Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2019 г. N Ф05-6997/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А41-56387/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2018 года, принятое судьей Гришиной Т.Ю. по делу N А41-56387/18 по исковому заявлению ЗАО "Балашихинская электросеть" к ООО "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис" о взыскании денежных средств,
при участии в заседании:
от истца - Редько О.В. по доверенности от 10.03.2016;
от ответчика - Саушина С.В. по доверенности от 24.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Балашихинская электросеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис" о взыскании задолженности в размере 120 444,56 руб. за период с января по апрель 2018 года, неустойки в размере 13 467,16 руб. за период с 16.02.2018 по 08.10.2018, неустойки, начиная с 09.10.2018, начисляемой на сумму долга по день фактической оплаты задолженности в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ответчика, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Балашихинская электросеть" (гарантирующий поставщик, ГП,) и ООО "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 5363 от 01.02.2014, по условиям которого ГП обязуется продавать абоненту через присоединенную сеть электрическую энергию (мощность) в объеме и количестве, определенном настоящим договором, урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент обязуется оплачивать принятую электрическую энергию (мощность), а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей, исправность и сохранность используемых им средств измерения электрической энергии (мощности) и оборудования (пункт 1.1 договора).
Порядок учета электроэнергии согласован сторонами в 3 разделе договора.
В силу пункта 4.1 договора расчеты за потребленную активную энергию (мощность) производятся по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом исполнительной власти, и на условиях, предусмотренных договором, в том числе по ценам, определенным в результате свободного ценообразования в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами в сфере электроэнергии, при этом абонент производит окончательный расчет с ГП за поставленную электрическую электроэнергию (мощность) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 4.5 договора).
Как указал истец, расчеты за электроэнергию осуществляются на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, при этом, приборы учета, указанные в договоре, не могут быть расценены как общедомовые, в связи с чем, ЗАО "Балашихинская электросеть" производит расчеты за электроэнергию по нормативу с применением повышающего коэффициента.
За период с января по апрель 2018, как указал истец, задолженность ответчика составила 120 444,56 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328), а также специальными нормами материального права, предусмотренными статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу того, что истец в спорный период поставлял электрическую энергию в управляемые ответчиком многоквартирные дома, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правила N 124, Положения N 442, Правила N 491,
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок собственниками объектов (в данном случае собственниками помещений в многоквартирных домах).
Аналогичные положения содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в силу которых в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или посредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Соответственно, законодателем мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Принимая во внимание, что учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, безусловно, является приоритетным, расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний, обязанность ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ с последующим возмещением своих расходов за счет потребителей, установленная в пункте 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, не освобождает исполнителей коммунальных услуг, в частности, от обязанности по установке приборов учета. Обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, также является обязанностью исполнителей коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пунктом 81 Основных положений предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Согласно пункту 68 Основных положений исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Таким образом, в силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды (ОДН), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Поскольку именно на ответчика в силу вышеизложенных норм возложена обязанность по оснащению спорных МКД приборами учета электрической энергии, он несет бремя доказывания отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета электрической энергии.
Приложением N 3 к договору стороны согласовали реестр средств измерения, установленных у абонента.
Вместе с тем, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 утверждены: критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу; порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Согласно пункту 6 Приказа N 627 результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" Правила N 124 были дополнены пунктом 21(1), согласно подпункту "в" которого объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета при наличии технической возможности его установки, определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 пункт 22 Правил N 124 дополнен подпунктом "е" следующего содержания: "При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленную в многоквартирный дом по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), размер платы за поставленную тепловую энергию при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году устанавливается в размере, равном 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт."
Таким образом, применение с 30.06.2016 повышающих коэффициентов было предусмотрено по всем видам ресурсов только начиная с расчетного периода, в котором составлен акт.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" была изменена редакция подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124, из которого исключено упоминание о повышающем коэффициенте, а пункт 22 был дополнен подпунктами "ж" и "е", касающимися применения повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (подпункт "ж") и холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии (подпункт "е").
Кроме того, в отношении индивидуальных приборов учета формула, предусмотренная подпунктом а(1)) пункта 4 приложения N 2 к Правилам N 354 также указывает на неприменение повышающего коэффициента, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Подлежащий применению в отношении коллективных приборов учета электрической энергии подпункт "ж" пункта 22 Правил N 124 не содержит указания на возможность неприменения повышающего коэффициента при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, что при буквальном толковании данного положения вступает в прямое противоречие с положениями Приказа N 627, устанавливающего критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (пункт 1 Приказа N 627).
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу, г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Главная, д.20, осуществлено посредством двух кабельных линий, смонтированных от ТП 532. Одна кабельная линия подключена к секции 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия подключена к секции 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", от которой осуществлено энергоснабжение 2-ух точек поставки-"места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Главная, д.20, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnI N 01725164, учитывающий потребление точки поставки "лифты" и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnI N 01855699, учитывающий потребление точки поставки "места общего пользования" (МОП).
Совокупность указанных приборов учета не образует собой общедомовой (коллективный) прибор учета, поскольку не обеспечивает учет объема электрической энергии, поставленной в секцию 1 "квартирные стояки", и, таким образом, не обеспечивает учет всего объема электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом в целом.
Общедомовой прибор учета в указанном жилом доме введен в эксплуатацию 21.03.2018, что подтверждается актом N 3-17/001320 от 21.03.2018.
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пролетарская, д. 6, осуществлено посредством двух кабельных линий, идущих от ТП 517. Одна кабельная линия подключена к секции 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия подключена к секции 2 жилого дома "внутренне распределяющее устройство", от которой осуществлено энергоснабжение 2-ух точек поставки - "места общего пользования" и "лифты".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пролетарская, д.6, установлено 2 прибора учета: прибор учета тип NP545.24T-4E1RLUI N 05023566, учитывающий потребление ввода "места общего пользования" (МОП) и прибор учета тип NP542.24T-4P5RLnI N 01803693, учитывающий потребление ввода "лифты".
Совокупность указанных приборов учета не образует собой общедомовой (коллективный) прибор учета, поскольку не обеспечивает учет объема электрической энергии, поставленной в секцию 1 "квартирные стояки", и, таким образом, не обеспечивает учет всего объема электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом в целом.
На основании заявления ответчика указанный жилой дом был оборудован общедомовым прибором учета 19.06.2018 (в связи с нарушениями, зафиксированными инспектором ЗАО "БЭЛС" в ходе освидетельствования, 06.03.2018), что подтверждается актами допуска от 19.06.2018 N 3-17/001640, N 3-17/001639, N 3/17-001638.
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Маяковского, д.18, осуществлено посредством двух кабельных линий, идущих от ТП 551. Одна кабельная линия подключена к секции 1 жилого дома "квартирные стояки", вторая кабельная линия подключена к секции 2 жилого дома "места общего пользования".
Согласно Реестру средств измерения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Маяковского д.18, установлен 1 прибор учета тип NP545.24T-4E1RLU1 N 01573182, учитывающий потребление точки поставки "места общего пользования" (МОП).
Данный прибор учета не образует собой общедомовой (коллективный) прибор учета, поскольку не обеспечивает учет объема электрической энергии, поставленной в секцию 1 "квартирные стояки", и, таким образом, не обеспечивает учет всего объема электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом в целом.
Общедомовой прибор учета в указанном жилом доме введен в эксплуатацию 21.03.2018, что подтверждается актом N 3-17/001320 от 21.03.2018.
Энергоснабжение жилого дома, расположенного по адресу, г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.18, осуществлено посредством двух кабельных линий, идущих от РТП-5020, к которым подключены 2 секции жилого дома. От двух секций РТП 5020 запитаны 4 ВРУ (вводные распределительные устройства), каждое из которых имеет 4 точки поставки электрической энергии (квартирные стояки 1, квартирные стояки 2, АВР лифты, МОП), а также ВРУ, от которого запитана "Индивидуальная тепловая подстанция (ИТП)".
Согласно Реестру средств измерения, в жилом доме, расположенном по адресу: г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.18, установлены приборы учета, учитывающие потребление точек поставки "места общего пользования" (МОП), "АВР лифты", "ИТП". При этом данные приборы учета не образуют общедомовой (коллективный) прибор учета, поскольку не обеспечивают учет объема электрической энергии, поставленной в точки поставки "квартирные стояки", и, соответственно, всего объема ресурса, поставленного в многоквартирный дом в целом.
Общедомовой прибор учета, включающий в себя, в том числе приборы учета, обеспечивающие учет электрической энергии, поставленной в точки поставки "квартирные стояки" в указанном жилом доме введен в эксплуатацию 21.03.2018, что подтверждается актом N 3-17/001320 от 21.03.2018.
Таким образом, в период до 21.03.2018 (19.06.2018 - МКД по адресу: Пролетарская, д. 6) вышеуказанные многоквартирные дома не были оборудованы общедомовыми приборами учета, вследствие чего расчет объема и стоимости поставленного коммунального ресурса энергоснабжения правомерно произведен на основании подпункта "в" пункта 21(1), подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124.
При этом факт отсутствия общедомовых приборов учета в указанных жилых домах по состоянию на 01.01.2018 подтверждается заявлением ответчика в адрес ЗАО "БЭЛС" исх.N 20 от 19.02.2018 (вх. N 1284 от 20.02.2018) о принятии в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОДПУ) по вышеуказанным адресам.
Поскольку доказательств необоснованности применения расчетного метода и повышающих коэффициентов при определении количества потребленной в спорный период электроэнергии ответчиком не представлено, а согласованные в приложении N 3 договора приборы не отвечают выше установленным требованиям, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о взыскании суммы основного долга в заявленном размере.
Также истец предъявил ко взысканию законную неустойку в размере 13 467,16 руб. за период с 16.02.2018 по 08.10.2018.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате стоимости электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью), подлежит начислению законная неустойка в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов").
В соответствии с части 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель придает неустойке три нормативно-правовых значения: как способ защиты гражданских прав; как способ обеспечения исполнения обязательств; как мера имущественной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства гражданское законодательство предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Вместе с тем решение суда о снижении неустойки не может быть произвольным. Уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также с принципом состязательности (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждаются обстоятельства того, что заявленная неустойка явно несоразмерна, взыскание неустойки может повлечь получение истцом необоснованной выгоды.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Представленные истцом расчет проверен, признан правильным, размер неустойки соразмерен последствиям нарушения обязательства.
Кроме того, истцом заявлено также требование о взыскании неустойки, исчисленной по правилам статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" за период с 09.10.2018 по дату фактической оплаты долга.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании неустойки в размере 13 467,16 руб. за период с 16.02.18 по 08.10.2018, а также неустойки, начиная с 09.10.2018, начисляемой на сумму долга по день фактической оплаты задолженности в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что расчеты объема и стоимости электрической энергии по договору энергоснабжения N 5363 от 01.12.2014 в спорный период должны быть произведены на основании показаний приборов учета, поименованных в приложении N 3 (Реестр средств измерения) к договору энергоснабжения N 5363 от 01.02.2014.
Между тем, как следует из понятия "коллективный (общедомовой)" прибор учета, установленного Правилами оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом в целом.
Согласно Реестру средств измерения (приложение N 3 к договору энергоснабжения N 5363 от 01.02.2014) установленные приборы учета учитывают объем потребленной электрической энергии (мощности), поставленный в точки поставки многоквартирных домов "места общего пользования (МОП)", "лифты", АВР, ИТП. В указанном Реестре отсутствуют сведения о приборах учета электрической энергии (мощности), учитывающих потребление электрической энергии по точкам поставки "квартирные стояки (КС)".
Однако, исходя из вышеизложенного, комплекс средств измерения, установленный в многоквартирном доме, является общедомовым прибором учета при условии обеспечения учета потребления по всем точкам поставки коммунального ресурса, включая "квартирные стояки".
Таким образом, приборы учета в многоквартирных домах, поименованные в приложении N 3 к договору энергоснабжения N 5363 от 01.02.2014, не отвечают требованиям, установленным законодателем к общедомовым приборам учета, поскольку не обеспечивают учет всего объема электрической энергии, поставленной в многоквартирный дом в целом.
Ответчик направил 20.02.2018 заявление в адрес ЗАО "БЭЛС" вх. N 1284 (исх.N20 от 19.02.2018) о принятии в эксплуатацию общедомовых приборов учета (ОДПУ) в многоквартирных жилых домах по договору энергоснабжения N 5363 от 01.02.2014 (копия представлена в материалы дела).
Тем самым ответчик подтвердил отсутствие ОДПУ в многоквартирных жилых домах, указанных в приложении N 3 к договору N 5363 от 01.02.2014.
На основании данного заявления 21.03.2018 многоквартирные жилые дома были оборудованы общедомовыми приборами учета (МКД по адресу: ул. Пролетарская, д.6- 19.06.2018), что подтверждено актом допуска N 3-17/001320 от 21.03.2018, актами допуска от 19.06.2018 N 3-17/001640, N 3/17-001639, N 317/001638)
Таким образом, в период до 21.03.2018 (19.06.2018 - МКД по адресу: ул. Пролетарская, д. 6) вышеуказанные многоквартирные дома не были оборудованы общедомовыми приборами учета, вследствие чего расчет объема и стоимости поставленного коммунального ресурса энергоснабжения в спорный период правомерно произведен на основании пп.в) п.21 (1), пп.ж) п.22 Правил N 124.
Начиная с расчетного периода март 2018 года (июнь 2018 года - МКД по адресу: ул. Пролетарская, д. 6) расчет стоимости потребленной электрической энергии в указанном многоквартирном доме гарантирующий поставщик электрической энергии производит на основании показаний общедомовых приборов учета- комплекса средств измерений, включающего в себя, в том числе, приборы учета по точкам поставки "квартирные стояки".
Довод апелляционной жалобы о том, что у управляющей организации отсутствует обязанность обеспечить учет потребляемого энергоресурса на кабельной линии "квартирные стояки", поскольку данный учет производит истец по показаниям индивидуальных приборов учета на основании прямых договоров энергоснабжения между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией, неправомерен в связи со следующим.
Ответчиком не учтено, что объем и стоимость электрической энергии, потребленной собственниками помещений в рамках прямых договоров энергоснабжения, истец вычитает из объема и стоимости электрической энергии, предъявляемой к оплате ООО "УК "Центржилсервис" по договору энергоснабжения N 5363 от 01.02.2014 по точке поставки "квартирные стояки", что подтверждено актом приема-передачи электроэнергии N 8014 от 31.03.2018.
Однако, как следует из вышеизложенного, коллективный (общедомовой) прибор учета должен обеспечивать учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целом. При этом нормативные технологические потери (технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома (абзац 7 пункта 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306), подлежат включению в объем потребляемой в многоквартирном доме электрической энергии.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Постановления N 491, внутридомовая система электроснабжения включает в себя все внутридомовые электрические сети (кабели) от внешней границы стены многоквартирного дома до индивидуальных приборов учета и входит в состав общего имущества в многоквартирном доме, которое, согласно подпункту "ж" пункта 10 Постановления N 491, должно содержаться управляющей организацией с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и энергетической эффективности.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2018 года по делу N А41-56387/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56387/2018
Истец: ЗАО "БАЛАШИХИНСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЬ"
Ответчик: ООО "УК "ЦентрЖилСервис", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕНТРЖИЛСЕРВИС"