Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2019 г. N Ф07-5464/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А66-15229/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации Удомельского городского округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2018 года по делу N А66-15229/2017,
установил:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 170003, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 2; далее - АО "АтомЭнергоСбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), к Финансовому управлению администрации Удомельского городского округа (ОГРН 1126908000746, ИНН 6916016850; адрес: 171841, Тверская область, город Удомля, улица Попова, дом 22; далее - финансовое управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении операций по счетам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Мстинская средняя общеобразовательная школа", а также о возложении на ответчика обязанности приостановить операции по всем счетам должника, открытым в управлении до момента погашения задолженности перед заявителем по исполнительному листу серии ФС N 007447463.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Мстинская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1026901948930, ИНН 6916008993; адрес: 171865, Тверская область, город Удомля, поселок Мста, улица Школьная, дом 8а; далее - МБОУ "Мстинская СОШ", школа).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2018 года по делу N А66-15229/2017 заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания расходов на уплату государственной пошлины. В обоснование жалобы указывает на тяжелое материальное положение, а также на то, что принимало меры, направленные на погашение задолженности школы.
Заявитель и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 07.07.2016 по делу N А66-5429/2016 с учреждения в пользу общества взыскано 39 720 руб. 62 коп., а также 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
На основании указанного решения арбитражным судом обществу выдан исполнительный лист от 11.08.2016 серии ФС N 007447463, который взыскателем направлен в финансовое управление с заявлением от 15.09.2016 N ТА-ОСП/1282.
Указанное заявление общества получено финансовым управлением 19.09.2016 (вх. N 982).
Поскольку на момент обращения в суд первой инстанции денежные средства по указанному выше исполнительному листу обществу не поступили, оно обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении настоящего спора апелляционная инстанция исходит из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 названного Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 16 АПК РФ установлена обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда, в том числе органами местного самоуправления, на всей территории Российской Федерации.
Образовательные организации как учреждения могут быть различных типов (пункт 1 части 2 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" типами муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Как следует из имеющейся в материалах дела МБОУ "Мстинская СОШ" по своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, то есть не имеет статуса казенного учреждения.
В том случае, если должником является бюджетное, а не казенное учреждение, то при предъявлении исполнительного листа к исполнению взыскание на его средства производится в порядке, определенном частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
На основании части 1 статьи 30 Закона N 83-ФЗ лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований. Порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений установлен в части 20 названной статьи.
В силу пункта 6 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
На основании пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Частью 3 статьи 30 Закона N 83-ФЗ определено, что лицевые счета, открываемые бюджетным учреждением субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждением) в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Вместе с тем, в материалы дела финансовым управлением не предъявлено доказательств, свидетельствующих о выполнении требований указанных выше положений статьи 30 Закона N 83-ФЗ и в установленные сроки после получения 19.09.2016 заявления общества от 15.09.2016 с исполнительным листом ФС N 007447463.
При этом само по себе неисполнение должником в течение 30 дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для применения указанных мер сразу после истечения указанного срока.
Согласно конституционно-правовому смыслу, отраженному Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Обосновывая отсутствие со своей стороны неправомерного бездействия, финансовое управление ссылается на то, что 02.02.2018 N 174 и 29.06.2018 N 1299 направило уведомление о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнение требований исполнительного документа, а также на частичную уплату задолженности в размере 18 241 руб. (31.05.2018, 03.07.2018 и 03.08.2018).
В указанных уведомлениях действительно указано, что операции по лицевым счетам должника будут приостановлены с 05.02.2018 и с 02.07.2018 соответственно.
Однако из них невозможно установить, в отношении каких исполнительных документов будет приостановлено осуществление расходных операций и при этом оплата 18 241 руб. произведена спустя продолжительный период времени (около двух лет).
Доводы подателя жалобы об убыточности бюджета апелляционной коллегией не принимаются, поскольку данные вопросы не влияют на вывод о бездействии финансового управления и непринятии им исчерпывающих мер, направленных на фактическое исполнение судебного акта.
Помимо того, документов, подтверждающих обращение финансового управления с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты задолженности в соответствующем порядке, в материалы дела также не представлено.
В апелляционной жалобе финансовое управление просит отменить решение суда и в части взыскания с него расходов по уплате государственной пошлины.
Статьей 101 АПК РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 102 названного Кодекса основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ, в силу пункта 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Главой 24 АПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, поэтому вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается по правилам главы 9 названного Кодекса в отношении сторон по делам искового производства.
Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08).
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - постановление Пленума N 46), согласно которому при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18 сентября 2018 года по делу N А66-15229/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления администрации Удомельского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-15229/2017
Истец: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ", АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" в лице ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ УДОМЕЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: МБОУ "Мстинская средняя ООШ"