г. Москва |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А40-145561/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АгроФуд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2018
по делу N А40-145561/18 принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "АгроФуд"
к 1.Московской таможне, 2.Московской областной таможне
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Байкова М.А. по доверенности от 07.02.19; |
от заинтересованных лиц: |
1.Таналина Я.К. по доверенности от 28.12.18; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АгроФуд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне, Московской областной таможне о признании незаконными решений от 04.04.2018 г. N N 10129060/90-40/001, 101229060/90-40/002, 10129060/90-40/003, 10129060/90-40/004, 10129060/90-40/005, 10129060/90-40/006, 10129060/90-40/007, 10129060/90-40/008, 10129060/90-40/009, 10129060/90-40/010, 10129060/90-40/11, 10129060/90-40/012, 10129060/90-40/013, 10129060/90-40/014 об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2018 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика (1) просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя ответчика (2), извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в регионе деятельности Московской таможни ООО "АгроФуд" в товарной подсубпозиции 0402 10 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС задекларировало товар "сухое обезжиренное молоко без добавления сахара..." по ДТ N N 10129070/200417/0002999, 10129070/050517/0003414, 10129070/050517/0003417, 10129070/050517/0003420, 10129070/050517/0003429, 10129070/050517/0003430, 10129070/050517/0003434, 10129070/050517/0003435, 10129070/150517/0003603, 10129070/190517/0003790, 10129070/190517/0003799, 10129070/190517/0003809, 10129070/190517/0003812, 10129070/190517/0003815. Товар заявлен происходящим из Исламской Республики Иран.
ООО "АгроФуд" при декларировании товаров по указанным ДТ заявило преференциальный режим (получение тарифных преференций), что подтверждается графами 36 ДТ "Преференции", где общество указало "ООГГ-ЛП", предоставив оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы "А" от 29.03.2017 N 3331703290003 серии АА1662177, от 16.04.2017 N 3311704160002 серии АА1662641.
Согласно заключениям таможенного эксперта ЦЭКТУ ФТС России от 29.05.2017 N 12411006/0015233, от 06.06.2017 N 12411006/0017762 не представилось возможным сделать однозначный вывод о подлинности представленных сертификатов.
В соответствии с п. 5 ст. 61 ТК ТС оригиналы сертификатов Московской таможней направлены в ЦТУ (с последующим направлением в ФТС России) для проведения последующей проверки/верификации сертификата о происхождении товара в соответствующий уполномоченный орган Исламской Республики Иран.
Письмами ЦТУ от 20.06.2017 N 75-12/14124, от 14.07.2017 N 75- 12/16236 информировал Московскую таможню о направлении оригиналов сертификатов в ФТС России для проведения последующей проверки и о незамедлительном информировании Московской таможни после поступления из ФТС России результатов указанной проверки (верификации).
ФТС России обратилось в Торговую палату Тегерана, промышленности и рудников (Иран) с запросами подтвердить подлинность сертификатов происхождения товара формы "А" от 29.03.2017 N 3331703290003 серии АА1662177 и от 16.04.2017 N 3311704160002 АА166264 (письмо ФТС России от 19.09.2017 N 06- 86/52417, от 11.07.2017 N 06-86/37436 и от 27.07.2017 N 06-86/40856).
Согласно разъяснениям ФТС России, направленным письмом ЦТУ от 20.03.2018N 75-12/5303 в Московскую таможню, в связи с несоблюдением требований, указанных в разделе VIII "Административное сотрудничество" Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008, сертификаты о происхождении товара формы "А" от 29.03.2017 N 3331703290003, от 16.04.2017 N 3311704160002 не могут рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифных преференций, в связи с тем, что они являются недействительными, поскольку в течение 6 месяцев относительно запрашиваемых сертификатов от компетентных органов страны происхождения товара (Ирана) не получен ответ.
В соответствии с приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" Московской таможней приняты решения об отказе в предоставлении преференциального режима в отношении задекларированных товаров по ДТ NN10129070/200417/0002999, 10129070/050517/0003414, 10129070/050517/0003417, 10129070/050517/0003420, 10129070/050517/0003429, 10129070/050517/0003430, 10129070/050517/0003434, 10129070/050517/0003435, 10129070/150517/0003603, 10129070/190517/0003790, 10129070/190517/0003799, 10129070/190517/0003809, 10129070/190517/0003812, 10129070/190517/0003815.
ООО "Агрофуд", считая решения таможенного органа незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обжаловало их в Арбитражный суд г. Москвы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) (действующего на момент принятия оспариваемого решения) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно пункту 46 Приказа ФТС России от 22 декабря 2011 г. N 2601 ввозные таможенные пошлины не применяются в отношении товаров, происходящих, в том числе и с территорий Ирана (Исламская Республика Иран).
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В силу части 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
На основании статьи 110 Закона N 311-ФЗ таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров (часть 1).
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (часть 2).
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в представлении тарифных преференций (часть 3).
В силу статьи 59 ТК ТС в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Частью 1 статьи 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (часть 3 статьи 61 Кодекса).
Согласно п. 3 ст. 58 ТК ТС установлено, что определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
В соответствии с Перечнем, утвержденным Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 Исламская Республика Иран относится к развивающимся странам - пользователям системы тарифных преференций таможенного союза.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 (далее - Правила).
В соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", являющимися Приложением к Правилам, графа 11 сертификата формы "А" должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата.
Разделом VIII Правил определено, что Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат.
Согласно пункту VIII Правил, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, в том числе, если - не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;
- по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
Согласно п. 5 ст. 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Пунктом 4 ст. 61 ТК ТС установлено, что, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Пунктом 3 ст. 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что, если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что таможенным органом проведены исследования представленных Обществом сертификатов.
Согласно заключениям таможенных экспертов ЦЭКТУ ФТС России от 29.05.2017 N 12411006/0015233 и от 06.06.2017 N 12411006/0017762 не представилось возможным сделать однозначный вывод о подлинности представленных сертификатов.
Как указывалось выше, в соответствии с п. 5 ст. 61 ТК ТС, оригиналы вышеуказанных сертификатов Московской таможней направлены (письмами МТ от 07.06.2017 N 19- 11/15652, от 26.06.2017 N 19-11/17973) направлены в ЦТУ (с последующим направлением в ФТС России) для проведения последующей проверки/верификации сертификата о происхождении товара в соответствующий уполномоченный орган Исламской Республики Иран.
Письмами ЦТУ от 20.06.2017 N 75-12/14124, от 14.07.2017 N75-12/16236 Московская таможня проинформирована о направлении оригиналов сертификатов в ФТС России и о том, что при поступлении из ФТС России результатов проверки (веритификации) таможня будет информирована незамедлительно.
В рамках проведения проверочных мероприятий в целях подтверждения факта выдачи сертификатов о происхождении товара по форме "А" от 29.03.2017 N 3331703290003 серии АА1662177 и от 16.04.2017 N 3311704160002 АА1662641 (Исламская Республика Иран), и достоверности содержащихся в них сведений, ФТС России в июле 2017 года направлены запросы в Торговую палату Тегерана, промышленности и рудников (письма ФТС России от 11.07.2017 N 06-86/37436 и от 27.07.2017 N 06-86/40856).
Ответы от компетентного органа Ирана на указанные запросы до настоящего времени в ФТС России не поступали, о чем Московская таможня проинформирована письмами ФТС России от 12.03.2018 N 06-88/13340 и ЦТУ от 20.03.2018 N 75-12/5303.
Согласно разделу VIII "Административное сотрудничество" Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (далее - Правила), в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара, таможенные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат о происхождении товара по форме "А", с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случае, если в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара не получен ответ.
В связи с невыполнением требований раздела VIII "Административное сотрудничество" Правил указанные сертификаты о происхождении товара по форме "А" признаются недействительными и не могут быть рассмотрены в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
В соответствии с положениями раздела VIII "Административное сотрудничество" Правил, товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что правовые основания принятия решения о предоставлении преференций у Московской таможни отсутствуют, поскольку представленные сертификаты о происхождении товара по форме "А" от 29.03.2017 N 3331703290003 и от 16.04.2017 N 3311704160002 признаны недействительными, о чем уведомлено ООО "АгроФуд" письмом таможни от 30.03.2018 N 19-14/09333".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2018 по делу N А40-205885/17 в удовлетворении заявления ООО "АгроФуд" о признании незаконным бездействия Московской таможни, выразившегося в нарушении установленного порядка и непринятии Решения о восстановлении тарифных преференций в отношении Товара, отказано.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А40-205885/17, имеют применительно к настоящему делу преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе заявитель указал на неверный вывод суда первой инстанции о правомерности направления запроса ФТС России в орган, который, по мнению заявителя, не выдавал сертификат.
Указанные доводы заявителя являются необоснованными, поскольку ФТС России обратилось в Торговую палату Тегерана, промышленности и рудников (Иран), который является компетентным органом по проверке спорным сертификатов. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
По мнению заявителя, приобщенные в материалы дела документы, подтверждают действительность сертификатов.
Вместе с тем, следует указать, что он не соответствует действующему таможенному законодательству: пункту 5 ст. 61 ТК ТС, пункту VIII Правил, и пункту 31 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций, утвержденного приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 согласно которому если в ходе такой проверки обнаружены признаки, указывающие на то, что представленный преференциальный сертификат о происхождении товаров не выдавался и (или) содержит недостоверные сведения, и (или) оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможня направляет с обоснованием такой сертификат в вышестоящий таможенный орган на последующую проверку в случаях, определяемых ФТС России. До получения от вышестоящего таможенного органа результатов последующей проверки преференциальных сертификатов о происхождении товара решение не принимается.
В данном случае ФТС России установлена недействительность спорных сертификатов по результатам их проверки, в связи с чем, Московской таможней приняты решения об отказе в предоставлении (восстановлении) тарифных преференций.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.12.2018 по делу N А40-145561/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145561/2018
Истец: ООО "АГРОФУД"
Ответчик: Московская областная таможня, Московская таможня