г. Ессентуки |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А20-1223/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику и ГУ-ОПФ РФ по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.11.2018 по делу N А20-1223/2018 (судья Н.Ж. Кочкарова)
по заявлению индивидуального предпринимателя Байчоровой Дианны Азретовны, г. Нальчик
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику, г. Нальчик
с привлечение третьего лица - ГУ-ОПФ РФ по КБР
о признании налогового органа утратившим право взыскания задолженности
при участии в судебном заседании:
ИП Байчоровой Д.А. и ее представителя Шандировой М.Т. (доверенность),
в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Байчорова Дианна Азретовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику (далее - инспекция, налоговый орган) о признании налогового органа утратившим возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 54 263 рубля 54 копеек с учетом изменений по состоянию на 04.09.2018 в связи с истечением установленного срока их взыскания (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 04 апреля 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по делу, было привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - ГУ-ОПФ России по КБР).
Решением от 19.11.2018 Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики признана утратившей право на взыскание с индивидуального предпринимателя Байчоровой Дианны Азретовны задолженности по состоянию на 04.09.2018 в сумме 54 263 рубля 54 копейки, из которых: 8 787 рублей 67 копеек - страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017; 3 007 рублей 26 копеек - пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017; 26 401 рубль 52 копейки - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии; 15 295 рублей 32 копейки - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии; 771 рубль 77 копеек - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии.
Не согласившись с решением суда, инспекция и ГУ-ОПФ России по КБР подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционные жалобы предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от инспекции и ГУ-ОПФ России по КБР поступили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
В судебном заседании предприниматель и ее представитель поддержали доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по данным налоговой инспекции, отраженной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 04.09.2018 N 247071, предприниматель имеет задолженность по страховым взносам и пеням в размере 54 263 рубля 54 копейки, из которых: 8 787 рублей 67 копеек - страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017; 3 007 рублей 26 копеек - пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017; 26 401 рубль 52 копейки - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии; 15 295 рублей 32 копейки - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии; 771 рубль 77 копеек - пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии.
Полагая, что налоговой инспекцией нарушены положения статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически утрачено право на взыскание отраженной в справке задолженности, предприниматель обратился в суд с требованиями по настоящему делу.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика и создает препятствия нормальному осуществлению ими своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
01.01.2017 вступили в силу Федеральные законы от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Процедура и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности в бюджет установлены нормами НК РФ. В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ при наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога либо не позднее 10 дней в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налогов и пеней не является пресекательным, однако он не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с налогоплательщиков производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в статью 47 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 01.01.2007 решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Исходя из пункта 9 статьи 46 НК РФ, пункта 8 статьи 47 НК РФ положения вышеуказанных норм применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора. Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней и с направлением названного требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Исходя из положений пунктов 5, 6 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно в установленном НК РФ порядке.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии со статьями 46, 75 НК РФ уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07.
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующий орган.
Судом было предложено налоговому органу и ОПФ представить пояснения по периоду образования недоимки, а также документы, подтверждающие взыскание недоимки в бесспорном либо судебном порядке, администрирование недоимки.
Налоговая инспекция не представила суду основания возникновения спорной задолженности, доказательств принятия мер налогового администрирования недоимки, доказательств возбуждения исполнительных производств о взыскании задолженности за счет имущества, доказательств взыскания в судебном порядке спорной задолженности, указав что возможность взыскания задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и по единому налогу (доходам), утрачена.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням.
Поскольку недоимка по налогам начислена за период до 01.01.2017, при этом налоговым органом не представлены в материалы дела документы, подтверждающие принятие мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке, суд приходит к выводу, что срок взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке налоговым органом пропущен, соответственно право на взыскание спорной задолженности налоговым органом утрачено, обязанность налогоплательщика по уплате задолженности считается прекращенной.
Судом установлено, что меры администрирования в отношении задолженности общества по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной части пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС осуществлялись Отделением Пенсионного фонда РФ по КБР.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, установленном статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Частью 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ.
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
На основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных статьей 20 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
Из приведенных положений следует, что пени являются мерой компенсационного характера, направленной на восстановления потерь связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей. Уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность плательщика страховых взносов, помимо обязанности по уплате страховых взносов, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и с этого момента не подлежат начислению, а, следовательно, и взысканию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Пеня является дополнительным платежом по отношению к страховым взносам, и возможность взыскания пеней зависит от возможности принудительного взыскания основной суммы задолженности по налогам и сборам. При утрате возможности принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам утрачивается возможность взыскания и производных от сумм недоимок дополнительных платежей в виде пени.
Предусмотренные статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 333/13). Эта процедура бесспорного (внесудебного) взыскания страховых взносов и пеней является единой и последовательной.
Срок давности взыскания в судебном порядке, как страховых платежей, так и пеней определяется исходя из совокупности сроков: срока на направление требования, срока на его добровольное исполнение налогоплательщиком и срока для обращения в арбитражный суд. Проверка соблюдения данного срока при взыскании пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки. Пропуск срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления указанного срока.
При этом Законом N 212-ФЗ предусмотрены различные сроки направления требования об уплате налога в зависимости от того, была ли выявлена задолженность в результате проведения проверки (выездной или камеральной) и установления обстоятельств, свидетельствующих о занижении страховой базы или иного неправильного исчисления налога, либо недоимка образовалась вследствие неисполнения страхователем обязанности по уплате в срок суммы страховых взносов, самостоятельно им исчисленной и задекларированной. Поскольку страхователь самостоятельно исчисляют страховые взносы и должны представлять расчеты в установленные сроки, подлежит исследованию и вопрос о моменте, с которого фонд мог выявить недоимку (ранее даты представления расчета или после его получения).
С момента представления расчета фонд должен был в установленный срок выявить недоимку (сравнив отраженные суммы страховых платежей с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов плательщика с внебюджетным фондом) и направить требование об уплате задолженности в сроки не позднее от установленных для каждого из спорных отчетных периодов.
Доводы апелляционной жалобы о том что контролирующим органом были предприняты все меры принудительного взыскания в полном объеме а именно направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:
N 00500140028942 от 26.03.2016 на сумму 27 474 рублей 57 копеек, в том числе: 18 738 рублей - недоимка на страховую часть трудовой пенсии; 527 рублей 32 копейки - пени на данную задолженность; 5 620 рублей 20 копеек - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии; 158 рублей 18 копеек - пени на данную задолженность; 2 364 рубля 19 копеек - страховые взносы в ФФОМС; 66 рублей 68 копеек - пени на данную задолженность;
N 00500140008097 от 02.02.2015 на сумму 22 463 рубля, в том числе: 17 328 рублей 48 копеек - недоимка на страховую часть трудовой пенсии; 1 306 рублей 06 копеек - пени на данную задолженность; 483 рубля 76 копеек - недоимка на накопительную часть трудовой пенсии; 3 201 рубль 24 копейки - страховые взносы в ФФОМС; 143 рубля 46 копеек - пени на данную задолженность;
N 005S01160008073 от 17.02.2016 на сумму 22 561 рубль 95 копеек, в том числе: 18 521 рубль 15 копеек - недоимка на страховую часть трудовой пенсии; 325 рублей 97 копеек - пени на данную задолженность; 3 650 рублей 58 копеек - страховые взносы в ФФОМС; 143 рубля 46 копеек - пени на данную задолженность;
N 005S01160008077 от 17.02.2016 на сумму 2 501 рубль 13 копеек, в том числе: 1900 рублей 29 копеек - пени на недоимку на страховую часть трудовой пенсии; 600 рублей 84 копейки -пени на страховые взносы в ФФОМС; 143 рубля 46 копеек - пени на данную задолженность, судом апелляционной инстанции не принимается.
Уполномоченный орган не предоставил суду надлежащих доказательств вынесения постановлений о взыскании задолженности за счет имущества предпринимателя, кроме двух постановлений: постановления о взыскании страховых взносов пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 00500190013447 от 27.05.2014 на сумму 22 287 рублей 57 копеек на основании требования от 26.03.2014 N 005 001 14 ТН 0028942 об уплате задолженности по состоянию на 27.05.2014 со сроком исполнения требования до 14.04.2014; постановления о взыскании страховых взносов пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 005S04160012785 от 09.08.2016 на сумму 13 676 рублей 08 копеек на основании требований N 005S01160008073 от 17.02.2016 и N 005S01160008077 от 17.02.2016.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на то, что установленная законом процедура внесудебного взыскания данных сумм страховых взносов и пени не соблюдена.
Поскольку по результатам оценки представленных в материалах дела доказательств судом установлено, что фондом утрачена возможность взыскания задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, выводы суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб о том что постановления о взыскании страховых взносов пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 005S04160012785 от 09.08.2016; N 005S04160002472 от 17.02.2016; N 00500190013447 от 27.05.2014 сопроводительными письмами были направлены в Нальчикский городской отдел УФССРФ по КБР, что подтверждается представленными в материалы дела письмами с отметками о получении 02 июля 2014 года, 03 марта 2016 года и 16 августа 2016 года, однако информации в отношении исполнительных производств по взысканию спорной задолженности, предоставить не смогла ввиду ее отсутствия, судом апелляционной инстанции не принимается на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 04.10.2018 судом первой инстанции был направлен запрос в УФССП РФ по КБР для предоставления информации, на какой стадии находятся исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений ГУ-ОПФ РФ по КБР, направленные в адрес Нальчикского отдела УФССП РФ по КБР с сопроводительными письмами и полученными 02 июля 2014 года, 03 марта 2016 года и 16 августа 2016 года в отношении индивидуального предпринимателя Байчоровой Дианы Азретовны (ИНН 071405301605) в электронном виде и в виде отдельного акта, однако ответ на данный запрос Нальчикским отделом УФССП РФ по КБР не был представлен.
Доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.11.2018 по делу N А20-1223/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1223/2018
Истец: Байчорова Д.А.
Ответчик: ИФНС России N2по г.Нальчику
Третье лицо: ГУ ОПФ РФ по КБР, ГУ отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино- Балкарской Республике, Инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по г. Нальчику, УФССП по КБР