г. Хабаровск |
|
13 февраля 2019 г. |
А04-4808/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Брагиной Т.Г., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Амурская Управляющая Компания. Райчихинск"
на решение от 22 октября 2018 г.
по делу N А04-4808/2018
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Шишовым О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Амурская управляющая компания. Райчихинск" (ОГРН 1152815000095, ИНН 2818006415)
к обществу с ограниченной ответственностью "Амурская угольная компания" (ОГРН 1092813000521 ИНН 2806007005)
о взыскании 977 495, 92 руб.,
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, акционерное общество "ЖКХ-Ресурс-Райчихинский"; Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области; Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская управляющая компания. Райчихинск" (ООО "АУК. Райчихинск") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Амурская угольная компания" (ООО "АУК") о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне перечисленных средств за услуги теплоснабжения за период с 01.09.2017 по 25.09.2017 в размере 594 654, 68 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.10.2017 по 30.07.2018 в размере 34 343, 34 руб. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, акционерное общество "ЖКХ-Ресурс-Райчихинский", Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Решением суда от 22 октября 2018 г. в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "АУК. Райчихинск" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы истец приводит доводы о том, что отопительный сезон установлен с 26.09.2017, договор аренды муниципального имущества вступает в силу с 26.09.2017, следовательно, ответчик фактически приступил к оказанию услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению только с 26.09.2017 и соответственно оплату за фактически оказанные услуги должен получать только с этой даты, а не с 01.09.2017.
В отзыве Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Общество "Амурская угольная компания" в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения жалобы в соответствии с разъяснениям, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не обеспечили, что не является препятствием рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.09.2017 между КУИ г. Райчихинска (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению N 1, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество и недвижимое имущество, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, именуемое в дальнейшем "Комплекс", в составе, указанном в приложении 1 "Перечень недвижимого имущества предназначенного для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения", и в указанном в приложении 2 "Перечень движимого имущества предназначенного для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения", к договору, являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 1.1. договора).
Имущество, передаваемое арендатору по договору, относится к муниципальному имуществу, предназначенному для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению (пункт 1.2. договора).
Срок действия аренды устанавливается на 30 календарных дней. Течение срока договора начинается с 01.09.2017. Договор вступает в силу с момента подписания сторонами (пункты 2.1., 2.2. договора).
18.09.2017 между сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению N 1 от 01.09.2017, о нижеследующем: вывести с 18.09.2017 из договора аренды муниципальное имущество согласно актам приема - передачи NN 1, 2, 3, 4, 5, 6 от 18.09.2017.
26.09.2017 между сторонами подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению N 1 от 01.09.2017, о нижеследующем: изложить пункт 2.1 договора аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению N 1 от 01.09.2017 в следующей редакции: "Срок аренды устанавливается на 30 календарных дней". Изложить пункт 2.2. договора аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению N 1 от 01.09.2017 в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с 26.09.2017" (со дня начала отопительного сезона 2017 - 2018). Изложить п. 4.1.1. договора аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению N 1 от 01.09.2017 в следующей редакции: "Передать арендатору комплекс в состоянии, пригодном для эксплуатации, по акту приема - передачи, прилагаемому к договору, подписываемому уполномоченными представителями сторон и являющемуся неотъемлемой частью договора в срок не позднее 26.09.2017".
05.09.2017, 06.09.2017, 07.09.2017, 08.09.2017, 12.09.2017, 14.09.2017, 25.09.2017, 27.09.2017, 02.10.2017, 07.11.2017 между сторонами договора подписаны акты приема - передачи N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
19.09.2017 между КУИ г. Райчихинска (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению N 2, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное движимое и недвижимое имущество, предназначенное для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, именуемое в дальнейшем "Комплекс", в составе, указанном в актах приема - передачи N 1, 2, 3, 4, 5, 6 от 19.09.2017 являющимися неотъемлемой частью договора (пункт 1.1. договора).
В силу пункта 1.2. договора имущество, передаваемое арендатору по договору, относится к муниципальному имуществу, предназначенному для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
Срок аренды устанавливается на 30 календарных дней. Течение срока договора начинается с 19.09.2017. Договор вступает в силу с момента подписания сторонами (пункты 2.1., 2.2. договора).
19.09.2017 между сторонами договора подписаны акты приема - передачи N N 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Согласно протоколу совещания с министерством жилищно - коммунального хозяйства Амурской области от 05.09.2017 организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на территории г. Райчихинска и п. Широкий, ООО "РКЦ" осуществляющему сбор платежей за коммунальные услуги по договору переуступки права требования с ООО "РУК" и АО "ЖКХ-Ресурс- Райчихинский", бюджетным организациям, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, абонентам находящимся на прямых платежах (отношениях) с АО "ЖКХ-Ресурс-Райчихинский" производить оплату с 01.08.2017 в ООО "АУК".
В соответствии с распоряжением главы города Райчихинска N 394 от 15.09.2017 "О начале отопительного сезона 2017 - 2018 годов" отопительный сезон установлен с 26 сентября 2017 года. Директору ООО "АУК" (С.В. Кондратьеву) производить расчеты за потребленную тепловую энергию по факту включения котельных в режим, подключения жилищного фонда, объектов соцкультбыта, предприятий и организаций.
Истец в отсутствие письменного договора за период с 01.09.2017 по 31.09.2017 перечислил ответчику денежные средства за услуги теплоснабжения в размере 814 000 руб., что подтверждается платежными поручениями: N 1709 от 04.10.2017 на сумму 75 000 руб., N 1844 от 13.10.2017 на сумму 50 000 руб., N 1848 от 17.10.2017 на сумму 60 000 руб., N 1858 от 19.10.2017 на сумму 50 000 руб., N 1861 от 20.10.2017 на сумму 69 000 руб., N 1862 от 23.10.2017 на сумму 45 000 руб., N 1880 от 25.10.2017 на сумму 51 000 руб., N 1886 от 26.10.2017 на сумму 119 000 руб., N 19 от 02.10.2017 на сумму 85 000 руб., N 23 от 03.10.2017 на сумму 80 000 руб., N 25 от 04.10.2017 на сумму 75 000 руб., N 27 от 05.10.2017 на сумму 55 000 руб.
Комиссий Амурского УФАС России рассмотрены заявления ООО "АУК. Райчихинск" и ООО "Углесбыт" по вопросу правомерности передачи Комитетом ООО "АУК" муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Решением от 12.04.2018 по делу N А-15/01 2018, комиссия Амурского УФАС России решила признать действия КУИ г. Райчихинска, выразившиеся в передаче ООО "АУК" во владение и пользование имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, по договорам от 01.09.2017 N 2, от 11.12.2017 N 4, от 12.12.2017 N 5 и передаче имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, ООО "Медальянс" по договору от 11.12.2017 N 6, без заключения концессионного соглашения, в нарушение требований ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", что привело к созданию для указанных хозяйствующих субъектов преимущественных условий в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишению иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты, нарушающими п. 2 ч.1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
16.04.2018 истец направил ответчику претензию (исх. N 254, получено 18.04.2018) о возврате излишне перечисленных денежных средств, поскольку претензия в добровольном порядке не удовлетворена, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец должен доказать следующее: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; факт отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком; размер неосновательного обогащения.
При разрешении спора, судом первой инстанции установлено следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-10020/2017 ответчику по настоящему делу было отказано в иске к истцу по настоящему делу о взыскании 2 316 274, 41 руб. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в период с 28.07.2017 по 31.08.2017, неустойки (N Ф03-2775/2018). Установлено, что норматив потребления коммунальной услуги теплоснабжения в Амурской области действительно установлен исходя из равномерного в течение года распределения тепловой энергии к оплате (на 12 месяцев). Тарифы для ООО "АУК" на оказание деятельности по поставке тепловой энергии с июля по август 2017 года не были утверждены. К деятельности по теплоснабжению объектов, расположенных на территории г. Райчихинска, истец приступил не ранее 01.09.2017 согласно условиям договора аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания теплоснабжения от 01.09.2017 N 1.
На территории Райчихинского городского поселения на отопительный 2017-2018 года норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, продолжительность которого составила 226 дней, утвержден исходя из годового, а не сезонного потребления тепловой энергии, то есть равномерно на 12 месяцев (365 дней). В настоящем случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц, не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению. Вопреки доводам кассатора, оплата на поставленный ресурс не может корректироваться по данным основаниям, в том числе путем отнесения на потребителя обязанности производиться оплату в пользу поставщика исходя из процентного соотношения, определенного от общего годового потребления по нормативу к времени фактического предоставления услуги. Оплата должна производиться исполнителем коммунальных услуг в пользу действующей ресурсоснабжающей организации исходя из 1/12 от установленного годового потребления. При смене в течение одного отопительного сезона организации, оказывающей данную услугу, вопрос о перераспределении платежей, подлежащих перечислению каждому из поставщиков, может быть разрешен между ними, но не в рамках настоящих требований, предъявленных одним из поставщиков абоненту - управляющей компании МКД.
Установленные по указанному делу обстоятельства не доказываются вновь по правилам части 2 статьи 69 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2949/2018 удовлетворены требования АО "ЖКХ-Ресурс-Райчихинский" (третье лицо в рамках настоящего дела) к ООО "АУК. Райчихинск" (истец в рамках настоящего дела) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N 03-02/1-1075 Р от 17.08.2016 за период с 01.07.2017 по 31.08.2017 в сумме 2 104 539, 20 руб., пени на указанную задолженность за период с 18.09.2017 по 10.04.2018 в сумме 207 469, 48 руб., задолженности по договору на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод N 03-02/1-1074 Р от 17.08.2016 за период с 01.07.2017 по 31.08.2017 в сумме 278 049, 01 руб., пени на указанную задолженность за период с 18.09.2017 по 10.04.2018 в сумме 27 410, 59 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 29.05.2018 по делу N А04-2949/2018 с ООО "АУК. Райчихинск" (ОГРН 1152815000095, ИНН 2818006415) в пользу АО "ЖКХ-Ресурс-Райчихинский" (ОГРН 1162801057055, ИНН 2806009242) (с учетом уточнений) взысканы денежные средства в сумме 2 645 602, 77 руб., в том числе: задолженность по договору теплоснабжения N 03-02/1-1075 Р от 17.08.2016 за период с 01.07.2017 по 31.08.2017 в сумме 2 104 539, 20 руб., пени на указанную задолженность за период с 18.09.2017 по 14.05.2018 в сумме 232 320, 65 руб.; задолженность по договору на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод N 03-02/1-1074 Р от17.08.2016 за период с 01.07.2017 по 31.08.2017 в сумме 278 049, 01 руб., пени на указанную задолженность за период с 18.09.2017 по 14.05.2018 в сумме 30 693, 91 руб.
Решение вступило в законную силу.
Принимая во внимание обстоятельства по ранее рассмотренным делам, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец не доказал наличие обстоятельства для возникновения неосновательного обогащения на стороне ответчика, не представил в материалы дела доказательства того, что ему в спорный период оказывались услуги теплоснабжения иной теплоснабжающей организацией.
Проверяя законность принятого судом решения, судебная коллегия не установила оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Приведенные истцом в апелляционной жалобе доводы о том, что ответчик фактически приступил к оказанию услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению только с 26.09.2017 и соответственно оплату за фактически оказанные услуги должен получать только с этой даты, а не с 01.09.2017, подлежат отклонению с учетом установленных обстоятельств по делу N А04-10020/2017.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества N 1 от 01.09.2017 ответчик приступил к оказанию услуг по холодному водоснабжению с 01.09.2017, к оказанию услуг по теплоснабжению - с 26.09.2017, что подтверждается распоряжением администрации г. Райчихинска от 15.09.2017 N394.
С истцом заключен договор уступки права требования (цессии) 01.09.2017 в отношении 25 многоквартирных домов.
С учетом изложенного, доводы истца о возврате суммы неосновательного обогащения являются несостоятельными, ввиду наличия между сторонами договорных отношений и оплаты услуг за сентябрь 2017 г. по договору теплоснабжения N 1075 Р от 01.09.2017 с учетом порядка оплаты услуг населением за отопительный сезон в течение календарного года.
Доказательств оказания услуг другой организацией в материалы дела не представлено.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1102 ГК РФ, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований.
В данном случае оснований для применения указанной нормы права и удовлетворения иска не установлено.
Доводы истца фактически направлены на иную оценку, установленным по другим делам обстоятельствам.
Отказ в удовлетворении требований о взыскании неосновательного обогащения влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
С учетом вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, обстоятельства дела выяснены судом полно, всесторонне и объективно, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 22 октября 2018 г. по делу N А04-4808/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4808/2018
Истец: ООО "Амурская Управляющая Компания. Райчихинск"
Ответчик: ООО "АМУРСКАЯ УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: АО "ЖКХ-Ресурс-Райчихинский", АО Министерство ЖКХ, АО Управление государственного регулирования цен и тарифов, Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление антимонопольной службы по Амурской области, Учреждение Администрация города Райчихинска