г. Челябинск |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А07-11232/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтройПроект" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2023 по делу N А07-11232/2023.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Башкирская содовая компания" - Данилова И.М. (доверенность N 1202.01-08/311 от 11.07.2023, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "ГарантСтройПроект" (далее - ООО "ГСП", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "Башкирская содовая компания" (далее - АО "БСК", ответчик) об обязании предоставить письменный ответ с обоснованием обстоятельств, по которым ООО "ГСП" отказали в аккредитации, а также о признании отказа в прохождении аккредитации незаконным и о присвоении ООО "ГСП" положительного статуса аккредитации в АО "БСК.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2023 (резолютивная часть решения объявлена 12.10.2023) в удовлетворении требований ООО "ГСП" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ГСП" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судом имеющих значение для дела обстоятельств.
В обоснование апелляционной жалобы истец приводит следующие доводы: ответчиком отказано в заявке истца об аккредитации, однако не представлено сведений об основаниях такого отказа, что не позволяет истцу устранить возможные недостатки и повторно подать заявление об аккредитации; истец намерен принимать участие в проводимых ответчиком закупках в качестве коллективного участника, что в отсутствие аккредитации сделать затруднительно; при обращении к ответчику с заявлением об аккредитации истец представил все необходимые документы, и оснований для присвоения ему отрицательного статуса по аккредитации не имелось; действиями ответчика нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) о равноправии участников закупки; последствием отказа в аккредитации может быть отклонение заявки истца в случае если он подаст заявку на участие в закупке в качестве коллективного участника совместно с лицом, имеющим положительный статус аккредитации, то есть, отказ в аккредитации без указания основания для такого отказа порождает для истца негативные последствия и создает сомнения в отсутствии предвзятости ответчика при предъявлении требований к различным участникам закупочных процедур; судом первой инстанции не рассмотрено самостоятельное исковое требование об обязании ответчика представить истцу ответ с обоснованием отказа в аккредитации.
Представитель АО "БСК" в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель истца, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "БСК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020202079479 и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупке, утвержденным решением Совета директоров АО "БСК", отраженным в протоколе от 01.06.2021 N 34 (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке определяет единый порядок осуществления закупочной деятельности АО "БСК", его дочерних хозяйственных обществ (подконтрольных обществ), присоединившихся к настоящему Положению о закупке в установленном порядке, а также основные цели и принципы организации и осуществления закупочной деятельности в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и обязательно для применения структурными подразделениями АО "БСК", структурными подразделениями его дочерних хозяйственных обществ (подконтрольных обществ), присоединившихся к этому Положению о закупке в установленном порядке, при осуществлении закупочной деятельности в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Главой 8 Положения о закупке установлены порядок и условия аккредитации поставщиков.
Руководствуясь этими положениями ООО "ГСП" (основной государственный регистрационный номер 1190280002472), имеющее намерение принять в дальнейшем участие в проводимых АО "БСК" закупочных процедурах, 13.02.2023 подало в АО "БСК" документы для прохождения аккредитации в порядке, установленном Положением о закупке.
Уведомлением ответчика N 16.04-18/188 от 09.03.2023 ООО "ГСП" поставлено в известность об отказе в его аккредитации (присвоен отрицательный статус по аккредитации). Основания для отказа в аккредитации в уведомлении не приведены.
Как указывает истец, он запросил у АО "БСК" информацию об основаниях для отказа в аккредитации, однако, этот запрос остался без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ГСП" в суд с рассматриваемым иском об обязании АО "БСК" предоставить письменный ответ с обоснованием обстоятельств, по которым ООО "ГСП" отказали в аккредитации, а также о признании отказа в прохождении аккредитации незаконным и о присвоении ООО "ГСП" положительного статуса аккредитации в АО "БСК".
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности исковых требований ввиду недоказанности наличия защищаемого подачей иска права истца.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав теми способами, которые указаны в статье 12 этого Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Избрание конкретного способа защиты предопределяется правовой нормой, регулирующей спорное правоотношение.
Требования заявителя носят характер исковых требований об оспаривании действий хозяйствующего субъекта, совершенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также о понуждении такого субъекта к совершению действий в интересах истца.
В этой связи истец в силу требований частей 1 и 2 статьи 27, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет процессуальную обязанность доказать следующие обстоятельства: наличие охраняемого законом и нарушенного действиями ответчика права истца в сфере экономической деятельности; несоответствие оспоренных действий ответчика требованиям закона и нарушение такими действиями прав и законных интересов истца в сфере экономической деятельности; наличие законных оснований для понуждения ответчика к осуществлению требуемых действий.
Из материалов дела следует, что деятельность ответчика при осуществлении закупки товаров, работ и услуг регулируется положениями Закона N 223-ФЗ, устанавливающего общие принципы и основные требования к закупкам товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц.
В силу части 1 статьи 3 этого Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В настоящем случае закупочная процедура проводилась в соответствии с Положением о закупке, которым установлен порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) посредством проведения конкурентных и неконкурентных процедур.
Главой 2 Положения о закупке определены цели и принципы закупочной деятельности. Основными целями закупочной деятельности являются: 1) своевременное и полное удовлетворение потребностей заказчика в продукции, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности; 2) эффективное использование денежных средств, направляемых на закупку продукции; 3) предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупочной деятельности. Принципами закупочной деятельности определены: 1) информационная открытость закупки - это соблюдение требований законодательства Российской Федерации и норм Положения относительно размещения информации о закупке (в том числе наличие у заказчика возможности проведения открытых мероприятий (конференций для поставщиков и прочее), содействующих информационной открытости закупочной деятельности заказчика); 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам означает: а) равноправие - предоставление всем участникам равных возможностей подавать заявки; для закупки, использующей принцип состязательности предложений, требования, предъявляемые к участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора; б) справедливость - право и обязанность заказчика оценивать свойства участника или предлагаемой им продукции сообразно тем задачам, для выполнения которых продукция закупается; в) отсутствие дискриминации - отсутствие в извещение о закупке и/или документации о закупке условий, включенных в указанные документы специально для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту; г) отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам - отказ от применения требований или приоритетов, назначенных не в соответствии с ограничениями или порядком, установленном законодательством Российской Федерации или Положением; при этом обоснованность ограничений определяется стремлением заказчика обеспечить при закупке приемлемую цену, надлежащее качество и отсутствие критичных для заказчика рисков; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, - это принятие при закупках решений (в том числе при формировании требований и критериев оценки) с ориентацией на экономическую обоснованность затрат и выбор продукции для решения конкретной производственной, инвестиционной, хозяйственной или иной задачи с наиболее соответствующей ценой и надлежащим качеством; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам означает, что каждое требование или критерий, применяемый по отношению к предложению участника, должен сопровождаться указанием на метод измерения соответствия требованию или на метод получения оценки по критерию.
Положение о закупке предусматривает аккредитацию участников закупки, под которой понимается процедура проверки поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на соответствие минимальным требованиям в отношении их правового статуса, благонадежности и деловой репутации (раздел "Термины и определения" Положения о закупке).
Пунктом 7.4 Положения о закупке установлены единые обязательные и дополнительные требования к участникам закупки (поставщикам). В частности, подпунктом 7.4.10 установлены требования к коллективному участнику: 1) каждое лицо, входящее в состав коллективного участника, должно соответствовать обязательным требованиям; 2) коллективный участник должен в целом соответствовать иным требованиям к участникам, установленным в документации о закупке, при этом заказчик устанавливает, какие количественные показатели деятельности членов коллективного участника могут суммироваться, а какие должны быть не менее чем у одного лица, входящего в состав коллективного участника, в том числе лидера (представителя коллективного участника); 3) член коллективного участника не может подавать самостоятельную заявку, входить в состав других коллективных участников либо быть субподрядчиком (соисполнителем) у других участников; 4) члены коллективного участника должны заключить между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором определены права и обязанности сторон в рамках участия в закупке и при исполнении договора.
Главой 8 Положения о закупке установлен порядок аккредитации участников закупки.
Так, в силу пункта 8.1 Положения о закупке Целями проведения аккредитации являются: 1) определение соответствия поставщиков по закупкам, связанным с капитальным строительством, строительно-монтажными работами и текущим ремонтом, обязательным требованиям, предъявляемым заказчиком к участникам закупки (пункт 7.4.2 Положения); 2) проявление должной осмотрительности и защита интересов заказчика от действий недобросовестных лиц, в том числе противодействие корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность; 3) подтверждение компетенции поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по отдельным категориям и видам продукции (при наличии у заказчика таких требований); 4) формирование реестра потенциальных поставщиков, заранее проверенных на соответствие поставщиков обязательным требованиям, предъявляемым заказчиком к участникам закупки. Инструкции для поставщиков по прохождению аккредитации (включая список требований и необходимых документов) размещаются на официальном сайте заказчика в разделе (секции) "Закупки". Срок действия аккредитации устанавливается заказчиком и может составлять от 12 месяцев до 24 месяцев. Аккредитацию поставщиков проводит АО "БСК". Результаты такой аккредитации признаются действительными всеми заказчиками, присоединившимися к Положению. Наличие действующей аккредитации означает соответствие обязательным требованиям, установленным пунктом 7.4.2 Положения.
В пункте 8.2 Положения о закупке определен порядок прохождения аккредитации, в соответствии с которым, в рамках аккредитации заказчик осуществляет проверку поставщика на предмет соответствия установленным разделом 7.4 Положения обязательным требованиям (подпункт 8.2.1). Процедура аккредитации Поставщика может осуществляться как заблаговременно (до проведения закупки), так и во время закупки (подпункт 8.2.2). Для прохождения аккредитации поставщик направляет необходимые документы в соответствии с инструкциями для поставщиков по прохождению аккредитации (пункт 8.1.2 Положения) (подпункт 8.2.3). В отношении поставщика, подавшего заявку на участие в конкурентной закупке и признанного в рамках этапа рассмотрения заявок (раздел 9.7 Положения) как участника соответствующего всем обязательным требованиям к участникам (пункт 7.4.2 Положения), установленным в документации о закупке, принимается решение, предусмотренное подпунктом 8.2.10(1) Положения. Отсутствие аккредитации не является основанием для ограничения поставщика в подаче заявки на участие в закупке (подпункт 8.2.4). Для подтверждения положительного статуса о прохождении аккредитации в составе заявки на участие в закупке поставщик направляет соответствующую информацию об имеющемся у него статусе и сроке действия аккредитации (подпункт 8.2.5). Заказчик вправе проверять достоверность документов и сведений, представленных поставщиком в составе документов на аккредитацию, любыми доступными законными способами, включая направление запросов в государственные органы, иным лицам, располагающим соответствующей информацией, проведения выездной проверки (подпункт 8.2.6). По результатам проведения аккредитации поставщика принимается одно из следующих решений: 1) об успешном прохождении аккредитации (положительный статус); 2) об отказе в аккредитации (отрицательный статус) (подпункт 8.2.10). Решение о присвоении отрицательного статуса о прохождении аккредитации поставщиком принимается в следующих случаях: 1) непредоставление сведений в соответствии с пунктом 8.1.2; 2) несоответствие поставщика установленным в соответствии с пунктом 7.4.2 Положения обязательным требованиям; 3) непредоставление поставщиком разъяснений и/или дополнений документов, направленных им на аккредитацию, в установленном порядке и/или сроки; 4) предоставление недостоверной информации (подпункт 8.2.11). В течение 1 (одного) рабочего дня с момента принятия решения по результатам аккредитации поставщику направляется (на адрес электронной почты, указанный им в документах на аккредитацию) соответствующее уведомление, включающее сведения о принятом решении, дате его принятия, сроке действия аккредитации (дате окончания аккредитации) (подпункт 8.2.12). Наличие у поставщика отрицательного статуса о прохождении аккредитации не ограничивает такого поставщика в подаче заявки на участие в закупке, а также не ограничивает в повторной подаче документов на аккредитацию после устранения недостатков, явившихся причиной решения о присвоении отрицательного статуса (подпункт 8.2.13).
Пунктом 8.3 Положения о закупке регламентирован порядок аккредитации членов коллективного участника, в соответствии с которым, для допуска к участию в закупке коллективного участника все лица, входящие в его состав, должны обладать положительным статусом о прохождении аккредитации (подпункт 8.3.1). В случае вхождения в состав коллективного участника лиц, не обладающим положительным статусом о прохождении аккредитации, каждое из таких лиц обязано для прохождения аккредитации в рамках закупки направить необходимые документы в составе заявки на участие в закупке в соответствии с пунктом 8.2.5 Положения (подпункт 8.3.2). В случае вхождения в состав коллективного участника лиц, не обладающих положительным статусом о прохождении аккредитации и не выполнявших требования пункта 8.3.2 Положения, заявка на участие в закупке такого коллективного участника подлежит отклонению (подпункт 8.3.3). Положительный статус о прохождении аккредитации присваивается каждому лицу, входящему в состав коллективного участника, в отдельности; такой статус не может быть присвоен коллективному участнику в целом (подпункт 8.3.4).
В соответствии с пунктами 9.7.3 и 9.7.4 Положения о закупке, участник, заявка которого признана соответствующей каждому установленному требованию (критерию отбора), допускается к участию в закупке. Участник, заявка которого признана не соответствующей хотя бы одному требованию (критерию отбора) из установленных, не допускается к участию в закупке (заявка отклоняется).
Таким образом, Положением о закупках установлено следующее: аккредитация представляет собой процедуру проверки поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на соответствие минимальным требованиям в отношении их правового статуса, благонадежности и деловой репутации; аккредитация участника закупки не является обязательной процедурой, может осуществляться как заблаговременно (до проведения закупки), так и во время закупки, отсутствие аккредитации не является основанием для ограничения поставщика в подаче заявки на участие в закупке; аккредитация проводится на основании заявления участника закупки по итогам проверки представленного им определенного пакета документов; по итогам осуществления процедуры аккредитации может быть принято решение об отказе в аккредитации (о присвоении отрицательного статуса), при этом ввиду отсутствия негативных последствий для участника закупки вследствие принятия такого решения, указание мотивов и оснований его принятия не предусмотрено.
Учитывая отсутствие нормативных требований о предоставлении обоснования принятия решения о присвоении участнику закупки по итогам аккредитации отрицательного статуса, исковые требования в части понуждения ответчика предоставить письменный ответ с обоснованием обстоятельств, по которым ООО "ГСП" отказали в аккредитации, следует признать необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При этом, отсутствие положений, обзывающих ответчика представлять в уведомлении об отказе в аккредитации мотивировку принятия такого решения, вопреки доводам апелляционной жалобы, не нарушает установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ принцип равноправия участников закупки, поскольку соответствующие требования Положения о закупке являются одинаковыми для всех участников закупочных процедур. Оснований для вывода о предвзятости ответчика при предъявлении требований к отдельным участникам закупок, исходя из материалов настоящего дела, у суда не имеется.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что, исходя из условий Положения о закупке, наличие либо отсутствие предварительной положительной аккредитации не влияет на возможность участия поставщиков в закупочных процедурах АО "БСК", каких-либо преимуществ для участников закупки, прошедших процедуру предварительной аккредитации, по сравнению с иными участниками закупок не предусмотрено.
Из положений пунктов 8.3.2 и 8.3.3 Положения о закупке следует, что наличие у каждого члена коллективного участника предварительной аккредитации не является обязательным требованием, а отклонение заявки коллективного участника, не обладающего положительным статусом, от участия в закупке может иметь место лишь в случае отказа такого участника от прохождения процедуры аккредитации и направления необходимых документов в составе заявки на участие в конкретной закупке.
В этой связи довод истца о наличии для него негативных последствий в результате совершенных ответчиком действий по отказу в его предварительной аккредитации ввиду обязательного отклонения его заявки на участие в закупке в составе коллективного участника, не может быть принят судом во внимание, как не основанный на буквальном содержании Положения о закупке.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, поскольку судебная защита нарушенного права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление. Так как наличие или отсутствие предварительной аккредитации истца в АО "БСК" никаким образом не влияет на возможность его участия в конкретных закупочных процедурах (в том числе в составе коллективного участника), отказ в такой аккредитации не может нарушать права и законные интересы истца в сфере экономической деятельности, а потому оснований для удовлетворения иска в части признания незаконными действий ответчика по отказу в прохождении ООО "ГСП" аккредитации не имеется.
Следует также отметить, что суд не является органом, наделенным в силу закона правом на осуществление аккредитации участников закупки в АО "БСК", в связи с чем исковые требования в части присвоения ООО "ГСП" положительного статуса аккредитации в АО "БСК" также следует признать необоснованными.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая необоснованность апелляционной жалобы, уплаченная истцом при ее подаче госпошлина возмещению не подлежит (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.10.2023 по делу N А07-11232/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтройПроект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11232/2023
Истец: ООО "ГарантСтройПроект"
Ответчик: АО БАШКИРСКАЯ СОДОВАЯ КОМПАНИЯ