г.Самара |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А72-9938/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от министерства финансов Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: государственного учреждения здравоохранения Мулловская участковая больница - представитель не явился, извещено,
от министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2019 года апелляционную жалобу министерства финансов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2018 года по делу N А72-9938/2018 (судья Семенова М.А), принятое по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области, Ульяновская область, г.Димитровград, к министерству финансов Ульяновской области, г.Ульяновск, третьи лица: государственное учреждение здравоохранения Мулловская участковая больница (ИНН 7310003974, ОГРН 1027300786237), Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Мулловка, министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству финансов Ульяновской области (далее - министерство), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия по неприостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах государственного учреждения здравоохранения Мулловская участковая больница (далее - должник), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в министерстве (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), в связи с неисполнением решений инспекции от 28.02.2018 N 358, 359 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика; об обязании министерства приостановить до момента исполнения решений налогового органа от 28.02.2018 N358, 359 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, осуществление должником операций по расходованию средств на всех лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения Мулловская участковая больница, министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены, бездействие министерства финансов Ульяновской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - государственного учреждения здравоохранения Мулловская участковая больница (ИНН 7310003974, ОГРН 1027300786237), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе признано незаконным. На министерство финансов Ульяновской области возложена обязанность приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - государственного учреждения здравоохранения Мулловская участковая больница (ИНН 7310003974, ОГРН 1027300786237), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области от 28.02.2018 N 358, 359 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)", за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в период приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, учреждением производились социально важные платежи, задержка выплат которых могла повлечь необратимые последствия в виде причинения смерти или вреда здоровью любой тяжести. Так, приостановление оплаты услуг связи (КОСГУ 221) чревато отключением телефонной связи и, как следствие, невозможностью поступления вызовов по скорой и неотложной помощи от населения. Приостановление оплаты расходов, связанных с работой автомобилей скорой медицинской помощи (КОСГУ 340), привело бы к затруднительному использованию транспортных средств учреждения. В связи с этим экстренная транспортировка лиц, нуждающихся в медицинской помощи, станет невозможной. Невыплата текущих расходов на коммунальные услуги (КОСГУ 223) повлекла бы невозможность оказания медицинской помощи населению. Министерством исполнены установленные требования бюджетного законодательства по исполнению решений налогового органа.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, должник состоит на налоговом учете в инспекции в качестве юридического лица. Поскольку суммы подлежащие уплате по данным налоговых деклараций в сроки, установленные ст. 383 НК РФ, налогоплательщиком оплачены не были, инспекцией в адрес должника были направлены требования N 3 от 01.02.2018, N 3192 от 06.02.2018 с предложением уплатить имеющуюся задолженность, соответственно, в срок до 21.02.2018, до 27.02.2018.
На основании абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с отсутствием оплаты образовавшейся задолженности инспекцией в рамках п. 3.1 ст. 46 НК РФ были направлены решения от 28.02.2018 N 358, 359 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)" в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Министерство состоит на налоговом учете в инспекции в качестве юридического лица, является органом, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Основным видом деятельности управления, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является "деятельность органов государственной власти по управлению вопросами общего характера, кроме судебной власти, субъектов Российской Федерации".
Инспекция утверждает, что мер для погашения задолженности по решению налогового органа в полном объеме управлением не принято, что нарушает положения бюджетного законодательства. Кроме того, не приостановлены надлежащим образом операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Министерство ссылается на то, что основными целями в работе должника, как медицинской организации, являются повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью граждан состояний, исходя из чего оплата первоочередных расходов была напрямую связана с выполнением задач и достижением основных целей учреждения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно п. 3.1 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика - организации либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации. Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Федеральным законом N 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, согласно которому:
- бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете (абзац 1 пункта 7 части 20 статьи 30);
- бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац 2 пункта 7 части 20 статьи 30);
- при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет (абзац 3 пункта 7 части 20 статьи 30);
- при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем 1 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац 4 пункта 7 части 20 статьи 30);
- в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (абзац 1 пункта 11 части 20 статьи 30);
- в случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (абзац 2 пункта 11 части 20 статьи 30).
Учитывая изложенное, при неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 случаях, обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.
При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.
Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Такой же вывод по аналогичному делу был изложен в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2009 по делу N А57-3416/09-16, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 отказано.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Фактическое получение министерством предъявленных инспекцией требования и решения подтверждено материалами дела и не оспаривается должником.
В соответствии со ст. 30 Закона N 83-ФЗ при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции посчитал, что министерство, установив неисполнение должником в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении спорных решений, должно было в соответствии с абз. 4 п. 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в министерстве (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Однако доказательств осуществления министерством предусмотренных абз. 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, с учетом существующих исключений, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, материалы дела не содержат.
Между тем министерством после вынесения уведомления о приостановлении операций по расходованию средств оплачивались коммунальные услуги (КОСГУ 223), расходы, связанные с работой автомобилей скорой медицинской помощи (КОСГУ 340 - ГСМ, запасные части для автомашин СМИ), медикаменты и продукты питания (КОСГУ 340), не предусмотренные абз. 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, суду не было представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал незаконным бездействие министерства по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе.
Поскольку бездействием министерства были ограничены права заявителя в части получения подлежащей взысканию на основании решения налогового органа сумм долга, суд первой инстанции посчитал необходимым восстановление нарушенного права инспекции с учетом положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, учреждением производились социально важные платежи, подлежат отклонению, поскольку для указанных платежей законодательством не предусмотрено каких-либо исключений. Соответственно, не приостановив операции должника по лицевым счетам (за исключением платежей, предусмотренных законодательством), министерство нарушило требования бюджетного законодательства по исполнению решений налогового органа.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 14 декабря 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 декабря 2018 года по делу N А72-9938/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9938/2018
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУЛЛОВСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА, ГУЗ Мулловская участковая больница, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,СЕМЬИ И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ