15 февраля 2019 г. |
Дело N А83-7012/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 15.02.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Букшановой М.М.,
при участии:
от Акционерного общества "Крымморгидрострой" - Ходыко Д.Л., представитель по доверенности N 21-01/19 от 21.01.2019, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Крымморгидрострой" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 октября 2018 года по делу N А83-7012/2018 (судья Кузнякова С.Ю.)
по иску Администрации города Феодосии Республики Крым
(ул. Земская, д. 4, г. Феодосия, Республика Крым, 298100)
к Акционерному обществу "Крымморгидрострой"
(ул. Новороссийская, 25/7, г. Севастополь, 299011),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
Феодосийский городской совет Республики Крым
(ул. Земская, 4, г. Феодосия, Республики Крым, 298100)
о взыскании задолженности по договору аренды земли,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Республики Крым (далее - истец, Администрация) с исковым заявлением к Акционерному обществу "Крымморгидрострой" (далее - ответчик, АО "Крымморгидрострой") о взыскании задолженности по арендной плате по состоянию на 20.11.2017 в размере 3 717 982,58 рубля.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.10.2018 года по делу N А83-7012/2018 (судья Кузнякова С.Ю.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Акционерное общество "Крымморгидрострой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального и неправильное применение норм материального права.
Так, податель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено то, что исковое заявление подписано лицом, не имеющим право его подписывать, в связи с чем, по мнению заявителя, исковое заявление Администрации в соответствии со статьей 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могло быть рассмотрено судом первой инстанции. Также апеллянт указывает на то, что срок действия спорного договора окончился, в связи с чем требования о взыскании арендной платы являются незаконными.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2018 апелляционная жалоба принята к производству.
11.02.2019 в адрес суда от Администрации города Феодосии Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Присутствующий в судебном заседании 11.02.2019 представитель Акционерного общества "Крымморгидрострой" заявил ходатайство о повторном отложении судебного разбирательства на более поздний срок с целью урегулирования спора между сторонами мирным путем, в подтверждения чего представил суду предложение о заключении мирового соглашения, направленное в адрес истца.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции судебное разбирательство неоднократно откладывалось по ходатайству Акционерного общества "Крымморгидрострой" с целью урегулирования спора между сторонами мирным путем.
Однако доказательства, подтверждающие обоюдное согласие сторон на урегулирование спора мирным путем в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства Акционерного общества "Крымморгидрострой" об отложении судебного разбирательства, поскольку отсутствует обоюдная воля сторон, направленная на заключение мирового соглашения.
При этом судебная коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить, что мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Наличие постановления апелляционной инстанции не препятствует примирительной процедуре.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей апелляционной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
При повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, 23.05.2007 между Феодосийским городским советом (Арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Морстрой" (Арендатор, преобразовано в ПАО "Морстрой") заключен договор аренды земельного участка, находящегося по адресу: АРК, г. Феодосия, ул. Дружбы, 60, зона "Промышленно-Складская 2", оценочный район N 98, кадастровый номер участка 01 116 000 000 101 60 065 (далее - Договор).
Договор зарегистрирован в Феодосийском городском отделе Крымского регионального филиала государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра", о чем в государственном реестре сделана запись от 07.06.2007 за N 040701900181.
Согласно пункту 2 Договора, в аренду передается земельный участок общей площадью 3,2489 га, в том числе, по угодьям: застроенные земли, в том числе земли промышленности 3,2489 га для промышленного использования (обслуживание административной постройки), за счет земель ФФ ЗАО "Морстрой", входящих в категорию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в границах г. Феодосия.
Нормативная денежная оценка земельного участка составляет 3 536 345,22 грн. (пункт 5 Договора).
Пунктом 8 Договора установлено, что договор заключен на срок до 30.11.2016.
В соответствии с пунктом 9 Договора арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности вносится арендатором, начиная с 30.11.2006 в денежной форме с учетом 2 (двух) процентов нормативной денежной оценки земельного участка и в размере 70 726,90 рублей в год.
Решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.07.2011 по делу N 5002-23/2382-2011 были изменены условия договора аренды земли от 07.06.2007, заключенного между ПАО "Морстрой" и Феодосийским городским советом.
В соответствии с указанным решением пункт 5 Договора изложен в следующей редакции: "Нормативная денежная оценка земельных участков с 01.01.2009 по 31.12.2009 составляет 10 584 553,15 грн. с 01.01.2010 - 11 209 041,79 грн.", пункт 9 также изложен в иной редакции, а именно: "Арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности вносится арендатором начиная со дня вступления данного решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым в законную силу, в денежной форме с указанием 3 (трех) процентов нормативной денежной оценки земельного участка и в размере 336 271,25 грн. в год.
Пунктом 10 Договора предусмотрено, что исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством.
В силу пункта 11 Договора арендная плата вносится равными частями ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 41 Договора за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора стороны несут ответственность согласно закону и настоящему договору.
Как указывает истец, в связи ненадлежащим исполнением условий договора в части оплаты арендной платы, у ответчика перед истцом образовалась задолженность по арендной плате в размере 3 717 982,58 рубля.
04.04.2018 истец направил в адрес ответчика претензию N 2-47-1165 с требованием погасить образовавшуюся задолженность по арендной плате за землю.
В ответ на указанную претензию ответчик направил в адрес истца письмо (N 167/1 от 17.04.2018), в котором указал на отсутствие оснований для выполнения претензии.
Полагая, что ответчик противоправно уклоняется от погашения задолженности за пользование земельным участком, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей апелляционного суда не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как верно установлено судом первой инстанции, Администрация города Феодосии Республики Крым в силу положений Закона Республики Крым от 05.06.2014 N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым", которым установлены границы муниципальных образований и их статусы в Республике Крым, является надлежащим истцом по данному делу.
АО "Крымморгидрострой" является правопреемником ЗАО "Морстрой" после приведения уставных документов последнего в соответствие с законодательством Российской Федерации, в связи с чем выступает надлежащим ответчиком в рамках настоящего спора.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 (далее - Закон N 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов был подписан 18 марта 2014 года, таким образом, именно с указанной даты на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса, которой установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Проанализировав указанные нормы, судебная коллегия пришла к выводу, что в рассматриваем случае подлежат применению нормы материального права Украины, не противоречащие нормам Российской Федерации, в части исполнения условий договора правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации.
В силу положений статьи 13 Закона Украины "Об аренде земли", договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.
В силу положений статьи 759 Гражданского кодекса Украины, по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
Согласно статье 629 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для исполнения сторонами.
Согласно части 1 статьи 632 Гражданского кодекса Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15 Закона Украины "Об аренде земли" существенными условиями договора аренды земли являются, в частности арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату; ответственность сторон.
Из анализа положений статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли" усматривается, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за использование земельного участка. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.д.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
По предписаниям статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины и статей 525, 526 Гражданского кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями этих Кодексов, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или других требований, которые обычно относятся. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Аналогичные требования установлены статьями 309, 310, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанности арендодателя передать имущество в аренду корреспондирует обязанность арендатора оплачивать арендную плату.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей является платным.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности по арендной плате за землю за период с 01.01.2015 по 21.11.2017 в размере 3 717 982,58 рублей.
Из детализированного расчета задолженности АО "Крымморгидрострой" усматривается, что истцом применяется 1,055 - размер индексации согласно Федеральному закону "О Федеральном Бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"; 3,8 - коэффициент пересчета арендной платы в рубли согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, какие расположены на территории Республики Крым".
Согласно части 12 статьи 3 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, считается кадастровой стоимостью соответствующих земельных участков до проведения ее переоценки.
Порядок определения, в том числе, размера арендной платы земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
В силу пункту 3.4 Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земель участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым 12.11.2014 N 450, плата, установленная в договоре аренды земельного участка, заключенного до 21.03.2014, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 заключенного договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в срок до 01.01.2017).
Анализируя действующее законодательство Российской Федерации в сфере арендных правоотношений, суд пришел к верному выводу о том, что размер платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется в соответствующем нормативном акте органа власти.
В частности, в силу положений абзаца 1 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21.03.2014, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8.
Этим же постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числи публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 2.1 Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
На основании пункта 3.4 Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21.03.2014, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением к настоящему постановлению.
В том случае, если такой договор заключается после 31.12.2014, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
Если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка не соответствовала законодательству, действующему до 21.03.2014, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
До заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38 - 3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенным до 21.03.2014, признается арендной платой и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8. Такая арендная плата, начиная с 01.01.2015, подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Положения основанием для установления и взимания платы за земельный участок являются подписанные сторонами договор аренды, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, соглашение о перераспределении земельных участков, договор купли - продажи земельного участка, а плательщиками являются лица, подписавшие такие договоры или соглашения.
Плата устанавливается в виде платежа, выраженного в денежной форме, которая вносится плательщиками путем перечисления денежных средств на банковские счета по реквизитам, указанным в договоре или соглашении.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5 % соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055, на 2016 год не превышает 6,4 %, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,064.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" уровень инфляции на 2017 год составляет 4%, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,04.
Исходя из анализа вышеперечисленных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу относительно того, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как в Украине, так и в Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет задолженности, представленный истцом в материалы дела, проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически верным.
Таким образом, заявленная истцом к взысканию задолженность по обязательствам, начисленным по договору от 23.05.2007 (государственная регистрация 07.08.2007 года за N 040701900181) в сумме 3 717 982,58 рубля по состоянию на 20.11.2017 подтверждена материалами дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.07.2011 по делу N 5002-23/2382-2011 не имеет юридической силы на территории Российской Федерации, в связи с чем исчисление арендной платы из расчета 336 271,25 грн. в год является необоснованным и не принимается судебной коллегией ввиду следующего.
Согласно пунктам 8, 11, 19 статьи 9 Федерального Конституционного закона N 6 - ФКЗ, апелляционные жалобы, принятые к производству соответствующими апелляционными судами, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и не рассмотренные на этот день, рассматриваются по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 8).
Постановления хозяйственных судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, вступившие в законную силу до этого дня и являвшиеся предметом апелляционного рассмотрения в Севастопольском апелляционном хозяйственном суде, в течение трех месяцев после вступления их в законную силу, но не позднее 5 августа 2014 19 года могут быть обжалованы в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (пункт 11).
В соответствии со статьей 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Вступившие в законную силу постановления судов, действующих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, которые рассматривались в кассационном порядке в соответствующем кассационном суде, действующем на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, не подлежат обжалованию в Верховный Суд Российской Федерации и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (пункт 19).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 06.07.2011 по делу N 5002-23/2382-2011, вынесенное до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, не требует подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации и является обязательным к исполнению.
Также судебная коллегия не принимает во внимание довод апелляционной жалобы о незаконности требований о взыскании арендной платы по договору аренды от 27.05.2207 за период с 01.12.2016 по 20.11.2017 в связи с истечением срока действия договора аренды 30.11.2016 и считает его несостоятельным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договоры аренды заключаются на срок, определенный в договоре.
На основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок был передан Администрацией ЗАО "Морстрой" по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктом 21 договора после прекращения действия договора арендатор возвращает арендодателю земельный участок.
При этом доказательств, подтверждающих возвращения земельного участка ответчиком после окончания срока действия договора сторонами не представлено.
Таким образом, по истечении срока действия заключенного контрагентами договора (30.11.2016) арендатор продолжал пользоваться предоставленным в аренду земельным участком, в связи с чем договор считается возобновленным на неопределенный срок на тех же условиях.
Ссылка ответчика на то, что после истечения срока действия договора им использовалась меньшая площадь земельного участка, необходимая для обслуживания принадлежащих ему строений является несостоятельной ввиду приведенных выше обстоятельств, а также с учетом заключения сторонами нового договора аренды земельного участка N 726 от 26.09.2017, в соответствии с которым площадь арендуемого земельного участка составляет 32 489 кв. м. аналогично договору от 23.05.2007.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, ответчик представил суду предложение о заключении мирового соглашения, полученное истцом 18.01.2019, в котором указал на то, что Акционерное общество "Крымморгидрострой" признает свою задолженность перед Администрацией города Феодосии Республики Крым по оплате арендной платы по договору аренды земли от 23.05.2007 за период с 01.01.2015 по 20.11.2017 в сумме 3 717 982,58 рубля и обязуется оплатить в указанные в предложении сроки.
Проанализировав вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что исковые требования о взыскания суммы задолженности по арендной плате за период с 01.01.2015 по 20.11.2017, заявленной истцом в размере 3 717 982,58 рубля подлежат удовлетворению.
Оценивая, иные, изложенные в апелляционной жалобе доводы, судом установлено, что отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Кроме того, обстоятельства, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 октября 2018 года по делу N А83-7012/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Крымморгидрострой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7012/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АО "КРЫММОРГИДРОСТРОЙ"
Третье лицо: ФЕОДОСИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ, Феодосийский городской совет Республики Крым, Департамент архитектуры, градостроительства,земельных отношений и муниципального имущества Администрации г. Феодосии РК