г. Ессентуки |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А22-3000/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ремонтно-строительное предприятие "Сантехник" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2018 года по делу N А22-3000/2018 (судья Шевченко В.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ремонтно-строительное предприятие "Сантехник",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия,
третье лицо - ФГУП "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия",
о признании незаконным решения N 08/10-83 от 25.07.2018, а также о признании аукционной комиссии ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" нарушившей требования Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и об обязании ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" отменить процедуру проведения торгов,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ремонтно-строительное предприятие "Сантехник" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее-управление, антимонопольный орган) N 08/10-83 от 25.07.2018, а также о признании аукционной комиссии ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" (далее-учреждение, заказчик) нарушившей требования Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований общества о признании незаконным решения управления N 08/10-833 от 25.07.2018 отказано.
Решение мотивировано тем, что тем, что оспариваемое решение антимонопольного органа N 08/10-83 от 25.07.2018 соответствуют действующему антимонопольному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает на то, что соответствующие требования ГОСТ носят справочный, то есть информационный характер, и не обязательны для применения, вследствие чего установление данных требований в аукционной документации ограничивает их права как участника аукциона; действия управления и учреждения нарушают законные права и интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
До начала судебного заседания от учреждения поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2018 года по делу N А22-3000/2018 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
17.05.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0305100001518000047 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ: "Противопаводковые мероприятия на сбросном канале NС-5 Черноземельской обводнительно-оросительной системы в Черноземельском районе Республики Калмыкия".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 17.07.2018 N 0305100001518000047 поступило и рассмотрено 4 заявки, из них признаны не соответствующими 2 заявки - с порядковыми номерами N 3, N 4. Заявка под номером 4 - ООО РСП "Сантехник" была отклонена в связи с тем, что Общество по позиции "Болты с гайками и шайбами строительные" указало показатели, не соответствующие ГОСТ Р 52644-2006 и занижающие значения, установленные Заказчиком в Техническом задании, что не соответствует инструкции и положениям аукционной документации.
18.07.2018 общество обратилось в адрес управления с жалобой на действия аукционной комиссии при проведении Заказчиком электронного аукциона с реестровым номером N 0305100001518000047 на выполнение строительных работ: "Противопаводковые мероприятия на сбросном канале УС-5 Черноземельской обводительно-оросительной системы в Черноземельском районе Республики Калмыкия", указывая на то, что Заказчик необоснованно отклонил его заявку.
25.07.2018 (резолютивная часть решения объявлена 24.07.2018) управлением по результатам рассмотрения жалобы общества было вынесено решение о признании жалобы необоснованной, так как общество по позиции "Болты с гайками и шайбами строительные" указало показатели, не соответствующие ГОСТ Р 52644-2006 и занижающие значение, установленные заказчиком в Техническом задании, что не соответствует инструкции и положениям аукционной документации. Следовательно, по данной позиции аукционная комиссия заказчика обоснованно отклонила данную заявку под номером N 4 (т.1 л.д. 15-19).
Не согласившись с указанным решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Статьей 6 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограниченное количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлена Заказчиком в разделе III аукционной документации. Положения Инструкции по заполнению заявки должны быть ясными, четкими, не содержать двусмысленных формулировок и не подменять значения показателей, установленных в ГОСТ, а также смысловые значения слов или символов, не должны вводить в заблуждение участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 6 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из частей 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; 3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии(часть 1). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2).
Как следует из материалов дела, в Разделе III аукционной документации содержится Инструкция по заполнению заявки участие в электронном аукционе.
Так, в Инструкции по заполнению заявки указано: "Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе указан ГОСТ Р 52644 - 2006 для болтов "Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций", в котором содержатся показатели, указанные в техническом задании аукционной документации. Согласно Инструкции по заполнению заявок выражение "не более" означает, что "показатели являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком".
В Приложении N 2 к документации об электронном аукционе "Требования к качеству материалов" по позиции "Болты с гайками и шайбами строительные" Заказчиком указано следующее.
Для болтов: Должны быть выполнены из стали 40Х/ ЗОХЗМФ. Класс прочности 8,8 кли 9.8. Описание: Длина 65 мм. Номинальный диаметр резьбы 16 мм, Шаг резьбы крупный не более 2 мм, Диаметр стрежня не более 16 мм., Длина резьбы не более 38 мм, Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стрежне не более 59 мм. Масса за 1 000 шт. - не более 149 кг.
Заявитель по позиции "Болты с гайками и шайбами строительные" указал показатели, не соответствующие ГОСТ Р 52644-2006 и занижающие значение, установленные Заказчиком в Техническом задании, что не соответствует Инструкции и положениям аукционной документации, предложив следующее.
Болты с гайками и шайбами строительные болты выполнены из стали 40Х. Класс прочности 8,8. Описание: Длина 65 мм. Диаметр резьбы 16 мм, шаг резьбы крупный 2 мм, диаметр стержня 16 мм, длина резьбы 38 мм, расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стрежне 59 мм. Масса за 1000 шт. -137,3 кг.
Суд первой инстанции верно указал, что предложенная обществом масса болтов значительно ниже, чем установлено аукционной документацией, а также указано в Приложении Б "Теоритическая масса болтов (без защитного покрытия)" к ГОСТ Р 52644-2006.
Довод апелляционной жалобы о том, что соответствующие требования ГОСТ носят справочный, то есть информационный характер, и не обязательны для применения, вследствие чего установление данных требований в аукционной документации ограничивает их права как участника аукциона - отклоняется.
ГОСТ - это государственный стандарт, принятый Госстандартом России или Госстроем России, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг, имеющих межотраслевое значение.
Поскольку данная закупка проводилась для государственных нужд, заказчик вправе устанавливать требования в аукционной документации, исходя из государственных стандартов, для обеспечения безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта, целью которого является предупреждение чрезвычайных ситуаций (стихийных бездействий, природных катастроф и тому подобное).
Довод апелляционной жалобы о том, что действия управления и учреждения нарушают законные права и интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности - отклоняется.
Согласно статьям 65, 198 АПК РФ обязанность по доказыванию нарушений ненормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В нарушение указанных правовых норм обществом не представлено каких-либо относимых и допустимых в смысле статьи 71 АПК РФ доказательств незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа, равно как не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением.
Напротив, управлением в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ представлены доказательства законности оспариваемого решения.
Апелляционный суд считает, что отсутствует совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания незаконным оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2018 года по делу N А22-3000/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 ноября 2018 года по делу N А22-3000/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3000/2018
Истец: ООО РСП "Сантехник"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ"
Третье лицо: ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия ФГУ "Управление "Калммелиоводхоз"