г. Вологда |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А13-14138/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 декабря 2018 года по делу N А13-14138/2018,
установил:
Департамент труда и занятости населения Вологодской области (ОГРН 1073525000262, ИНН 3525177331; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 18; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН 3525114885; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - фонд) о признании недействительным решения от 31.05.2018 N 045S19180005879.
Решением суда от 06 декабря 2018 года заявленное требование удовлетворено.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление департамента рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности, поскольку представил фонду недостоверные сведения о застрахованном лице.
От департамента отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, департамент является лицом, производящим выплаты физическим лицам и, соответственно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признается страхователем.
Во исполнение предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) обязанности департамент в установленный законом срок (09.08.2017) представил фонду отчет по форме СЗВ-М за июль 2017 года.
Фондом в данных сведениях выявлена ошибка в указании фамилии одного застрахованного лица - Смирновой Анны Петровны (ранее Догадаевой), на что указано департаменту.
В дальнейшем, 22.09.2017, департамент представил в фонд дополняющую форму СЗВ-М за июль 2017 года в отношении названного лица, указав прежнюю фамилию Смирновой Л.Н. - Догадаева.
Поскольку указанная дополняющая форма представлена в фонд после истечения срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М, фонд посчитал, что департаментом допущено нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в связи с этим составил акт от 16.04.2018 и вынес решение от 31.05.2018 N 045S19180005879 о применении к департаменту как к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования финансовых санкций по положениям части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (за одно застрахованное лицо) по каждому решению.
Не согласившись с указанным решением, департамент обжаловал его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу об обоснованности заявленного требования ввиду отсутствия со стороны департамента нарушения, выразившегося в предоставлении недостоверных сведений.
Апелляционная инстанция согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В то же время на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно пункту 37 Инструкция N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкция N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как следует из материалов дела, дополняющие сведения представлены департаментом с нарушением установленного пунктом 37 Инструкции N 766н срока.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Из материалов дела следует, что исходные сведения на застрахованных лиц, в том числе Смирнову А.П., представлены департаментом в установленный срок.
При этом на дату представления отчетности Догадаева А.П. сменила фамилию на Смирнову, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о заключении брака.
Распоряжением департамента от 04.07.2017 N 26 л/с "О смене фамилии" в связи с вступлением в брак фамилия застрахованного лица в учетных документах была изменена с "Догадаевой" на "Смирнову".
При подаче сведений о застрахованных лицах, в том числе о Смирновой А.П., департамент руководствовался имеющимися в его распоряжении документами, подтверждающими актуальную фамилию застрахованного лица, то есть департаментом фонду представлены исходные сведения по форме СЗВ-М, содержащие достоверную информацию о фамилии указанного застрахованная лица.
О том, что Догадаева А.П. не поменяла страховое свидетельство в связи со сменой фамилии, департаменту не было известно, что не оспаривается фондом.
Таким образом, департамент не может нести ответственность за несвоевременную замену застрахованным лицом Догадаевой А.П. страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Корме того, как правомерно указал суд первой инстанции, при правильно указанном СНИЛС в индивидуальных сведениях, расхождения иных сведений не препятствует идентификации лица и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов, не свидетельствует о представлении неполных либо недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
С учетом изложенного вина департамента в нарушении порядка предоставления вышеуказанных сведений отсутствует.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что департамент нарушил пятидневный срок предоставления уточняющих сведений с момента получения составленного фондом протокола ошибок, не имеют правового значения, поскольку департаментом изначально представлены достоверные сведения о застрахованном лице, его вина в отсутствии у фонда актуальной информации о застрахованном лице отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения фонда о привлечении департамента к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 декабря 2018 года по делу N А13-14138/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14138/2018
Истец: Департамент труда и занятости населения Вологодкой области
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области