г. Челябинск |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А07-8093/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Тендер" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2018 по делу N А07-8093/2018 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Регион-Тендер" - Рябов Ю.А. (доверенность от 31.05.2018, паспорт);
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хайруллина Л.Р. (доверенность N 01-05-1530/13 от 22.06.2018, служебное удостоверение);
Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Хайруллина Л.Р. (доверенность N ОД-457 от 27.12.2018, служебное удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-Тендер" (далее - ООО "Регион-Тендер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия администрации в виде не согласования схемы расположения земельного участка, выраженного в письме N 39833 от 28.12.2017; об осуществлении образования земельного участка 02:55:020608:ЗУ1, площадью 1 356 кв.м, путем уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020608:1; об установлении местонахождения границ земельного участка 02:55:020608:ЗУ1, площадью 1 356 кв.м; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан поставить на кадастровый учет земельный участок 02:55:020608:ЗУ1, площадью 1 356 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены (т. 2, л. д. 55-57, 76-78) Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Росреестр), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ГУАиГ), общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "БРТС").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.11.2018 (резолютивная часть объявлена 19.11.2018) в удовлетворении требований заявителя отказано.
С вынесенным решением не согласилось ООО "Регион-Тендер" и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе заявитель (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального права. Так, податель жалобы указывает, что бездействие заинтересованного лица в предоставлении земельного участка является необоснованным и несоответствующим закону. Администрацией не соблюдены требования п. 13, 19, 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и как следствие, нарушено исключительное право заявителя на утверждение схемы расположения земельного участка.
Податель жалобы отмечает, что судом первой инстанции при вынесении решения по делу N А07-18358/2011 допущена опечатка в указании площади земельного участка, которая устранена определением суда первой инстанции от 15.02.2013. Таким образом, отсутствует двусмысленность толкования, какой именно участок был предоставлен заявителю.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Третьи лица отзывов на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители Росреестра, ГУАиГ и ООО "БРТС" не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом мнения представителей заявителя, заинтересованного лица и УЗИО дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Росреестра, ГУАиГ и ООО "БРТС".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, настаивал на ее удовлетворении и просил отменить решение суда первой инстанции, а представитель администрации и УЗИО возражал против этого, полагая судебный акт законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Регион-тендер" принадлежит на праве собственности административное здание площадью 435 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020608:1, по адресу: город Уфа, ул. Шафиева, дом 54, корп. блок 4.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2012 по делу N А07-18358/2011 суд признал бездействие администрации, выразившееся в оставлении без рассмотрения, не рассмотрении по существу в установленном законом порядке, заявления ООО "Регион-Тендер" (от 28.07.2011, вх. N 01-02-23382/11), незаконным, не соответствующим требованиями ЗК РФ и обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Регион-Тендер" путём принятия в пятнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020608:503, общей площадью 435 кв.м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Шафиева, д. 54, корп. блок 4 - предназначенного для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости - административного здания, в собственность ООО "Регион-Тендер" путём заключения договора купли-продажи.
06 декабря 2012 года заявителю выдан исполнительный лист от 31.01.2012 серия АС N 003312320 для принудительного исполнения решения суда.
Исполнительный лист 21.12.2012 предъявлен заявителем в службу судебных приставов.
Постановлением от 27.12.2012 заместителем начальника отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления службы судебных приставов по Республике Башкортостан возбуждено исполнительное производство N 7851/12/68/02.
Как указывает заявитель, до настоящего момента указанное решение не исполнено в силу следующего.
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:020608:503 поставлен на кадастровый учет 19.07.2011.
В связи с тем, что земельный участок поставлен на кадастровый учет как "временный" и на протяжении двух лет на него не были оформлены права - по действовавшим на тот момент правилам участок снят Росреестром с кадастрового учета 19.07.2013.
На месте земельного участка с кадастровым номером 02:55:020608:503 (в его границах, но меньше по площади) образовался новый земельный участок с кадастровым номером 02:55:020608:1. В результате чего исполнить решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2012 стало невозможно.
Поэтому 05.12.2017 заявитель обратился в УЗИО с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020608:1 (т. 1, л.д. 13).
Администрация в письме N 39833 от 28.12.2018 отказала заявителю в утверждении подготовленной схемы расположения земельного участка. При этом заявителю сообщено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020608:503 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 19.07.2013. Испрашиваемый земельный участок (согласно приложенной схеме) образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 02:55:020608:1. Площадь образуемого земельного участка составляет 1 356 кв.м, что не соответствует принятому решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2012.
Полагая отказ заинтересованного лица в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей общества, администрации и УЗИО, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с требованиями ст. 198, 200 АПК РФ для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого решения, действия (бездействия) и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020608:1 расположены объекты недвижимого имущества, а именно:
- нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020608:566, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Шафиева, д. 54, корп. блок 4, которое принадлежит на праве собственности заявителю;
- многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 02:55:020608:47.
ООО "Регион-Тендер" является собственником административного здания площадью 435 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020608:1, по адресу: город Уфа, ул. Шафиева, дом 54, корп. блок 4.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 названного Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 указанной статьи исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно п. 1 указанной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 указанной статьи не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
На основании п. 5 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно п. 6 указанной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 13 указанной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с п. 1 указанной статьи, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, с учетом приведенных положений ЗК РФ, схема расположения земельного участка является обязательным документом для образования земельного участка и последующего его предоставления собственнику зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке, в собственность или аренду.
В оспариваемом отказе администрация указала, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:020608:503 аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 19.07.2013. Испрашиваемый земельный участок (согласно приложенной схеме), образуется путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 02:55:020608:1 и земель. Площадь образуемого земельного участка составляет 1 356 кв.м, что не соответствует принятому решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2012.
На основании изложенных норм, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что утверждение представленной заявителем схемы расположения земельного участка будет противоречить положениям ст. 11.3 ЗК РФ, которая не предусматривает возможность образования земельных участков, расположенных в границах застроенного многоквартирными жилыми домами элемента планировочной структуры в отсутствие утвержденного проекта межевания территории.
Кроме того, применительно к спорной ситуации арбитражный суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Земельный участок с условным номером 02:55:020608:ЗУ1, так же как и земельный участок с кадастровым номером 02:55:020608:1, находятся в границах красных линий, утвержденных Проектом детальной планировки районов, прилегающих к магистрали общегородского значения в продолжение ул. Воровского (пр. Салавата Юлаева) до ул. Индустриальное шоссе от 1997 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий и т.д.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
На основании п. 2 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
По совокупности положений ст. 36 ГрК РФ территории общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут использоваться для застройки.
Так, согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
При этом, согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований общества, так как незаконность спорного отказа заинтересованного лица не установлена, и, соответственно, он не нарушается права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 1 500 руб.
ООО "Регион-Тендер" при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. на основании чека-ордера от 26.12.2018 N 206.
Поэтому ООО "Регион-Тендер" подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная на основании чека-ордера от 26.12.2018 N 206 государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.11.2018 по делу N А07-8093/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Тендер" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Регион-Тендер" из федерального бюджета излишне уплаченную на основании чека-ордера от 26.12.2018 N 206 государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8093/2018
Истец: ООО Регион-Тендер
Ответчик: Администрация ГО г.Уфа РБ
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан, Управление ФСГРКиК по РБ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по РБ