г. Киров |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А28-10369/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Орловой В.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисТехноКомплект"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2018 по делу N А28-10369/2018, принятое судом в составе судьи Зведер Е.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "СервисТехноКомплект" (ИНН: 4345438113, ОГРН: 1164350055803)
к муниципальному образованию "Город Киров" в лице администрации города Кирова (ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)
о взыскании 891 063 рублей 67 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СервисТехноКомплект" (далее - истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к муниципальному образованию "Город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - ответчик) о взыскании 891 063 рублей 67 копеек долга за выполненные работы.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.11. в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Спорные дополнительные работы, выполненные истцом, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ, доказательств того, что подрядчиком фактически выполнены самостоятельные по отношению к заключенному контракту работы, отсутствуют. В подтверждение согласования заказчиком спорных работ заявитель указывает на подписанный представителем технического надзора заказчика МКУ "Управление капитального строительства" Юдиным В.А. акта контрольного замера, письма от 13.09.2017 N 57/09, локальных сметных расчетов. Вместе с тем, судом не дана надлежащая оценка указанным обстоятельствам.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.12.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.12.2018 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (заказчиком) и истцом (подрядчиком) подписан муниципальный контракт от 07.08.2017 N 0340200003317002541-0092399-01 (далее - контракт N 2541, т.1 л.д.40-59), в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту дворовой территории и сдать их в законченном виде, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Объем выполняемых работ установлен в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) (пункт 1.2 контракта N 2541).
Работы выполняются подрядчиком в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта (пункт 1.3 контракта N 2541).
Место выполнения работ: г. Киров, улица Московская, д. 165, 171, 181 (пункт 1.4 контракта N 2541).
Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и сдать работу представителю Заказчика с оформлением акта выполненных работ и предоставить комплект исполнительной документации, подтверждающей происхождение, безопасность и качество применяемых дорожно-строительных материалов; нести ответственность по ведению исполнительной и производственно-технической документации; обеспечить качество и результат работ в соответствии с требованиями ГК Российской Федерации, ГОСТ, ТУ, СНиП, СанПиН, другим нормативным и правовым актам, действующим в Российской Федерации (пункт 2.1 контракта N 2541).
Заказчик обязан обеспечить подрядчику доступ к месту выполнения работ; принять выполненные подрядчиком работы после письменного извещения подрядчиком об окончании работы, либо по истечении срока выполнения работ (пункт 2.4 контракта N 2541).
Стороны вправе при исполнении контракта увеличить или уменьшить объем работ, определенный в соответствии с пунктом 1.2 контракта, но не более чем на десять процентов путем подписания дополнительного соглашения на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) (пункт 2.7 контракта N 2541).
Цена контракта составляет 7 334 000 рублей 00 копеек, в том числе НДС; цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта (пункты 3.1, 3.2 контракта N 2541).
Оплата за выполнение всего объема работ производится в безналичной форме расчета путем перечисления денежных средств городского бюджета на расчетный счет подрядчика в течение тридцати дней с момента приемки заказчиком результата работ на основании счета (счета-фактуры), акта выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3) (пункт 3.5 контракта N 2541).
В силу пункта 4.1 контракта N 2541 уполномоченным представителем заказчика во время выполнения работ подрядчиком и осуществляющим функции строительного контроля (технического надзора), является муниципальное казенное учреждение "Кировское жилищное управление".
Согласно пункту 4.3 контракта N 2541 представитель заказчика выполняет следующие функции: контроль за соответствием работ требованиям СНиП, стандартов, технических условий и других нормативных документов; проверка фактических объемов, качества и стоимости выполненных работ для расчета платежей Подрядчику и визирование акта выполненных работ.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по контракту; в случае досрочного расторжения контракта стороны обязаны произвести сверку расчетов (пункты 9.1, 9.4 контракта N 2541).
Оплата за выполненные по контракту N 2541 работы перечислена заказчиком подрядчику в полном объеме платежными поручениями от 23.10.2017 N 13008 на сумму 240 414 рублей 30 копеек, N 1309 на сумму 7 093 585 рублей 70 копеек (т.1 л.д.60-61).
Между ответчиком (заказчиком) и истцом (подрядчиком) подписан муниципальный контракт от 07.08.2017 N 0340200003317002533-0092399-01 (далее - контракт N 2533, т.1 л.д.8-36), в соответствии с предметом которого подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту дворовой территории и сдать их в законченном виде, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта N 2533).
Объем выполняемых работ установлен в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) (пункт 1.2 контракта N 2533).
Работы выполняются подрядчиком в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта (пункт 1.3 контракта N 2533).
Место выполнения работ: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 53, 55, 57, 59, 61, 63 (пункт 1.4 контракта N 2533).
Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и сдать работу представителю заказчика с оформлением акта выполненных работ и предоставить комплект исполнительной документации, подтверждающей происхождение, безопасность и качество применяемых дорожно-строительных материалов; нести ответственность по ведению исполнительной и производственно-технической документации; обеспечить качество и результат работ в соответствии с требованиями ГК Российской Федерации, ГОСТ, ТУ, СНиП, СанПиН, другим нормативным и правовым актам, действующим в Российской Федерации (пункт 2.1 контракта N 2533).
Заказчик обязан обеспечить подрядчику доступ к месту выполнения работ; принять выполненные Подрядчиком работы после письменного извещения подрядчиком об окончании работы, либо по истечении срока выполнения работ (пункт 2.4 контракта N 2533).
Стороны вправе при исполнении контракта увеличить или уменьшить объем работ, определенный в соответствии с пунктом 1.2 контракта, но не более чем на десять процентов путем подписания дополнительного соглашения на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) (пункт 2.7 контракта N 2533).
Цена контракта составляет 7 929 333 рубля 37 копеек, в том числе НДС; цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта (пункты 3.1, 3.2 контракта N 2533).
В силу пункта 3.5 контракта N 2533 оплата за выполнение всего объема работ производится в безналичной форме расчета путем перечисления денежных средств городского бюджета на расчетный счет Подрядчика в течение тридцати дней с момента приемки Заказчиком результата работ на основании счета (счета-фактуры), акта выполненных работ (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ (по форме КС-3).
Согласно пункту 4.1 контракта N 2533 уполномоченным представителем заказчика во время выполнения работ подрядчиком и осуществляющим функции строительного контроля (технического надзора), является муниципальное казенное учреждение "Кировское жилищное управление".
Представитель заказчика выполняет следующие функции: контроль за соответствием работ требованиям СНиП, стандартов, технических условий и других нормативных документов; проверка фактических объемов, качества и стоимости выполненных работ для расчета платежей подрядчику и визирование акта выполненных работ (пункт 4.3 контракта N 2533).
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по контракту; в случае досрочного расторжения контракта стороны обязаны произвести сверку расчетов (пункты 9.1, 9.4 контракта N 2533).
Соглашением от 20.10.2017 стороны расторгли контракта N 2533 при фактическом выполнении работ стоимостью 7 749 275 рублей 24 копейки (т.1 л.д.37).
Оплата за выполненные по контракту N 2533 работы перечислена заказчиком подрядчику в полном объеме платежными поручениями от 23.10.2017 N 1310 на сумму 256 525 рублей 51 копейка, N 1311 на сумму 7 492 749 рублей 73 копейки (т.1 л.д.38-39).
В период выполнения работ по контракту N 2355 подрядчик обращался с письмом от 13.09.2017 N 57/09 к начальнику управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова с просьбой о согласовании дополнительных работ: устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня для выравнивания профиля перехода дворов и для ремонта полотна по цоколю здания (отмостка) в количестве 480 кв.м. в плотном теле, установка бортового камня с лицевой стороны дома N 57 по периметру сквера (т.1 л.д.62).
23.11.2017 сторонами заключены муниципальные контракты на дополнительные объемы работ по ремонту дворовых территорий:
- контракт N 2017/201 на работы по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, д. 53 на сумму 93 380 рублей 75 копеек на основании локального сметного расчета (приложение N 1 к контракту N 2017/201) (т.2 л.д.19-22, т.1 л.д.96-98);
- контракт N 2017/202 на работы по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, д. 55 на сумму 96 993 рубля 50 копеек на основании локального сметного расчета (приложение N 1 к контракту N 2017/202) (т.2 л.д.23-26, т.1 л.д.90-92);
- контракт N 2017/203 на работы по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, д. 57 на сумму 98 895 рублей 41 копейка на основании локального сметного расчета (приложение N 1 к контракту N 2017/203) (т.2 л.д.27-30, т.1 л.д.84-86);
- контракт N 2017/204 на работы по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, д. 59 на сумму 97 946 рублей 88 копеек на основании локального сметного расчета (приложение N 1 к контракту N 2017/204) (т.2 л.д.31-34, т.1 л.д.78-80);
- контракт N 2017/205 на работы по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, д. 61 на сумму 75 504 рубля 96 копеек на основании локального сметного расчета (приложение N 1 к контракту N 2017/205) (т.2 л.д.35-38, т.1 л.д.72-74);
- контракт N 2017/206 на работы по адресу г. Киров, Октябрьский проспект, д. 63 на сумму 99 845 рублей 85 копеек на основании локального сметного расчета (приложение N 1 к контракту N 2017/206) (т.2 л.д.39-43, т.1 л.д.66-68).
Дополнительные работы, предусмотренные контрактами N N 2017/201, 2017/202, 2017/203, 2017/204, 2017/2015, 2017/2016, выполнены подрядчиком и приняты заказчиком по актам формы КС-2 от 30.11.2017 (т.2 л.д.51-53, 63-65, 75-77, 87-89, 99-101, 111-113), оплачены в полном объеме в общей сумме 562 567 рублей 35 копеек платежными поручениями от 07.12.2017 NN 1494, 1495, 1496, 1497, 1498, 1499, 1500, 1501, 1502, 1503, 1504, 1505 (т.1 л.д.64-65, 70-71, 76-77, 83-84, 88-89, 94-95).
Подрядчик оформил для предъявления к приемке дополнительные работы:
- по контракту N 2533 актами о приемке выполненных работ от 22.09.2017 N 07-12 на сумму 826 612 рублей 61 копейка (т.1 л.д.99-121),
- по контракту N 2341 актом о приемке выполненных работ от 18.09.2017 N 04 на сумму 64 451 рубль 06 копеек (т.1 л.д.123-126).
Требование об оплате дополнительных работ на сумму 891 063 рубля 67 копеек письмом выражено в письме от 20.02.2018 N 11/02, которое получено заказчиком 27.02.2018. с приложением сметных расчетов и просьбой их согласовать и подписать договор на дополнительные работы (т.1 л.д.127).
Ответчик в письме от 13.03.2018 отказал в оплате выполненных работ по причине отсутствия заключенного муниципального контракта на их выполнение (т.2 л.д.130).
В досудебной претензии от 05.04.2018 (т.1 л.д.128) истец просил осуществить приемку выполненных работ на сумму 891 063 рублей 67 копеек путем подписания актов формы КС-2 и справок формы КС-3 с приложением указанных документов. Претензия получена ответчиком 06.04.2018.
Неисполнение требования претензии послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Ответчиком подписаны контракты по результатам электронного аукциона с истцом на выполнение работ ремонту дворовой территории.
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 статьи 709 ГК РФ определено, что цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Согласно пункту 5 статьи 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Согласно пункту 4 статьи 743 ГК РФ подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Таким образом, в случае выявления необходимости в проведении дополнительных работ подрядчик обязан принять меры к согласованию их выполнения с заказчиком, поскольку в противном случае он лишается права требовать их оплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту б) пункта 1 статьи 95 закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Вместе с тем, доказательств того, что сторонами в установленном порядке было согласовано увеличение спорного объема работы подрядчика, заявителем не представлено.
Условиями контрактов предусмотрено, что цена является твердой и определяется на весь срок его действия. Пунктом 2.7 контрактов определено, что стороны вправе при исполнении контракта увеличить или уменьшить объем работ, определенный в соответствии с пунктом 1.2 контракта, но не более чем на десять процентов путем подписания дополнительного соглашения на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно пункту 3.6 контрактов при изменении объема работ в соответствии с пунктом 2.7 контракта изменяется цена контракта пропорционально изменяемому объему работ, но не боле чем на десять процентов цены контракта в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 9.3 контрактов любые изменения и дополнения к контракту действительны лишь при условии, что они совершены в электронной форме и подписаны усиленными электронными подписями уполномоченных представителей сторон или совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.
Из толкования названных норм ГК РФ, Закона N 44-ФЗ и условий контрактов следует, что изменение объема работ и цены контрактов осуществляется путем подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения.
В результате направления истцом ответчику письма от 13.09.2017 N 57/09 о необходимости согласовать дополнительные работы сторонами подписаны муниципальные контракты на выполнение дополнительных работ от 23.11.2017. Работы по указанным контрактам приняты и оплачены ответчиком в полном объеме.
Вместе с тем, истец предъявил к приемке по актам формы КС-2 и справкам формы КС-3 от 22.09.2017 также дополнительные работы по контрактам N 2533 и 2541 на сумму 891 063 рублей 67 копеек.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, направление в адрес ответчика письма от 13.09.2017 и совершение на нем надписи начальника МКУ УКС Юдина В.А. о подтверждении не свидетельствует о соблюдении сторонами предусмотренного контрактами порядка согласования всех указанных в нем дополнительных работ (включая спорные).
Кроме того, истец указывает на выполнение им работ по ремонту дворовой территории по адресу: г.Киров, уд. Московская, д.171 (акт формы КС-2 от 18.09.2017 N 04) (т.1 л.д.122-126). Вместе с тем, выполнение работ на указанном объекте предусматривалось контрактом N 2541, в то время как письмо о согласовании работ от 13.09.2017 N 57/09 направлялось в отношении контракта N 2533. Таким образом, доказательств уведомления заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ по контракту N 2541 не имеется.
Оценивая доводы истца о характере спорных работ как работ дополнительных, суд апелляционной инстанции исходит из того, что подрядчик, являющийся стороной муниципального контракта N 2533, обязан был доказать факт необходимости выполнения спорных работ для достижения цели такого контракта, документально подтвердить, что к дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, относятся работы, которые не были учтены в технической документации, но должны были быть учтены, поскольку без их выполнения подрядчик не мог приступить к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата, либо невыполнение спорных работ угрожало годности и прочности результата работ.
Кроме того, контракт N 2533 был досрочно расторгнут сторонами по соглашению сторон от 20.10.2017. В соглашении указана стоимость фактически выполненных работ (7 749 275 рублей 24 копейки), которая полностью оплачена ответчиком. Доказательств того, что к моменту расторжения указанного контракта заявителем были выполнены спорные работы, не имеется. Акты формы КС-2 и справки формы КС-3 получены ответчиком 05.04.2018, о факте выполнения спорных работ истец впервые известил ответчика письмом от 20.02.2018 (получено 27.02.2018). Вместе с тем, из актов следует, что спорные работы были выполнены 22.09.2017.
Поскольку подрядчик является коммерческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по строительным работам, то он, возложив на себя обязанности по предъявлению к приемке результата выполненных работ, действуя разумно и добросовестно, должен нести риск несвоевременного согласования факта необходимости выполнения дополнительных работ, а также подписания соглашения о расторжении контракта без учета факта выполнения дополнительных работ, однако предусмотренными ГК РФ и контрактом возможностями не воспользовался.
При этом акт контрольного замера толщины щебеночного основания от 04.09.2017, подписанный начальником производственного отдела МКУ УКС Юдиным В.А. свидетельствует о том, что к моменту направления уведомления о согласовании дополнительных работ их часть была выполнена.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности; лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 1, 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у заказчика обязанности по оплате спорных работ в связи с отсутствием соглашения сторон относительно их выполнения и доказательств необходимости их выполнения является обоснованным. Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах, отказ в удовлетворении первоначальных исковых требований является законным и обоснованным.
Несогласие заявителя с содержащейся в оспариваемом судебном акте оценкой представленных сторонами доказательств не является основанием для отмены или изменения судебного акта.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2018 по делу N А28-10369/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СервисТехноКомплект" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-10369/2018
Истец: ООО "СервисТехноКомплект"
Ответчик: Администрация города Кирова