Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 июня 2019 г. N Ф10-2022/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А09-7230/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лемонджавой С.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Русинвест" - Супруна А.А. (доверенность от 09.01.2017 N 1), ответчика - Брянской городской администрации - Троян Е.Е. (доверенность от 28.12.2018 N1/06-245/4), в отсутствие третьего лица - Советской районной администрации города Брянска, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.11.2018 по делу N А09-7230/2018 (судья Копыт Ю.Д.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русинвест" (г. Брянск, ОГРН 1103256004906, ИНН 3250519122) (далее по тексту - заявитель, ООО "Русинвест") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным постановления Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) (далее по тексту - ответчик, администрация) от 20.06.2018 N 1835-п.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Советская районная администрация города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202741759, ИНН 3234012303).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.11.2018 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Брянская городская администрация просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что постановление является соответствующим действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "Русинвест".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Русинвест" просит решение суда оставить без изменения.
Советская районная администрация города Брянска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Русинвест" был выдан паспорт временного объекта от 23.04.2018 N С-0014/18, адресный ориентир: Советский район, улица Калинина, о/д 101; наименование объекта: торговый киоск.
В Управление по строительству и развитию территории города Брянска (далее по тексту - управление) поступило письмо Советской районной администрации города Брянска от 19.06.2018 N 696 с приложением акта осмотра места в схеме размещения N 9 для размещения нестационарного торгового объекта (киоска) по адресному ориентиру улице Калинина, о/д 101 с целью подготовки проекта постановления о прекращении действия вышеуказанного паспорта временного объекта.
На основании указанного письма и акта Брянская городская администрация 20.06.2018 вынесла постановление N 1835-п о прекращении действия паспорта временного объекта от 23.04.2018 N С-0014/18, выданного обществу, ссылаясь на невыполнение ООО "Русинвест" требований по размещению торгового объекта, а также отсутствие уважительных причин по неосуществлению торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта.
Полагая, что вынесенное администрацией постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, а также препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности, ООО "Русинвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в соответствии с Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Положение N 803), утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 N 803.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5 Положения N 803 размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе.
Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Согласно пункту 3.1 Положения N 803 лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, на основании соответствующей выписки из протокола заседания конкурсной комиссии управлением по строительству и развитию территории города Брянска оформляется и выдается паспорт временного объекта по форме, утвержденной Брянской городской администрацией, в течение 3 дней на основании его письменного заявления с приложением соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.
В паспорте временного объекта указывается дата выдачи, срок его действия в соответствии с пунктом 3.8 настоящего Положения, владелец нестационарного торгового объекта - победитель аукциона (лицо, получившее право па размещение нестационарного торгового объекта), а также иные сведения, определяемые Брянской городской администрацией при утверждении формы паспорта (пункт 3.4 Положения N 803).
Приостановление и прекращение действия паспорта временного объекта осуществляется Брянской городской администрацией в установленном ею порядке (пункт 5.3 Положения N 803).
Постановлением Брянской городской администрации от 21.06.2013 N 1550-п утверждено Положение о порядке приостановления и прекращения действия паспорта временного объекта для размещения нестационарных тортовых объектов на территории города Брянска (далее по тексту - Положение N 1550-п).
Согласно пункту 4 Положения N 1550-п действие паспорта временного объекта прекращается в следующих случаях, установленных пунктом 5.2 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в том числе в случае неосуществления торговой деятельности более одного месяца со дня выдачи паспорта временного объекта без уважительных причин в месте, указанном в паспорте временного объекта.
Решение о прекращении действия паспорта временного объекта принимается в течение пяти рабочих дней со дня наступления оснований для такого прекращения, а в случае невозможности установления такого дня - со дня их выявления (поступления документов, подтверждающих возникновение обстоятельств, влекущих прекращение действия паспорта временного объекта).
Нарушения владельцем нестационарного торгового объекта Правил осуществления торговой деятельности, других требований, установленных действующим законодательством и (или) Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов, должны быть подтверждены соответствующими актами проверок либо иными документами, составляемыми в процессе осуществления надзорной и контролирующей деятельности уполномоченными на то органами.
Выявление фактов нарушения обязательных требований по размещению и (или) эксплуатации нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения контрольных мероприятий, в том числе муниципального контроля в области торговой деятельности, уполномоченными на то органами, по результатам которых составляются акты проверок, являющиеся основанием для принятия решения о приостановлении действия паспорта временного объекта.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, положениями вышеприведенных норм установлено, что возможность прекращения действия паспорта обусловлена не только неосуществлением обществом торговой деятельности в течение одного месяца, но и установлением наличия или отсутствия уважительных причин, препятствующих осуществлению предпринимателем торговой деятельности.
С учетом этого, по справедливому суждению суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, орган муниципальной власти, уполномоченный на прекращение действия паспорта временного объекта, обязан исследовать все обстоятельства, послужившие основанием для неосуществления торговой деятельности и дать им оценку - являются они уважительными причинами или нет.
Эта обязанность администрацией не выполнена.
Вместе с тем судом установлено и следует из материалов дела, что после принятия Арбитражным судом Брянской области 11.04.2018 решения по делу N А09-17180/2017 ООО "Русинвест" и ООО "БрянскЭлектро" 13.04.2018 заключили договор N 11819 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям торгового киоска о/д 101 по улице Калинина в городе Брянске (пункт 2 договора).
Пунктом 5 договора установлен срок по технологическому присоединению 4 месяца со дня заключения настоящего договора, то есть 13.08.2018.
Пунктом 63 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (ред. от 29.12.2011) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012) предусмотрено, что в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора, подписать его или направить ему протокол разногласий.
Конкурсная документация предусматривала освещение объекта, использование энергосберегающего оборудования и обязательное благоустройство после установки временного объекта.
Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие у общества возможности начать осуществлять торговую деятельность через один месяц после выдачи паспорта временного объекта от 23.04.2018 N С-0014/18 по уважительным причинам.
Довод администрации со ссылкой на п. 5.1 Положения N 803 о том, что общество могло обратиться с заявлением о приостановлении действия паспорта временного объекта, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не опровергает факт невыполнения администрацией обязанности исследовать причины неосуществления лицом деятельности, а также наличие в рассматриваемом случае именно уважительной причины.
Ссылка администрации на то, что о таких причинах должно сообщать само лицо является несостоятельной, поскольку такое утверждение не основано на нормах права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.11.2018 по делу N А09-7230/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7230/2018
Истец: ООО "Русинвест"
Ответчик: Брянская городская администрация
Третье лицо: Советская районная администрация г.Брянска
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2022/19
14.02.2019 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-157/19
21.11.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7230/18
10.07.2018 Определение Арбитражного суда Брянской области N А09-7230/18