Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июня 2019 г. N Ф01-2317/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А29-10685/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Плаховой А.Д. по доверенности от 19.12.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2018
по делу N А29-10685/2018, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению Панькина Дмитрия Васильевича,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми", общество с ограниченной ответственностью "ОБ и СТ",
о признании недействительным решения в части,
установил:
Панькин Дмитрий Васильевич (далее - заявитель, Панькин Д.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 23.03.2018 N РНП-11-16 в части включения информации в отношении него как учредителя общества с ограниченной ответственностью "ОБ и СТ" (далее - ООО "ОБ и СТ", Общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - ГКУ РФ "Служба единого заказчика Республики Коми", Учреждение), ООО "ОБ и СТ".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2018 требование заявителя удовлетворено, оспариваемое решение УФАС признано недействительным в части включения информации в отношении учредителя ООО "ОБ и СТ" Панькина Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на ответчика возложена обязанность исключить сведения о Панькине Д.В. из указанного реестра.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает, что о рассмотрении обращения заказчика о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уведомляются исключительно заказчик и поставщик. Содержание информации, подлежащей включению в реестр, приведено в части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Включение информации о поставщике в реестр осуществляется с указанием, в том числе сведений об учредителях хозяйствующего субъекта. На момент вынесения решения от 23.03.2018 Панькин Д.В. являлся учредителем ООО "ОБ и СТ", соответственно, информация о нем как учредителе подлежала включению в реестр. Выход заявителя из состава учредителей осуществлен после принятия заказчиком решений о расторжении контракта и включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" в письменном отзыве на жалобу поддержало позицию антимонопольного органа.
Панькин Д.В. в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы ответчика, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Подробно позиции указанных лиц изложены в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
ООО "ОБ и СТ" письменный отзыв на жалобу не представило.
Заявитель и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель антимонопольного органа, участвовавший в судебном заседании апелляционного суда, на доводах жалобы настаивал.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.01.2017 по результатам осуществления закупки путем проведения запроса котировок (извещение N 0307200000316000045) между ГКУ РК "Служба единого заказчика Республики Коми" (заказчик) и ООО "ОБ и СТ" (поставщик) заключен контракт N 05/17-Об на поставку зеркал на объект строительства "Школа на 1200 мест по ул. Петрозаводской в г. Сыктывкаре Республики Коми" (л.д.59-60).
Пунктом 1.4 названного контракта определен срок поставки товара в два этапа: 1 этап - поставка товара - 24.07.2017, 2 этап - передача товара заказчику после расстановки (установки) товара в помещениях - 28.07.2017. Установлена возможность досрочной передачи товара заказчику.
Приемка товара должна была осуществляться в присутствии поставщика поэтапно (пункт 2.9 контракта).
Письмом от 24.07.2017 N 9 ООО "ОБ и СТ" уведомило заказчика о задержке поставки зеркал до 20.08.2017 (л.д.73).
Письмом от 23.08.2017 N 01-04/18 Учреждение направило в адрес Общества информацию о том, что по состоянию на 23.08.2017 обязательства по контракту последним не выполнены, просило поставщика дать письменные пояснения о причинах непоставки и указать конкретные сроки передачи товара на склад заказчика (л.д.74).
В ответ ООО "ОБ и СТ" письмом от 29.08.2017 N 29/08-1 сообщило заказчику об отложении срока поставки товара до 15.09.2017 в связи с невыполнением обязательств контрагентами поставщика (л.д.75).
В свою очередь заказчик указал Обществу, что в случае непоставки товара в соответствии с условиями контракта в срок до 15.09.2017 к поставщику будут применены штрафные санкции, а в последующем контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке (письмо от 31.08.2017 N 01-04/53) (л.д.76).
Письмами от 19.09.2017 N 19/09-1, от 27.11.2017 ООО "ОБ и СТ" информировало Учреждение о том, что обязательства, взятые по контракту, будут выполнены в полном объеме в самые ближайшие сроки (л.д.77,78).
По состоянию на 19.01.2018 взятые на себя обязательства по поставке товара в соответствии с условиями контракта от 18.01.2017 Обществом не исполнены.
19.01.2018 ГКУ РФ "Служба единого заказчика Республики Коми" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.01.2017 N 05/17-Об на основании пункта 8.2 контракта (л.д.64). Данное решение направлено в адрес Общества заказным почтовым отправлением с уведомлением, а также по электронной почте, размещено на официальном сайте 19.01.2018 (л.д.65-68). Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не было получено Обществом.
Информация о расторжении контракта размещена заказчиком на официальном сайте 02.03.2018 (л.д.58).
07.03.2018 Учреждение обратилось в УФАС с заявлением о включении информации об ООО "ОБ и СТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (л.д.53-55).
23.03.2018 Управлением принято решение РНП-11-16 о включении сведений об Обществе (_учредитель Панькин Д.В. ИНН: 111800571149) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года (пункт 1); датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков установлено считать дату размещения соответствующих сведений на официальном сайте (пункт 2) (л.д.15-18).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в части включения информации о Панькине Д.В. как учредителе ООО "ОБ и СТ" в реестр недобросовестных поставщиков, последний обратился в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона N 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен Правилами N 1062 (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062).
В реестр включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр включается, в том числе информация о фамилиях, именах, отчествах (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В пункте 12 Правил N 1062 установлено, что рассмотрение вопроса о включении информации о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в Реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
Из содержания указанного пункта Правил N 1062 прямо следует, что о рассмотрении вопроса о включении соответствующей информации в реестр извещаются заказчик и поставщик (подрядчик, исполнитель). Обязанность антимонопольного органа по извещению учредителей юридического лица, сведения о котором подлежат включению в реестр, действующим законодательством не установлена. При этом предметом рассмотрения является именно деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя). В силу прямого указания в пункте 2 части 3 статьи 104 Закона N44-ФЗ информация о поставщике, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контрактов, включается в реестр. Сведения об учредителях хозяйствующего субъекта подлежат включению в реестр в том числе, именно применительно к включению в реестр хозяйствующего субъекта.
Иная позиция заявителя, поддержанная арбитражным судом первой инстанции в обжалуемом решении, не основана на положениях действующего законодательства.
Обязанность УФАС по извещению сторон - заказчика и поставщика о рассмотрении представленных Учреждением сведений о недобросовестном поставщике в данном случае исполнена (л.д.69-70, 91).
Как видно из материалов дела, по условиям пункта 1.4 контракта от 18.01.2017 поставщик обязан поставить товар в два этапа: 1 этап - поставка товара - 24.07.2017, 2 этап - передача товара заказчику после расстановки (установки) товара в помещениях - 28.07.2017. В пункте 8.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Между тем ООО "ОБ и СТ" взятые на себя обязательства по поставке в установленный контрактом срок не исполнило, при этом заказчиком до Общества неоднократно доводились сведения о нарушении срока исполнения обязательств. Всех возможных, своевременных и достаточных мер к исполнению обязательств по контракту Обществом предпринято не было, по состоянию на 19.01.2018 контракт не исполнен. Доказательств объективной невозможности осуществления поставки товара к установленному сроку и в соответствии с условиями контракта в деле не имеется.
Указанные обстоятельства, наличие которых подтверждается материалами дела и участвующими в деле лицами по существу не оспаривается, свидетельствуют о существенном нарушении поставщиком условий контракта. При таких обстоятельствах принятое Учреждением решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является обоснованным, принято при наличии законных оснований.
Управление при решении вопроса о включении сведений об ООО "ОБ и СТ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Правил N 1062 осуществило проверку представленной заказчиком информации и документов, подтверждающих недобросовестное поведение Общества, не установило нарушений процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. На наличие таких нарушений заявителем не указано.
Принимая решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков наряду с информацией об Обществе, также сведений о его учредителях - Панькине Д.В., антимонопольный орган действовал в соответствии с прямым указанием закона (пункт 2 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Панькин Д.В. на момент заключения и исполнения контракта от 18.01.2017 N 05/17-Об являлся учредителем (участником) ООО "ОБ и СТ", сведения о нем внесены в ЕГРЮЛ 23.12.2016 (л.д.20-21). Выход заявителя из состава учредителей Общества осуществлен после принятия заказчиком решения о расторжении контракта и включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков, о чем свидетельствует представленный в материалы дела договор от 21.05.2018 купли-продажи доли (л.д.39). Заявление от 27.02.2018 содержит лишь предложение о расторжении договора купли-продажи доли от 15.12.2016, не устанавливая самого факта прекращения участия в Обществе.
Факт участия заявителя в иных хозяйственных обществах не имеет юридического значения применительно к предмету настоящего спора.
Проанализировав изложенные обстоятельства дела в совокупности с приведенными нормами права, суд апелляционной инстанции считает правомерным включение информации о заявителе как учредителе Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку решение УФАС от 23.03.2018 N РНП-11-16 в части включения информации в отношении учредителя Общества Панькина Д.В. в реестр соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Иные выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу УФАС следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2018 по делу N А29-10685/2018 отменить с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная заявителем за рассмотрение заявления судом первой инстанции, в связи с отменой решения и оставления требований без удовлетворения остается на ее плательщике.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку ответчик при обращении в суд апелляционной инстанции государственную пошлину не уплачивал, оснований для распределения судебных расходов, связанных с рассмотрением апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2018 по делу N А29-10685/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Панькина Дмитрия Васильевича о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 23.03.2018 N РНП-11-16 в части включения информации в отношении учредителя общества с ограниченной ответственностью "ОБ и СТ" Панькина Дмитрия Васильевича в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10685/2018
Истец: Панькин Дмитрий Васильевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: ГКУ Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми", ГКУ РК Служба единого заказчика Республики Коми, ООО ОБ и СТ
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2317/19
15.02.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11154/18
13.12.2018 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10493/18
28.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-10685/18