г. Москва |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А40-84950/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2018 по делу N А40-84950/18 (92-1005), принятое судьей Уточкиным И.Н. в порядке упрощенного производства
по заявлению Банка России
к Страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" (СПАО "Ингосстрах")
о привлечении к административной ответственности
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Банк России обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола N СЗ-59-ЮЛ-18-5554/1020-1 от 05.04.2018 г.
Решением от 16.11.2018 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования и привлек Общество к административной ответственности, сделав вывод о том, что в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполно выяснение обстоятельств по делу.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу поступили обращения Еркова А.П. (далее - Страхователь) 28.12.2017 N N ОЭ-198807, ОЭ-199020, ОЭ-199623, содержащие сведения отсутствии возможности заключить договор обязательного страхован гражданской ответственности владельцев транспортных средств виде электронного документа на официальном сайте Страховщика информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Страховщика).
В соответствии с п.18.4 ст.4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации Банке России" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
По результатам проведения проверки сведений, изложенных в обращении, Банком России установлено следующее.
В соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ некредитными финансовые организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются лиц осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациям и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовым организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействии кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям санкции.
Из представленных Страховщиком письмом от 05.02.2018 N 14-01-619/18 (вх. от 05.02.2018 N 38821) сведений следует, что 28.12.2017 Заявитель осуществлял на официальном сайте Страховщика действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа.
Согласно представленной Страховщиком сеансовой информации, Заявителем и Страховщиком на официальном сайте Страховщика 28.12.2017 были осуществлены следующие действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа: вход страхователя в личный кабинет при помощи ключа простой электронной подписи в 14:40:50, отправка в РСА запроса на расчет КБМ в 14:45:28, получение ответа от РСА на зачет КБМ в 14:45:40, получение от страхователя заполненного заявления или его части в 14:53:01, предоставление страхователю полностью заполненного заявления для проверки достоверности в 14:53:01, предоставление страхователю расчета страховой премии и стоимости обеспечения почтового направления в 14:53:01, отправка в РСА запроса на расчет КБМ в 14:53:07, получение ответа от РСА на зачет КБМ в 14:53:12, вызов сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС в 14:53:23, получение ответа от сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС в 14:53:29, отправка членом Союза в АИС РСА запроса на проверку сведений заявления в 14:54:33, получение членом Союза ответа от АИС РСА о корректности сведений в заявлении в 15:22:10, отправка страхователю ключа простой электронной подписи в 15:22:11, получение от страхователя сведений для получения ключа простой электронной подписи в 15:22:11, получение адреса интернет - сайта Замещающего страховщика по ПТС для перенаправления страхователя в 15:22:12 сохранение заявления в АИС РСА в 15:22:13, отправка заявления в РСА в 15:22:13 загрузка заявления из АИС РСА в 15:22:14, получение ответа на отправку заявления в РСА в 15:22:14.
По информации Страховщика отображение диалогового окна с предложением перейти на сайт РСА для гарантированного заключения договора ОСАГО в виде электронного документа произошло вследствие сервисной ошибки, возникшей момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика.
Страховщик сообщил, что возникшая ошибка носит разовый характер и на функциональность работы сайта не влияет. Все ошибки устраняются в ручном режиме и на работу сайта в части бесперебойности не влияют, поэтому не документируются. После устранения сервисной ошибки, обновленный сайт Страховщика работает в штатном режиме.
Между тем, общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1). Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Правилами страхования.
В соответствии с п.1 ст.32 Закона N 4015-1 лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела. При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности. В то же время, в силу п/п.1 п.5 ст.30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 25.04.200 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владел транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) договор ОСАГО заключает порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ, и является публичным.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 15 Закона N 40-ФЗ страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом N 40-ФЗ.
В соответствии с пунктом 22 Указания Банка России от 14.11.2 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных среде (далее - Указание N 4190-У) страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи, информационного обмена в соответствии с Указанием N 4190-У.
В соответствии с пунктом 28 Указания N 4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договор осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерен заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У: порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении; дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия; набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении (далее - идентификатор клиента); код, соответствующий выполняемому действию; идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты (далее -идентификатор устройства); информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем; идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Информация, указанная в пункте 28 Указания N 4190-У, подлежит хранению в электронном виде с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию N 4190-У.
Таким образом, из представленных Страховщиком сведений следует, что Страховщик в нарушение требований пункта 28 Указания N 4190-У не обеспечил сплошную непрерывную регистрацию информации о действиях Заявителя и Страховщика, с использованием форматов, указанных в приложении к Указанию N 4190-У, выполняемых с использованием сайта Страховщика, а также не обеспечил бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена, предусмотренное пунктом 22 Указания N 4190-У.
Факт нарушения подтверждается актом от 12.03.2018 N ВД-59-2-2/607.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона N 4015-1 право осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Соответственно, соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение норм указанных выше законов.
Таким образом, в действиях Страховщика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившегося в нарушении требований установленных пунктами 22, 28 Указания N 4190-У.
05.04.2018 Банком России составлен протокол об административном правонарушении N СЗ-59-ЮЛ-18-5554/1020-1 в отношении СПАО "Ингосстрах" в присутствии представителя общества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции достоверно установил, что в действиях Страховщика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, а именно - осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Права Общества при составлении Протокола в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ч.1 ст.23.74, ст. 28.2, ст. 28.3 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 не установлено.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества административным органом доказаны, что указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Доказательств, подтверждающих факт принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, не представлено.
Между тем, при назначении наказания суд первой инстанции учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, пришел к правильному и обоснованному выводу о возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении, что указывает на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела.
Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2018 по делу N А40-84950/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84950/2018
Истец: Центральный Банк РФ (Банк России)
Ответчик: ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ"