г. Челябинск |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А07-33167/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2018 по делу N А07-33167/2018 (судья Насыров М.М.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Водолеевой Веры Владимировны - Ивлев Н.М. (доверенность от 03.09.2018).
Индивидуальный предприниматель Водолеева Вера Владимировна (далее - заявитель, ИП Водолеева В.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лица, Управление), Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице структурного подразделения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка с определением места допустимого размещения объекта капитального строительства - торгового комплекса; исключении из пункта 11 градостроительного плана земельного участка N RU03308000-18-1528 информации о красных линиях; обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице структурного подразделения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и выдать ИП Водолеевой В.В. в течение двадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 02:55:020631:28, общей площадью 1445 кв.м., с определением места допустимого размещения объекта капитального строительства - торгового комплекса (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции заявленные требования предпринимателя удовлетворены, решение Администрации, выраженное в письме структурного подразделения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.09.2017 об отказе в подготовке градостроительного плана земельного участка с определением места допустимого размещения объекта капитального строительства - торгового комплекса признано незаконным. Суд первой инстанции обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице структурного подразделения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и выдать ИП Водолеевой В.В. в течение двадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 02:55:020631:28, общей площадью 1445 кв.м., с определением места допустимого размещения объекта капитального строительства - торгового комплекса, исключить из пункта 11 градостроительного плана земельного участка информацию о красных линиях.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что Управлением подготовлен и выдан градостроительный план земельного участка N RU03308000-18-1528 от 06.07.2018 по условиям размещения на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020631:28 торгового комплекса, универмага. Таким образом, отказа в подготовке градостроительный план земельного участка заинтересованным лицом не осуществлялось. При этом, податель апелляционной жалобы указывает, что градостроительный план земельного участка полностью соответствует действующему законодательству, а довод заявителя о том, что постановление главы Администрации городского округа Уфа РБ N 2301 от 23.04.2008 не является документом, доказывающим наличие красных линий, вследствие отсутствия его опубликования, несостоятелен, так как доказательств признания данного постановления незаконным заявителем не представлено. Также податель жалобы указывает, что определить минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых осуществляется строительство объектов капитального строительства, не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Водолеева Вера Владимировна является собственником объекта незавершенного строительства со степенью готовности 25%, расположенного по адресу г. Уфа, р-н Октябрьский, ул. Уфимское шоссе, д.49, кадастровый номер 02:55:020631:832, общей площадью 400 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.07.2017 (л.д.40-41).
25.06.2018 предприниматель обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 02:55:020631:28 по адресу: РБ, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Уфимское шоссе. д.49, с определением места допустимого размера объекта капитального строительства.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности предпринимателю Водолеевой В.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.07.2017 (л.д. 37-40).
06.07.2018 заявителем получен градостроительный план земельного участка N RU03308000-18-1528, в котором на чертеже указано место размещения объекта - МТПН, пункт 11 указывает на то, что участок с кадастровым номером 02:55:020631:28 расположен в красных линиях.
Заявитель, не согласившись с полученным Градостроительным планом земельного участка, считая выданный ему градостроительный план ненормативным правовым актом, который изготовлен с нарушениями норм действующего законодательства, в частности, Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также других законов и подзаконных актов, и нарушает его права, как собственника земельного участка и законные интересы, необоснованно ограничивая право на использование земельного участка по своему усмотрению, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам, что земельный участок находится в собственности у заявителя, а так же отсутствие документов, свидетельствующих, что земельный участок входит в границы красных линий, принимая во внимание отсутствие в установленном законом порядке регистрации указанного ограничения, суд считает, что включение Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО город Уфа в оспариваемый градостроительный план красных линий, является необоснованным, что привело к ограничению гражданского оборота земельного участка заявителя и права на его использование в тех целях, которые предусмотрены в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одним из принципов градостроительства в Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Как следует из части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Информация, которая должна содержаться в градостроительном плане земельного участка, установлена частью 3 статьи 57.3 ГрК РФ.
Статьей 38 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание (в том числе, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка).
Согласно части 3 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Пунктом 2 ч. 1 статьи. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что после утверждения формы градостроительного плана земельного участка должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Исходя из положений части 1, 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 57.3 ГрК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 года N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка (действовал в период спорных правоотношений). Согласно данной форме на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как усматривается из представленного в материалы дела градостроительного плана земельного участка, в нарушение пункта 26 Приказа N 741/пр, в пункте 1 градостроительного плана отсутствует информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Таким образом, с учетом того, что заявителем ведется строительство объекта капитального строительства на спорном земельном участке, градостроительный план земельного участка должен быть составлен с учетом данного обстоятельства и содержать в себе обозначения минимальных отступов от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.
Судом первой инстанции установлено, что существовавшие ранее ограничения (прочие ограничения (обременения), на использование земельных участков, расположенных в границах резервируемых земель сняты. Основание государственной регистрации обременения: Решение Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41\5) сняты в силу принятия Решения Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 27 июня 2018 года N 28\22.
Отсутствие необходимой информации, в том числе информации о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства повлекло нарушение прав заявителя, выразившееся в отказе в выдаче разрешения на строительство (л.д. 45-46).
Таким образом, удовлетворение требования Водолеевой В.В. в части обязания заинтересованного лица подготовить и выдать в течение двадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 02:55:020631:28, общей площадью 1445 кв.м., с определением места допустимого размещения объекта капитального строительства - торгового комплекса является правомерным.
Относительно требования об исключении из пункта 11 Градостроительного плана земельного участка N RU03308000-18-1528 информацию о красных линиях суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планировании содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.
Пунктами 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По смыслу пункта 12 части 1 статьи 85 ЗК РФ и пункта 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ, земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которая обозначена красными линиями.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 2 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Правила землепользования и застройки, а также проект планировки в части положений, ограничивающих полномочия неопределенного круга лиц на реализацию принадлежащих им прав, являются муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Таким образом, для возможности использования муниципального нормативного акта, вопреки доводам апелляционной жалобы, необходим не факт отсутствия признания Постановления главы Администрации городского округа Уфа РБ N 2301 от 23.04.2008 недействующим, а факт его опубликования в установленном порядке.
Между тем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлены доказательства опубликования муниципального нормативного акта.
Следовательно, отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие наличие красных линий на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020631:28, общей площадью 1445 кв.м.
Довод о том, что Управлением был подготовлен и выдан градостроительный план земельного участка N RU03308000-18-1528 от 06.07.2018 по условиям размещения на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020631:28 торгового комплекса, универмага, таким образом, отказа в подготовке градостроительный план земельного участка заинтересованным лицом не осуществлялось, подлежит отклонению, так как фактически выданный градостроительный план не соответствовал действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2018 по делу N А07-33167/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-33167/2018
Истец: Водолеева В В
Ответчик: Администрация ГО г.Уфа РБ, ГУ архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ