Ф07-3995/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А44-7639/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2018 года по делу N А44-7639/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" (ОГРН 1165321053590, ИНН 5321182619; адрес: 173020, Новгородская область, Великий Новгород, улица Лёни Голикова, дом 7, помещение 22-25, 31; далее - общество, ООО "ЖилКонтора") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании недействительным и отмене предписания от 13.07.2018 N ЛК-608-18.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что поскольку договор управления многоквартирным домом заключен до принятия Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ, которым статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон 458-ФЗ) дополнена статьей 8.1, то изложенная в ней норма не подлежит применению к рассматриваемым отношениям. Кроме того, считает что управляющей организации должны быть компенсированы ее фактически понесенные расходы, связанные с вывозом мусора.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки деятельности общества на предмет соблюдения им обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения составлен акт от 13.07.2018, а также вынесено предписание от 13.07.2018 N ЛК-608-18 о необходимости проведения перерасчета размера платы за содержание жилого помещения за май, июнь 2018 года путем исключения из платы за содержание жилого помещения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (л.д.103-106).
Не согласившись с таким предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В ходе проверки установлено и в материалах дела усматривается, что согласно протоколу конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 23.11.2017 N 1, победителем конкурса в отношении дома N 45 по ул. Ломоносова в Великом Новгороде (далее - МКД N 45) признано общество с ограниченной ответственностью "ЖилКом+" (далее - ООО "ЖилКом+") (л.д.71).
ООО "ЖилКом+" и собственниками МКД N 45 заключен договор управления многоквартирным домом от 04.12.2017 (л.д.42-68).
Приложением 2 к указанному договору управления по результатам конкурса определен размер платы за содержание жилого помещения, равный 25,25 руб. (л.д.53-60).
В Единый государственный реестр юридических лиц 21.05.2018 внесена запись о переименовании ООО "ЖилКом+" в ООО "ЖилКонтора" (л.д.20-21).
Согласно квитанции за апрель 2018 года собственнику квартиры N 119 МКД N 45 размер платы за содержание жилого помещения выставлен в размере 25,25 руб., за май 2018 - 25,21 руб., то есть на 4 копейки меньше (л.д.37).
Вместе с тем комитет ссылается на то, что согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При этом под обращением с отходами согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
С учетом заключенного 16.03.2018 соглашения N 4 об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области с 01 мая 2018 года на территории Великого Новгорода региональным оператором является ООО "Экосити".
Приложением 2 к договору управления установлено, что в размер платы за содержание жилого помещения вошла стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов в размере 2,22 руб. (л.д.60).
По мнению комитета, общество должно было с мая 2018 года исключить из платы за содержание жилого помещения за 1 кв.м стоимость услуг по вывозу бытовых отходов в размере 2,22 руб., а не 4 копейки, как это сделало общество.
Общество последовательно ссылается на то, что должны быть учтены фактически понесенные им расходы, связанные с вывозом мусора.
Общество считает, что исключению подлежит сумма расходов за период с мая по ноябрь 2018 года, рассчитанная путем вычитания из годовой суммы стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, равной 257 806,49 руб. (л.д.60), суммы фактически понесенных расходов за период с декабря 2017 года по апрель 2018 года по сбору и вывозу бытовых отходов (219 415,10 руб.), состоящей из фактических расходов на вывоз мусора по договору с ЗАО "Спецавтохозяйство" в размере 141 415,11 руб. (333 руб. х среднемесячное накопление (декабрь 60,67 куб.м., январь-апрель 2018 года - 91 куб.м.)) и 78 000 руб., израсходованных на приобретение 5 контейнеров (л.д.76-87). Кроме того, из оставшейся суммы в размере 38 391,38 руб. (257 806,49 руб. - 219 415,10 руб.) полагает подлежащей исключению еще сумму равную, 35 684 руб., на приобретение 5 контейнеров, предусмотренных пунктом 4.3 договора с региональным оператором и предназначенных для уборки потребительских товаров, упаковки, веток, листвы, мусора от уборки уличных урн, смета от уборки придомовой территории (дополнительные отходы). В конечном счета сумма, исключенная из размера платы с 01 мая 2018 года, составила 2 707,38 руб., которая при делении ее на площадь дома (9 669,2 кв.м.) и месяцев (с мая по ноябрь) за 1 кв.м. составит 0,04 руб. (л.д.107-108).
Дополнительно в апелляционной жалобе указывает на то, что положения части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ не могут быть применены, поскольку договор управления многоквартирным домом заключен до ее введения.
Данные доводы не могут быть приняты как основанные на неправильном применении изложенных выше норм права.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, из буквального изложения части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ следует, что из размера платы за жилое помещение подлежит исключению именно стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов, а не оставшейся стоимости услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора за минусом фактически понесенных расходов управляющей компании, как ошибочно полагает общество.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Новгородской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 октября 2018 года по делу N А44-7639/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7639/2018
Истец: ООО "ЖилКонтора"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области