город Воронеж |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А35-2743/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Своя квартира": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Своя квартира" на решение Арбитражного суда Курской области от 14.12.2018 по делу N А35-2743/2018 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Своя квартира" (ИНН 4632090944, ОГРН 1084632002443) к Государственной жилищной инспекции Курской области (ИНН 4629038140, ОГРН 1024600957974) о признании недействительным предписания от 22.01.2018 N 6184,
третье лицо: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области (ИНН 4629045980, ОГРН 1024600972032),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Своя квартира" (далее - заявитель, ООО "УК Своя квартира", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Инспекция, ГЖИ Курской области) о признании о недействительным предписания от 22.01.2018 N 6184.
Определением Арбитражного суда Курской области от 20.06.2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.12.2018 в удовлетворении заявленных ООО "УК Своя квартира" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "УК Своя квартира" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на неправомерность оспариваемого предписания ввиду возложения им на ООО "УК Своя квартира" обязанности произвести перерасчет платы за водоотведение сточных вод в целях содержания общего имущества по МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска за октябрь-ноябрь 2017 года, применяя норматив 0,025 куб.м., при утвержденном в установленном законом порядке и применимом в данном случае в связи с наличием крышной котельной норматива 0,056 куб.м.
При этом апеллянт указывает, что крышные котельные являются централизованной системой отопления и горячего водоснабжения, что подтверждено непосредственно Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области в письме от 07.02.2018, следовательно, к МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска согласно Нормативам потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению, отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденным Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 16.05.2017 N 60, применим именно норматив потребления 0,056 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
На основании статей 123, 156, 184, 266 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Курской области от 25.12.2017 N 6184 (т.1 л.д.36-39) в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении ООО "УК Своя квартира", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирном домом N 12 по ул. Почтовая г. Курска на основании лицензии, была проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения требований законодательства ООО "УК Своя квартира" при начислении платы по водоотведению сточных вод на содержание общего имущества МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска.
Задачей данной проверки явилось: выявление и устранение нарушений лицензионных требований, установленных пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ 28.10.2014 N 1110.
По результатам проверки был составлен акт проверки N 6184 от 22.01.2018 (т.1 л.д.10-13), где отражено, что плата по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества, установленная Обществом, превышает объем, рассчитанный исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отведению сточных вод (0,025 куб.м. на 1 кв.м.), соответственно, расчет ООО "УК Своя квартира" платы, приходящейся на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска за октябрь 2017 и ноябрь 2017, превышает расчет платы с применимым нормативом за соответствующие месяцы на 10, 39 руб.
22.01.2018 ГЖИ Курской области выдано ООО "УК Своя квартира" предписание N 6184 (т.1 л.д.9), в соответствии с которым Обществу вменены нарушения пунктов 46, 54, 17 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, выразившиеся в применении исполнителем норматива потребления - 0,056 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для многоквартирных домов более 16 этажей с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками и ваннами длиной 1650-1700 мм, тогда как для многоквартирных домов более 16 этажей с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками и ваннами длиной 1650-1700 мм с душем начисление надо было производить по нормативу 0,025 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для многоквартирных домов, утвержденных Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 16.05.2017 N 60.
Вышеуказанным предписанием для ООО "УК Своя квартира" установлено требование произвести перерасчет платы за водоотведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска за октябрь-ноябрь 2018 по всему дому в целом, применяя норматив 0,025 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для многоквартирных домов, срок исполнения: 22.03.2018.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией предписанием, ООО "УК Своя квартира" обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлениями о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, пришел к выводу, о доказанности соответствия оспариваемого предписания от 22.01.2018 N 6184 требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлениям Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме"; от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов общества, незаконного возложения каких-либо прав и обязанностей на общество судом не установлено.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 3).
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного жилищного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание административного органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий административного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Таким образом, предписание об устранении нарушения законодательства должно содержать указание на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, которому оно выдано, для устранения выявленного нарушения, и срок (сроки) на устранение выявленных нарушений.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменено содержание части 7 статьи 20 ЖК РФ, которая в редакции, действующей с 01.05.2015, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
С указанного момента в отношении лицензиатов и соискателей лицензии органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В части 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ также установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ и пункта 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
ООО "УК Своя квартира" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 20.04.2015 N 28, срок действия лицензии - бессрочно.
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Основанием для проведения проверки послужило обращение от 28.11.2017 N ГЖИ-К-Г-2144/4 жителя, проживающего в многоквартирном доме по адресу: город Курск, ул. Почтовая, д. 12 по вопросу соблюдения требований законодательства по начислению платы по отведению сточных вод на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Полномочия инспекции определены Положением о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области от 25.10.2016 N 286-пг.
На основании вышеуказанного обращения распоряжением заместителя начальника инспекции - начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ Нащекиной О.И. от 22.03.2018 N 956 была назначена внеплановая проверка ООО "УК Своя квартира".
Следовательно, требования пункта 2 части 2, части 3 статьи 10, ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ГЖИ КО соблюдены.
Согласно части 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание издано уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника инспекции - начальником отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ Нащекиной О.И.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, техническими особенностями дома N 12 по ул. Почтовая г. Курска являются 17 этажей с крышной котельной, наличие централизованного холодного водоснабжения, централизованного отведения сточных вод; квартиры с ваннами 1650-1700 мм с душем.
Площадь жилых помещений составляет 12828,30 м2. Площадь нежилых помещений - 1564,00 м2, площадь квартиры N 124 - 80,6 м2. Площадь помещений мест общего пользования - 4043,93 м2., Дом 17 этажный.
Расчет водоотведения сточных вод за октябрь 2017 для цели содержания общего имущества производился следующим образом:
Объем отведения сточных вод, в целях содержания общего имущества, определяется исходя из норматива потребления (приказа от 16.05.2017 N 60) и составляет: 0,025*4043,93=101,10 мЗ, где плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома составляет: 101,10 мЗ * 80,6 м2 * 14,81/14392,3=8,39 руб. (в квитанции начислено 18,78 руб.)
Таким образом, расчет платы, приходящейся на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества дома, за октябрь 2017, по мнению инспекции, превышал на 10,39 руб.
Расчет водоотведения сточных вод за ноябрь 2017 определялся следующим образом:
Объем отведения сточных вод, в целях содержания общего имущества, определяется исходя из норматива потребления (приказа от16.05.2017 N 60) и составляет: 0,025*4043,93=101,10 мЗ, где Плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома составляет: 101,10 мЗ*80,6 м2*14,81/14392,3=8,39 руб. (в квитанции начислено 18,78 руб.)
Таким образом, по мнению, инспекции расчет платы, приходящейся на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества дома, за ноябрь 2017 превышал на 10,39 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
Указанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения соответствующих расходов подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления (пункт 2).
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 16.05.2017 N 60 были утверждены и введены в действие Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению, отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - Нормативы), дифференцированные в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 1 к Правилам N 306 (в зависимости от конструктивных особенностей МКД)- т. 1 л.д. 215-218.
Расчет указанных нормативов, по результатам конкурсного отбора, выполнен независимой экспертной организацией ООО "ЖилКомКонсалт" с применением аналогового метода и показателей, полученных в результате расчетного метода.
Указанными Правилами установлен норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в размере 0,025 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для многоквартирных домов, с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением или местной канализацией, оборудованные унитазами, раковинами, мойками и ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем (при отсутствии индивидуальных приборов учета);
- 0,056 куб.м. за 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для многоквартирных домов и жилых домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением.
Как следует из материалов дела, основанием для возникновения спора послужило отнесение заявителем МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска к категории N 1.1 многоквартирных домов: Многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками и ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем и применение соответствующего норматива 0,056 куб.м. за 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества для многоквартирных домов, тогда как ГЖИ Курской области в ходе проверки установлено, что для данного МКД с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением или местной канализацией, оборудованные унитазами, раковинами, мойками и ваннами длиной 1650 - 1700 мм с душем согласно приказу N 60 норматив потребления за отведения сточных вод (при отсутствии индивидуальных приборов учета) в целях содержания общего имущества многоквартирного дома составляет 0,025 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование неправомерности выданного предписания ООО "УК Своя квартира" указывает на то, что в МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска имеется инженерное оборудование (автономная (крышная) газовая котельная), входящее в состав общего имущества МКД и предназначенное для производства коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению. При этом, крышные котельные являются централизованной системой отопления и горячего водоснабжения, в связи с чем тариф обществом применялся верный.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила).
Объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме и приходящийcя на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется формулой 15 Приложения 2 к Правилам (п.17):
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению, отведению сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома утверждены Постановления Правительства РФ Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 16.05.2017 N 60 с учетом особенностей МКД.
Согласно пункту 54 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
ООО "УК Своя квартира" в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции указывало на состав общего имущества, который по его мнению, позволяет считать крышную газовую котельную системой централизованного горячего водоснабжения: пластинчатые теплообменники, циркуляционные насосы, фильтры, отключающую и регулирующую арматуру, приборы КИПа, размещенные на внутридомовой сети горячей воды на чердаке и в подвале жилого дома, смесители для горячей воды в помещениях хозяйственного назначения.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Конструктивными особенностями многоквартирного дома по ул. Почтовая, 12. являются: 17 этажей, наличие централизованного холодного водоснабжения. Дом имеет автономную крышную газовую котельную, с помощью которой происходит приготовление горячей воды для отопления и горячего водоснабжения дома.
При этом, Общество не представило доказательств подключения дома к сетям централизованного горячего водоснабжения.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что крышная газовая котельная не является системой централизованного горячего водоснабжения, а следовательно, расчет платы за водоотведение сточных вод в целях содержания общего имущества МКД N 12 по ул. Почтовая г. Курска за октябрь-ноябрь 2018 ООО "УК Своя квартира" должно было производить по нормативу 0,025 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений в состав общего имущества для многоквартирных домов.
К письму Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 07.02.2018, подтверждающему, по мнению заявителя апелляционной жалобы, что крышные котельные являются централизованной системой отопления и горячего водоснабжения, арбитражный апелляционный суд относится критически, поскольку имеющиеся в материалах дела письма Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 07.02.2018 (т.1 л.д.41), от 19.02.2018 (т.1 л.д.124) по содержанию являются противоречащими друг другу и не могут быть приняты в качестве обоснования вывода о возможности применения к данному МКД норматива, установленного для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками и ваннами длиной 1650 - 1700 мм.
Довод ООО "УК Своя квартира" о телефонной консультации с Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области по вопросу норматива для домов с крышной котельной не принимается судом апелляционной инстанции, так как в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлены документы, подтверждающие осуществление указанного звонка, апелляционному суду не представляется возможным установить, с кем именно из работников Комитета состоялся телефонный разговор, содержание телефонного разговора.
Таким образом, предписание Государственной жилищной инспекции Курской области от 22.01.2018 N 6184 является законным, а возложение на Общество обязанности по перерасчету платы - обоснованным.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Суд области всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело доказательства и принял законное и обоснованное решение по делу, не допустив нарушения норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
При подаче апелляционной жалобы ООО "УК Своя квартира" по платежному поручению от 10.01.2019 N 13 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 14.12.2018 по делу N А35-2743/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Своя квартира" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Своя квартира" (ИНН 4632090944, ОГРН 1084632002443) излишне уплаченную по платежному поручению от 10.01.2019 N 13 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2743/2018
Истец: ООО "УК Своя квартира"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курской области
Третье лицо: Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области