г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А26-10406/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хафизовой Э.Р.
при участии:
от истца (заявителя): Покутнеева О.А. по доверенности от 02.12.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32865/2018) ООО "ТД Интерторг" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2018 по делу N А26-10406/2018 (судья А.В. Подкопаев), принятое
по заявлению ООО "ТД Интерторг"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах
о признании незаконным и отмене предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТД Интертогр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания N 3 от 09.01.2018.
Решением суда от 16.11.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование жалобы общество указывает на неопределенность и неисполнимость требований спорного предписания, кроме того, нарушения санитарных правил и норм, которые предписано устранить, - касаются предприятий общественного питания, каковым общество не является.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Управление представило отзыв, в котором просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, На основании распоряжения руководителя управления от 06.10.2018, должностными лицами управления в период с 7 ноября 2017 года по 09 января 2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении общества, в том числе по месту осуществления деятельности по адресу: Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Новокирпичная, д. 1 (супермаркет "SPAR"). По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 09 января 2018 г. и вынесено оспариваемое предписание N 3 от 09 января 2018 года.
Согласно оспариваемому предписанию, обществу в срок до 01 ноября 2018 года предписано:
1. В Программе производственного контроля предусмотреть меры, направленные на снижение риска загрязнения продукции патогенными листериями и предупреждение вторичной контаминации;
2. Откорректировать Программу производственного контроля, предусмотрев в ней, осуществляя производственный контроль путем: проведения лабораторных исследований смывов с инвентаря, оборудования, посуды на бактерии группы кишечных палочек, смывов с рук, санитарной одежды, личных полотенец (с целью проверки соблюдения правил личной гигиены персоналом); лабораторных исследований салатов на St.aurcus; лабораторных исследований напитков собственного приготовления;
3. Производственный бактериологический контроль на листерии санитарного состояния пищевых объектов осуществлять в порядке и с периодичностью не реже предусмотренной при контроле патогенных микроорганизмов действующими нормативными документами;
4. В кулинарном цехе, в сырьевом цехе полуфабрикатов (где обрабатывается сырое мясо и птица), для контроля риска контаминации вырабатываемой продукции сальмонеллами проводить исследования 1 раз в 20 дней в конце рабочей смены до проведения санитарной обработки смывов с оборудования, инвентаря и рук персонала на сальмонеллы;
5. В кулинарном цехе, как на предприятии общественного питания, в рамках производственного контроля определять наличие патогенных микроорганизмов саломонелл; в супермаркете как объекте розничной торговли пищевыми продуктами наличие патогенных микроорганизмов в скоропортящейся продукции проверять на этапе ее реализации 1 раз в год по 1 образцу от каждой группы продукции согласно ассортиментному перечню;
6. В случае получения неудовлетворительных результатов лабораторных исследований продукции повторно исследовать удвоенное количество образцов, проводить дополнительный контроль производства по ходу технологического процесса, сырья, полуфабрикатов, вспомогательных материалов, воды и воздуха, санитарной одежды, рук работников организации, санитарно-гигиенического состояния всех рабочих помещений. При получении неудовлетворительных результатов лабораторных исследований разрабатывать и проводить необходимые санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
Общество не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание содержит требования об исполнении обществом, при осуществлении им деятельности в расположенном по адресу г. Кондопога, ул. Новокирпичная, д. 1 супермаркете "SPAR":
- статей 15, 17, 29, 32 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов",
- пунктов 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 санитарно-эпидемиологических правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СП 2.3.6.1079-01" (далее - СП 2.3.6.1079-01);
- санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01";
- пунктов 10.2, 10.3 санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика инфекционных заболеваний. Кишечные инфекции. Профилактика острых кишечных инфекций. СП 3.1.1.3108-13";
- пунктов 9.5, 9.7, 9.9, 9.10 санитарно-эпидемиологических правил "Профилактика листериоза у людей. СП 3.1.7.2817-10" (далее - СП 3.1.7.2817-10);
- пунктов 8.7.7, 8.9, 10 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза СП 3.1.7.2616-10" (далее - СП 3.1.7.2616-10);
- пункта 3.2.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1324-03".
Проверкой установлено и обществом не оспаривается, что в супермаркете "SPAR" заявитель осуществляет как розничную продажу пищевой продукции, в том числе пищевой продукции собственного изготовления (полуфабрикатов, готовых блюд, салатов, напитков и прочее), так и производство (изготовление) пищевой продукции, что подтверждается актом проверки от 09.01.2018 г. N 589.
Для этих целей ООО "ТД Интерторг" в супермаркете "SPAR" имеет специально оборудованное место, в частности заготовочный (кулинарный) цех.
ООО "ТД Интерторг" осуществляет приготовление пищи (полуфабрикатов, готовых блюд, салатов) и напитков в заготовочном (кулинарном) цехе, их хранение, и реализует приготовленную пищевую продукцию населению через различные торговые отделы супермаркета.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом населении" (далее - Закон N 52-ФЗ) при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
ООО "ТД Интерторг" осуществляет в супермаркете "SPAR" данный вид деятельности, следовательно, должно выполнять обязательные санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" заготовочное предприятие (цех) общественного питания - предприятие [цех] общественного питания, предназначенное для централизованного механизированного производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и снабжения ими доготовочных предприятий, магазинов кулинарии и предприятий розничной торговли. Предприятие (цех) общественного питания может функционировать в составе (структуре) предприятия торговли и реализовывать продукцию общественного питания по месту изготовления и вне предприятия.
Вопреки позиции апеллянта, то обстоятельство, что принадлежащий ООО ТД "Интерторг" и расположенный по адресу г.Кондопога, ул.Новокирпичная, д.1 супермаркет "SPAR" называется предприятием розничной торговли, не свидетельствует о том, что ООО "ТД Интерторг" не осуществляет деятельность как заготовочное предприятие (цех) общественного питания.
Таким образом, как правомерно заключил суд первой инстанции, общество, осуществляя в супермаркете "SPAR" кроме торговой деятельности, деятельность по приготовлению продукции общественного питания в специально отведенных цехах, является не только предприятием торговли, но и предприятием общественного питания, и на него распространяются санитарные правила и нормы, регулирующие деятельность предприятий общественного питания.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания сальмонеллезом среди населения. Общество в супермаркете "SPAR" занимается в том числе, переработкой сырья (мяса, птицы) с преобразованием его в другой продукт - полуфабрикаты из мяса, птицы, изготовлению из них готовой продукции, следовательно, для профилактики сальмонеллеза в соответствии с п. 8.7.7 СП 3.1.7.2616-10 для контроля риска контаминации вырабатываемой продукции сальмонеллами один раз в 20 дней в конце рабочей смены до проведения санитарной обработки должно проводить исследования смывов с оборудования, инвентаря (разделочных досок, ножей) и рук персонала, задействованного в приготовлении полуфабрикатов из мяса и птицы, а в соответствии с п. 8.9 СП 3.1.7.2616-10 в рамках производственного контроля 1 раз в 6 месяцев определять наличие патогенных микроорганизмов в изготавливаемых блюдах из мяса и птицы, при этом проверке подлежат 30% от каждого вида блюд.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2817-10 устанавливают основные требования, в том числе к комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболевания людей листериозом.
Пунктами 9.7, 9.9, 9.10 СП 3.1.7.2817-10 установлены объекты внешней среды, подлежащие производственному бактериологическому (микробиологическому) контролю на листерии на пищевых объектах, и кратность проведения исследований на контаминацию листериями объектов внешней среды, включая пищевые продукты, посуду, инвентарь, руки, спецодежду и пр.
Материалами дела подтверждается, что общество в супермаркете "SPAR" не только реализует пищевую продукцию, поступающую от других поставщиков, как указывает в своем заявлении, но и осуществляет приготовление продукции общественного питания, осуществляет производство полуфабрикатов из мяса, птицы, в отделах, цехах фасовку, нарезку готовых мясо- и птицепродуктов, сыров, салатов из овощей, масла сливочного и т.д. Следовательно, производственный контроль должен включать лабораторные исследования на контаминацию листериями изготавливаемой обществом пищевой продукции и санитарного состояния объекта, где производится ее приготовление, включая фасовку, нарезку.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, обязаны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
Выполнение предложенных мероприятий должно соответствовать реальной возможности их устранения. Иное привело бы к возможности вынесения уполномоченным органом предписаний с нарушением принципов законности и исполнимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В рассматриваемом случае оспариваемое организацией предписание управления соответствует названным требованиям, является реально исполнимым, и содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю.
Каких-либо неясностей или неточностей предписание не содержит.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, вынесено уполномоченным лицом и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, предписание от 09.01.2018 N 3 об устранении выявленных нарушений является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2018 по делу N А26-10406/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.