г. Ессентуки |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А63-16342/2018 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сомова Е.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев апелляционную жалобу комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2018 по делу N А63-16342/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Карпель В.Л.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Григорян Карен Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к комитету по муниципальной собственности города Ессентуки Ставропольского края (далее - комитет), в котором просил:
- взыскать с ответчика 51 814,84 руб. неосновательного обогащения за период с 12.08.2017 по 31.12.2017 и 1 917,15 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.01.2018 по 26.03.2018;
- внести в пункт 3.1 договора аренды земельного участка от 03.10.2017 N 581-3 изменения, изложив его в следующей редакции: "Размер арендной платы по настоящему договору определяется в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка".
Определением от 05.09.2018 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 20.11.2018 суд взыскал с муниципального образования в лице комитета за счет средств казны муниципального образования в пользу предпринимателя 51 814,84 руб. неосновательного обогащения и 1 917,15 руб. процентов. Требование о внесении изменений в договор оставлено без рассмотрения.
В апелляционной жалобе комитет просил отменить решение в части удовлетворенных исковых требований и отказать в иске в этой части. Заявитель указал на ошибочность вывода суда об отнесении спорного земельного участка к землям ограниченным в обороте. При расчете арендной платы подлежит применению ставка в соответствии с видом разрешенного использования в размере 14 % от кадастровой стоимости участка.
В отзыве предприниматель просил оставить решение в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба е подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.10.2017 комитет (арендодатель), предприниматель и Пилипенко А.Ф. (арендаторы) заключили договор N 581-з аренды земельного участка с кадастровым номером 26:30:040218:4, по адресу: Ставропольский край, гор. Ессентуки, ул. Октябрьская, 379/1, под строительство магазина "Мягкая игрушка". Срок аренды установлен на 49 лет с 30.05.2017 по 29.05.2066 (пункт 2.1 договора). Государственная регистрация договора состоялась 17.05.2018.
На основании пунктов 3.1, 3.4 договора годовой размер арендной платы на 2017 год составляет 149 168,38 руб., арендная плата вносится арендатором равными долями до 15.03, 15.06, 15.09, 15.11. В пункте 3.6 договора указано, что размер арендной платы может изменяться не чаще одного раза в год, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, Решением Совета города. Отсутствие дополнительных соглашений об изменении арендной платы не освобождает арендатора от обязательства производить оплату по новым ставкам и коэффициентам со дня, указанного в соответствующем акте Ставропольского края, опубликованном в средствах массовой информации.
На земельном участке расположен принадлежащий арендаторам на праве долевой собственности объект недвижимости - магазин с кадастровым номером 26:30:040218:7.
Расчет арендной платы за период с 30.05.2017 по 31.12.2017 согласно приложению к договору производился комитетом на основании Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 29.03.2016 N 112-п (далее - Порядок N 112-п).
Ссылаясь на неверный расчет арендной платы с применением завышенной ставки и внесением платежей в большей сумме, предприниматель в претензии от 03.07.2018 потребовал возврата излишне уплаченных 51 814,84 руб., уплаты 1 917,15 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также просил внести изменения в договор аренды в части определения величины арендной платы. С претензий предприниматель направил проект дополнительного соглашения к договору.
Комитет в письме от 01.08.2018 сообщил об отсутствии оснований для перерасчета арендной платы и внесения изменений в договор.
Не урегулировав спорные правоотношения в досудебном порядке, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
Поскольку жалоба подана только на часть судебного акта, и возражений по проверке части судебного акта лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, рассматривает законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
Удовлетворяя денежные требования предпринимателя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении платы за пользование имуществом (арендной платы).
В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
На основании статей 39.7 и 65 Земельного кодекса стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Арендная плата за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 рассчитывалась комитетом на основании Порядка N 112-п путем умножения кадастровой стоимости земельного участка (1 055 488,4 руб.) на ставку арендной платы (14%), исходя из вида разрешенного использования "земельный участок под строительство магазина "Мягкая игрушка".
Однако земельный участок с кадастровым номером 26:30:040218:4 расположен на территории города - курорта Ессентуки, отнесенного постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 N 723 к курортам общесоюзного значения, а в последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 признанного курортом федерального значения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 вышеназванной статьи.
Из части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ следует, что к муниципальной собственности относятся земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона.
Поскольку на момент вступления в силу Закона N 244-ФЗ право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, объекты недвижимого имущества, принадлежащие федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, на нем отсутствовали, в силу положений части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ спорный земельный участок относится к муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 названной статьи. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и его администрации, установлены границы названного региона.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом федерального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти.
С принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из земель особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем в силу части 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу данного Закона (30.12.2013), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном до дня его вступления в силу порядке.
С учетом приведенных положений, земельный участок с кадастровым номером 26:30:040218:4 является муниципальной собственностью и ограничен в обороте.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, утвержден решением Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23.12.2011 N 130 и опубликован в городской общественно-политической газете "Ессентукская панорама" от 29.12.2011 N 51/СВ (1025).
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации издано постановление от 16.07.2009 N 582, которым утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные указанным постановлением, дополнены абзацем следующего содержания: "принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют".
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 вступило в силу 12.08.2017.
Кроме того, по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора города Ессентуки от 25.04.2018 N 7-86-2018 решением Думы города курорта Ессентуки Ставропольского края от 26.06.2018 N 55 в решение Совета города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23.12.2011 N 130 внесены изменения, согласно которым Приложение к решению дополнено пунктом 8.1 следующего содержания: "В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с настоящим Порядком, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога".
Приняв во внимание положения приведенных нормативных актов, а также тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 26:30:040218:4 ограничен в обороте, предоставлен предпринимателю в аренду в связи с расположением на нем объекта недвижимости, принадлежащего арендатору на праве собственности, суд пришел к правомерному выводу, что в период с 12.08.2017 по 31.12.2017 размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, составляющего 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку в спорный период предпринимателем внесена арендная плата в размере большем нежели установлено нормативными актами, суд обосновано удовлетворил требование о взыскании неосновательного обогащения и процентов на основании статей 1102, 1107 Кодекса.
Ответчик расчеты истца, не оспорил.
Доводы жалобы, аналогичны доводам, которые комитет приводил в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, получили надлежащую правовую оценку.
Иные доводы направлены на переоценку законных и обоснованных выводов суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении заявления.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.11.2018 по делу N А63-16342/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16342/2018
Истец: Григорян Карен Александрович
Ответчик: Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД-КУРОРТ ЕССЕНТУКИ, Пилипенко Александра Федоровна