г. Москва |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А40-277240/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Л.А. Москвиной, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2018, принятое судьей Папелишвили Г.Н., по делу N А40-277240/18 (144-2823)
по заявлению Центрального банка Российской Федерации
к страховому публичному акционерному обществу "Ингосстрах"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: |
Стрельников П.А. по дов. от 03.05.2018; |
от ответчика: |
Терещенко О.В. по дов. от 20.12.2018. |
УСТАНОВИЛ:
Банк России (заявитель, административный орган, ЦБ РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении СПАО "Ингосстрах" (ответчик, общество) к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением от 11.12.2018 Арбитражный суд города Москвы привлек СПАО "Ингосстрах" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, СПАО "Ингосстрах" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, СПАО "Ингосстрах" (страховщик) является организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на основании лицензии на осуществление страховой деятельности от 23.09.2015 ОС N 0928-03.
19.12.2017 в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Южном федеральном округе (далее - Управление Службы) поступило обращение Москаленко В. В. (вх. N ОЭТ-4962) на незаконные действия Страховщика, выразившиеся в невозможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) в виде электронного документа в связи с необеспечением Страховщиком надлежащего функционирования официального сайта Страховщика (далее - сайт Страховщика).
В рамках рассмотрения обращения Управлением Службы в адрес Страховщика были направлены запросы о предоставлении сеансовой информации и дополнительных документов и сведений в отношении действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа.
Согласно документам, представленным Страховщиком, Заявителем 12.12.2017, 15.12.2017, 16.12.2017 и 17.12.2017 на сайте Страховщика в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" осуществлены действия, направленные на заключение договора ОСАГО в электронном виде. Однако при оформлении Заявителем договора ОСАГО на сайте Страховщика произошла сервисная ошибка, возникшая в момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика.
В представленной Страховщиком сеансовой информации сведения об указанной ошибке отсутствуют и Страховщиком не документировались.
Как сообщил Страховщик, в указанные дни обращения при оформлении договора Е - ОСАГО на сайте Страховщика было предложено перейти на сайт замещающего страховщика. Основанием явилось возникновение сервисной ошибки, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на сайте Страховщика, когда происходит множественное подключение новых сервисов.
Таким образом, Страховщиком в нарушение требований пункта 28 Указания N 4190-У не осуществлена регистрация и хранение в течение одного года информации об ошибках в автоматизированной системе (программном обеспечении), возникших в ходе сессий 12.12.2017, 15.12.2017, 16.12.2017 и 17.12.2017.
Страховщиком 12.12.2017, 15.12.2017, 16.12.2017 и 17.12.2017 не обеспечена техническая возможность по заключению договора обязательного страхования в виде электронного документа при попытке Заявителя оформить полис ОСАГО в виде электронного документа, в связи с чем Страховщиком нарушен порядок заключения договора ОСАГО в виде электронного документа.
Таким образом, Страховщик в нарушение требований пункта 22 Указания N 4190-У не обеспечил в ходе сессии бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена.
Банк России пришел к выводу о совершении ответчиком правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившемся в нарушении страховщиком требований п. 22 и п. 28 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45034).
19.10.2018 уполномоченным лицом Банка России в отношении СПАО "Ингосстрах" составлен протокол об административном правонарушении N ТУ45-ЮЛ-18-17770/1020-1 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п. 81 ч. 2 и ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.02.2017 N 4300-У (зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2017 N 46375).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) на момент рассмотрения дела не истек.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, не установил нарушений процедуры привлечения СПАО "Ингосстрах" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.
Нормой п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что субъекты страхового дела обязаны: соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства.
Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик обеспечивает бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с данным Указанием.
В соответствии с пунктом 28 Указания N 4190-У Страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года следующей информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием N 4190-У: - порядковый номер записи действия в автоматизированной системе, программном обеспечении; - дата (день, месяц, год) и время (часы, минуты, секунды) осуществления действия; - набор символов, присвоенный лицу, выполняющему действия на сайте, и позволяющий идентифицировать его в автоматизированной системе, программном обеспечении (далее - идентификатор клиента); - код, соответствующий выполняемому действию; - идентификационная информация, используемая для адресации устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью заключения договора, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты (далее - идентификатор устройства); - информация, передаваемая страхователем в рамках заключения договоров, в том числе файлы, загруженные пользователем; - идентификационная информация об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении.
Событие вменяемого СПАО "Ингосстрах" административного правонарушения подтверждено материалами административного дела, в том числе: ответом общества от 01.03.2018, протоколом об административном правонарушении от 19.10.2018.
Представленные заинтересованным лицом, собранные установленном законом порядке доказательства, согласуются между собой и в своей совокупности подтверждают событие вменяемого обществу административного правонарушения.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные Банком России при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у СПАО "Ингосстрах" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований страхового законодательства СПАО "Ингосстрах" не представлено.
Таким образом, вина общества подтверждается материалами административного дела.
Изложенное доказывает наличие в действиях СПАО "Ингосстрах" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание назначено судом в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о возможности клиентов избрать иного страховщика через сайт РСА не принимаются судом апелляционной инстанции, как противоречащие нормам п. 1.1 ст. 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 22 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4190-У, п. 1 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4191-У.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч.41 ст.206, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.12.2018 по делу N А40-277240/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277240/2018
Истец: ГУ Центральный банк РФ в лице Банка России по ЦФО
Ответчик: ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ"