г. Томск |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А03-7185/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей Колупаевой Л.А., Сластиной Е.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасанзяновым А.И.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ритм" и акционерного общества "Бийскэнерго" (N 07АП-12620/2018 и N 07АП-12620/2018(2)) на решение от 08 ноября 2018 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7185/2017 (судья Антюфриева С.П.)
по исковому заявлению акционерного общества "Бийскэнерго" (659322, КРАЙ АЛТАЙСКИЙ, ГОРОД БИЙСК, УЛИЦА МИХАИЛА КУТУЗОВА, ДОМ 116, ИНН 2204052762, ОГРН 1112204000150)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ритм" (659315, КРАЙ АЛТАЙСКИЙ, ГОРОД БИЙСК, УЛИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ, 107, 63ИНН 2204070472, ОГРН 1142204003017)
о взыскании 99 465 руб. 92 коп. основного долга за потребленные тепловую энергию, теплоноситель за период с июля по декабрь 2016 года,
В судебном заседании приняли участие:
от истца, от ответчика: без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Бийскэнерго" (далее по тексту - Истец, АО "Бийскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Сервис" (далее по тексту - Ответчик, ООО"Центр Сервис") о взыскании 49 034 руб. 14 коп. основного долга за потребленные тепловую энергию, теплоноситель за период с августа по октябрь 2016 года; арбитражному делу присвоен номер А03-7185/2017.
Определением от 15.05.2017 дело N А03-7185/2017 назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Определением от 04.07.2017, с учетом доводов Ответчика, изложенных в отзыве на исковое заявление, суд перешел к рассмотрению дела N А03-7185/2017 по общим правилам искового производства.
Акционерное общество "Бийскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Сервис" о взыскании 50 000 руб. части основного долга за потребленные тепловую энергию, теплоноситель за июль, ноябрь, декабрь 2016 года; арбитражному делу присвоен номер А03-8735/2017.
Определением от 06.06.2017 дело N А03-8735/2017 назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Определением от 31.07.2017, с учетом ходатайства и доводов Ответчика, изложенных в отзыве на исковое заявление, суд перешел к рассмотрению дела N А03-8735/2017 по общим правилам искового производства; принял уточненные исковые требования о взыскании 50 431 руб. 78 коп. основного долга за потребленные тепловую энергию, теплоноситель за июль, ноябрь, декабрь 2016 года.
Определением от 26.10.2017 по делу N А03-8735/2017 дело N А03-8735/2017 объединено в одно производство с делом NА03-7185/2017 для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А03-7185/2017.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и мотивированы ненадлежащим исполнением Ответчиком обязательств по оплате задолженности за потребленные тепловую энергию, теплоноситель за период с июля по декабрь 2016 года.
Взыскиваемая задолженность является стоимостью сверхнормативного потребления собственниками помещений в многоквартирных жилых домах (далее по тексту - МКД) горячей воды для общедомовых нужд (далее по тексту - сверхнормативный ОДН).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц произведена смена наименования Ответчика с общества с ограниченной ответственностью "Центр Сервис" на общество с ограниченной ответственностью "Ритм" (далее ООО "Ритм", ответчик).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.11.2018 года исковые требования удовлетворены частично; суд взыскал с ООО "Ритм" в пользу АО "Бийскэнерго" 98 458 руб. 28 коп. основного долга за потребленные тепловую энергию, теплоноситель за период с июля по декабрь 2016 года, а также 3939 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины В остальной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "Бийскэнерго" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, удовлетворив заявленные истцом требования в полном объеме; ссылается на то, что у суда отсутствовали основания применения в отсутствие утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, показателя тепловой энергии, необходимой для подогрева; обжалуемым решением нарушен принцип ст. 544 ГК РФ - принцип полной оплаты ресурса, зафиксированного ОДПУ.
ООО "Ритм" также подана апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, которое ответчик просит отменить в части взыскания с него 98 458, 28 рублей основного долга за потребленные тепловую энергию, теплоноситель, ссылаясь на верную оценку судом первой инстанции контррасчета ответчика, с учетом того, Ответчик не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг, таким образом объем его обязательства не может быть больше объема обязательств конечных потребителей.
Апелляционные жалобы сторон приняты к совместному рассмотрению.
АО "Бийскэнерго" в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором с доводами ее подателя не согласилось, просит обжалуемое решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, ссылается, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка контррасчету ответчика.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва от истца, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Бийскэнерго" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение на территории муниципального образования город Бийск Алтайского края.
Горячая вода поставляется в МКД, которые находятся на обслуживании общества с ограниченной ответственностью "Ритм", являющегося управляющей организацией. МКД оборудованы приборами учета, позволяющими определять фактическое потребление горячей воды как в объеме теплоносителя в куб. м, так и объеме тепловой энергии, использованной на подогрев в Гкал.
Письменный договор ресурсоснабжения на поставку горячей воды сторонами не заключен.
Вместе с тем, принимая во внимание, что факт отпуска тепловой энергии и горячей воды Ответчиком не опровергнут, отношения сторон верно квалифицированы судом как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсами с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце десятом пункта 2 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", согласно которым в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
На основании данных приборов учета акционерное общество "Бийскэнерго" объем тепловой энергии и теплоносителя стоимостью 99 465 руб. 92 коп., превысившего установленный норматив, предъявило к оплате Ответчику как управляющей организации на основании пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) и выставило счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры от 31.08.2016 N 11582-16-А27104, от 30.09.2016 Nк12912-16-А27104, от 31.08.2016 N 12344-16-А27104, от 30.09.2016 N 13318-16-А27104, от 31.10.2016 N 15846-16-А27104, от 30.11.2016 N 17859-16-А27104, от 31.12.2016 N 19691-16-А27104 (т. д. 1 л.д. 55, 57, 59, т. д. 2 л.д. 112, 115, 117, 119).
Из расчета задолженности в размере 99 465 руб. 92 коп. следует, что Истец распределил объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, поставленной в жилые и нежилые помещения в МКД, исходя из объемов фактического потребления теплоносителя (в куб. м) по данным приборов учета и расчетной величины 0,058 Гкал/куб. м.
Разница, полученная в результате вычитания из объема потребления тепловой энергии на подогрев воды и объема воды в соответствии с данными учета и количества ресурса, распределенного между жилыми, нежилыми помещениями и на ОДН в пределах норматива потребления, предъявлена к оплате обществу с ограниченной ответственностью "Ритм" за сверхнормативное потребление горячей воды на ОДН.
Истец 01.02.2017 и 20.04.2017 почтой направил Ответчику претензии от 25.01.2017 N 37/Пр276, от 23.03.2017 N 37/Пр515, от 06.04.2017 N 37/Пр563 с требованиями об уплате задолженности. Претензии оставлены без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение Ответчиком обязательств по оплате послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1, 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статьям 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за потребленную энергию.
Пунктами 13, 14 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" от 29.06.2016 N 603 (далее по тексту - Постановление N 603) были внесены изменения в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124), и в Правила N 354.
Пунктом 5 Постановления N 603 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Постановление N 603 официально опубликовано 30.06.2016.
Согласно новой редакции пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, Постановлением N 603 Правила N 124 дополнены пунктом 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124 (в редакции Постановления N 603) при наличии договоров ресурсоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, предусмотренных частью 17 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем (управляющей организацией) подлежит заключению договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, объем по которому определяется согласно формул, предусмотренных данным пунктом.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 1, 2.1 - 2.3 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Потребление коммунальных ресурсов для ОДН осуществляется в целях содержания общего имущества МКД, а содержание мест общего пользования относится к функциям управляющей организации независимо от наличия у нее статуса исполнителя коммунальных услуг, сверхнормативное потребление на ОДН в отсутствие решения собственников помещений дома об ином относится на управляющую организацию на основании Правил N 354.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лицом, обязанным производить оплату сверхнормативного потребления горячей воды на ОДН ресурсоснабжающей организации, в рассматриваемом случае является управляющая организация, тогда как сведения о наличии принятых собственниками помещений обслуживаемых ответчиком МКД решений о распределении сверхнормативного потребления горячей воды на ОДН между всеми жилыми и нежилыми помещениями таких домов в материалах дела отсутствуют.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, определен пунктом 21 (1) Правил N 124.
В силу подпункта "а" указанного пункта Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) путем вычитания из объема ресурса, потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, объемов коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях.
Многоквартирные дома, управляемые Ответчиком, оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии и теплоносителя. Сведения о показаниях общедомовых приборов учета; сведения об индивидуальном потреблении собственников (пользователей) жилых и нежилых помещений; сведения о размере нормативного объема на общедомовые нужды; сведения об объемах потребления нежилыми помещениями, на основании которых произведен расчет сверхнормативных объемов на ОДН, представлены в материалы дела.
В силу пунктов 36, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.12.2015 N 644 для акционерного общества "Бийскэнерго" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения, состоящий из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Этим же решением для расчета с потребителями за горячую воду установлена величина расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м. Нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в куб. м) установлены Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 N 118.
В силу части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно материалам дела, Истец осуществлял распределение объемов потребления тепловой энергии на нагрев воды в жилых и нежилых помещениях МКД, а также на ОДН, исходя из объемов фактического потребления теплоносителя (в куб. м) по приборам учета и расчетной величины 0,058 Гкал/куб. м. Разница, полученная в результате действия по вычитанию из объема потребления тепловой энергии на подогрев воды и объема воды в соответствии с данными учета и величиной, распределенной между жилыми, нежилыми помещениями и на содержание общего имущества в пределах норматива потребления в порядке, указанном выше, предъявлена к оплате Ответчику как задолженность за сверхнормативное потребление горячей воды на ОДН.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно и правомерно установлено неверное определение истцом объема, подлежащего оплате управляющей организацией.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В рамках спорных отношений общество с ограниченной ответственностью "Ритм" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Таким образом, объем его обязательств за поставленные в МКД коммунальные ресурсы, не может быть больше объема обязательств конечных потребителей по их оплате.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 54 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на ОДН, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qni- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Также рассчитывается объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на ОДН, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающим определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Указанный правовой подход содержится в Определении Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305- ЭС17-8232 и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Истец произвел расчет количества коммунального ресурса - горячей воды, поставленной в спорный период исходя из показаний приборов учета, отнеся на Ответчика нераспределенные за пределами нормативов потребления объемы ресурса, как теплоносителя, так и тепловой энергии на подогрев. При этом при расчетах за поставленную горячую воду применялся двухкомпонентный тариф, включающий в себя компонент на холодную воду (куб. м) и компонент на тепловую энергию (Гкал) по объемам фактического потребления исходя из показаний общедомового прибора учета, что не соответствует приведенной выше правовой позиции.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 01.12.2015 N 644 для акционерного общества "Бийскэнерго" в целях расчета с потребителями установлена величина расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м.
При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы истца оснований для отнесения на Ответчика нераспределенного объема тепловой энергии на подогрев в соответствии с данными прибора учета, фиксирующего объем указанного компонента, не имеется.
При наличии установленной уполномоченным органом величины расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно способу расчета за переданный коммунальный ресурс, соответствующему действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (статья 544 ГК РФ, статья 157 ЖК РФ, Правила N 354), стоимость сверхнормативного потребления горячей воды на общедомовые нужды за спорный период составила 98 458 руб. 28 коп.
В отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива тепловой энергии на подогрев воды в расчете использована величина в размере 0,058 Гкал/куб. м, рассчитанная регулирующим органом в качестве показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды (как составляющая часть двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного для АО "Бийскэнерго" тарифным решением), при применении формулы 24 раздела VII Приложения N 2 к Правилам N 354.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца суд правомерно счел обоснованным использование данной величины как экономически обоснованной цены отдельного показателя, заложенного в тариф на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, используемый теплоснабжающей организацией и потребителями и не оспоренный в установленном порядке.
Доводу апелляционной жалобы Истца о том, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м горячей воды, в размере 0,058 Гкал/куб. м не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, дана надлежащая правовая оценка с учетом того, что данный факт не влечет вывода о невозможности его применения в расчетах. Данный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2016 год и утвержден тарифным решением.
Как верно указано судом первой инстанции, правовая неопределенность в данном вопросе (а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды для целей содержания общего имущества) не должна приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,058 Гкал/куб. м.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены судебного акта; нарушений судом первой инстанции положений ст. 544 ГК РФ в рассматриваемом случае при установлении верной методики расчета спорных объемов тепловой энергии не усмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, его контррасчет судом надлежащим образом и в полном объеме проверен, ему дана оценка с учетом его разночтений и противоречий; при наличии у Истца нулевых начислений за горячее водоснабжение в спорном периоде, Ответчик соглашается с расчетами Истца, тогда как в случае, когда Истец производит начисления за горячее водоснабжение в спорном периоде, Ответчик полагает необходимым использовать для расчета размер платы за поставленный коммунальный ресурс по формуле 24, предусмотренной пунктом 27 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с применением величины расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,058 Гкал/куб. м. При этом как раз таки судом первой инстанции учтено, что общество с ограниченной ответственностью "Ритм" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Таким образом, объем его обязательств за поставленные в МКД коммунальные ресурсы, не может быть больше объема обязательств конечных потребителей по их оплате. Указанные выводы нашли свое отражение в решении суда первой инстанции и учтены при установлении суммы, подлежащей взысканию с ответчика.
Правовых оснований для иного расчета у суда апелляционной инстанции при изложенных выше обстоятельствах и анализе нормативного регулирования, не имеется, кроме того, выводы суда согласуются с судебной практикой по данному вопросу (дело N А03-4823/2017).
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08 ноября 2018 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7185/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ритм" и акционерного общества "Бийскэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7185/2017
Истец: АО "Бийскэнерго"
Ответчик: ООО "РИТМ", ООО "Центр Сервис"