г. Чита |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А78-535/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Капустиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Татаркиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2018 года по делу N А78-535/2018
по иску Акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1117536013055, ИНН 7536123166) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) и Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857) о взыскании 327 926,00 руб. убытков (суд первой инстанции: Попова И.П.),
при участии в судебном заседании:
от истца представитель Морозова Л.С.,
от ответчиков представители Каменева Л.В., Савчук М.А.,
установил:
акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ответчик-1) и Министерства территориального развития Забайкальского края (ответчик-2) о взыскании 405 117 руб. убытков, возникших вследствие оказания услуг по перевозке обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Забайкальского края за 2014 год.
Истец уточнял исковые требования (л.д.103-104 т.3) и окончательно (л.д.113-114 т.3) просил суд взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края и Министерства территориального развития Забайкальского края за счет казны Забайкальского края убытки за период с 21.11.2014 по 31.12.2014 в размере 327 926,00 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 октября 2018 года с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края взыскано за счет казны Забайкальского края в пользу акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" 327 926 руб. убытков, 9 559 руб. расходов по оплате госпошлины, всего - 337 485 руб.
В иске к Министерству территориального развития Забайкальского края отказано.
Акционерному обществу "Забайкальская пригородная пассажирская компания" возвращено из федерального бюджета 1 543 руб. 34 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ответчик 1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права. Из апелляционной жалобы следует, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по настоящему делу; в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование акционерного общества "Забайкальская пригородная пассажирская компания" к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края и Министерства территориального развития Забайкальского края о взыскании убытков.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "ЗППК" (Перевозчиком) и Министерством территориального развития Забайкальского края (Заказчиком) был подписан договор о предоставлении субсидий на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении N 07/2014-03/ЗППК213/12- 2013 от 31.12.2013 с учетом дополнительного соглашения от 05.11.2014, по условиям которого (пункт 1.1) Заказчик предоставляет с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года субсидии на компенсацию части потерь в доходах Перевозчика, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся в пригородном сообщении, в пределах средств, предусмотренных Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". Наименование перевозчика 05.07.2017 изменилось в связи с переименованием ОАО "ЗППК" на Акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (далее - АО "ЗППК"). Изменение наименования не связано с вопросами процессуального и материального правопреемства, так как ОГРН, ИНН организации не изменились.
Согласно пункту 3.1 договора Перевозчик предоставляет обучающимся льготу по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях (остановочных пунктах) находящихся на территории Забайкальского края независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации. Льгота по тарифам предоставляется при оформлении разовых билетов в направлении "туда" и "туда и обратно" и при оформлении льготных абонементных билетов на срок 5, 10, 15, 20, 25 дней и месячный билет для проезда во всех категориях пригородных поездов в период с 1 января 2014 г. по 15 июня 2014 г. и с 1 сентября 2014 г. по 31.12.2014 г.; представляет ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным Заказчику отчет о потерях в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд учащихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и счет на оплату. В приложении к договору установлена форма отчета.
В 2014 году действовали тарифы на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги, установленные Приказами Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 26.04.2013 N 80, от 24.03.2014 N 78, в которых установлены тарифы для населения и экономически обоснованные тарифы.
Компенсация потерь произведена в сумме 3 208 500 руб., что подтверждается платежными поручениями (л.д. 118-121 т. 1): N 326 от 01.04.2014 (787703 руб.), N 80 от 30.04.2014 (481280 руб.), N 101 от 23.05.2014 (466881 руб.), N 36 от 30.04.2014 (1472636 руб.). Остаток компенсации в размере 327 926 руб., в связи с чем суд, применив положения статей 12, 15, 16, 125, 424, 1069, 1071 ГК РФ, Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N 312-ЗЗК "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Забайкальского края", пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", исходил из обоснованности иска к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края, отказав в иске к Министерству территориального развития Забайкальского края.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, полагая их соответствующими установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, на которые указывает заявитель жалобы, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы сводятся к тому, что Министерство финансов Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доводы жалобы не принимаются апелляционным судом.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В силу статей 126, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации отвечает по своим долгам казной края, т.е. средствами краевого бюджета и иным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями. На основании положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пунктам 12.3.15, 12.3.20, 12.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 N 165, Министерство финансов Забайкальского края выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если законодательством эта обязанность не возложена на другой орган; исполняет судебные акты по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного краю. Министерство территориального развития Забайкальского края не может быть признано надлежащим ответчиком по делу, так как органом, представляющим казну, не является, распоряжается бюджетными средствами только в пределах сумм, выделенных на конкретные цели. Министерство территориального развития Забайкальского края поступившие из бюджета средства субсидии полностью перечислило истцу, что Министерством финансов Забайкальского края не оспаривалось. Выделение из бюджета края денежных средств Министерству территориального развития Забайкальского края в целях возмещения истцу спорной суммы убытков Министерством финансов Забайкальского края не доказано.
Согласно пункта 1 Статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные расходные обязательства возникают у субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по таким делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Ссылка в жалобе на то, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, не влечет отмены или изменения решения суда, поскольку как финансовый орган, так и главный распорядитель бюджетных средств были привлечены к участию в деле.
Однако учитывая, что выделение из бюджета края денежных средств Министерству территориального развития Забайкальского края в целях возмещения истцу спорной суммы убытков Министерством финансов Забайкальского края доказано не было, иск правильно был удовлетворен за счет средства казны субъекта в лице заявителя жалобы. Решение подлежит оставлению без изменения как вынесенное без нарушения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 октября 2018 года по делу N А78-535/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-535/2018
Истец: АО "Забайкальская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство финансов Забайкальского края
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, РЖД