г. Владивосток |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А51-12598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-8201/2018
на решение от 04.10.2018
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-12598/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания" (ИНН 2508113752, ОГРН 1132508001097)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому
краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
о признании незаконным и отмене Постановления от 05.06.2018 по делу об административном правонарушении N 97А/06-2017, о признании недействительным представления от 05.06.2018 N 97А/06-2017,
при участии:
от Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - Ломова О.А., доверенность от 15.01.2019 сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение; Москальцов А.Ю., доверенность от 09.01.2019 сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение,
от ООО "Территориальная энергосетевая компания" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Территориальная энергосетевая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "ТЭСК", сетевая организация) обратилось с требованиями о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - ответчик, Управление, УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган, административный орган,) от 05.06.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 97А/06-2017 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб. и о признании незаконным Представления ответчика от 05.06.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 97А/06-2017.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2018 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил Постановление от 05.06.2018 г. по делу об административном правонарушении N 97А/06-2017, а также признал недействительным Представление от 05.06.2018 N 97А/06-2017.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФАС по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 04.10.2018, Управление просит его отменить в полном объеме и удовлетворить апелляционную жалобу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган указывает на доказанность материалами административного дела совершения обществом вменяемого правонарушения, а именно, нарушение последним установленного пунктами 15, 16, 17 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения), порядка подключения к электрическим сетям в части ненадлежащего исполнения своих обязанностей по договору N 08-04-176/17 от 16.08.2017.
ООО "ТЭСК" по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
В судебном заседании представители Управления настаивали на отмене судебного акта.
ООО "Территориальная энергосетевая компания", надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела своего представителей не направило. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие, по имеющимся в деле документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.07.2017 Шушлебин А.А. направил в адрес ООО "ТЭСК" заявку физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) земельного участка, расположенного по адресу примерно 236 метров от ориентира по направлению на северо-восток, адрес ориентира Приморский край, город Находка, поселок Врангель, улица Лесная, дом 7, кадастровый номер участка 25:31:000000:7229, договор аренды N 6190ф15 от 03.08.2015 г. Заявка получена ООО "ТЭСК" 01.08.2017.
ООО "ТЭСК" 04.08.2017 составило Акт обследования объекта заявителя в котором указало, что ближайшая точка подключения необходимого уровня напряжения 380 В, указанного в заявке N 08-04-175 от 01.08.2017, расположена: по ул. Лесная на расстоянии 336 метров от границ земельного участка заявителя. Акт был подписан зам. главного инженера и зам.начальником ПТС ООО "ТЭСК" в отсутствии заявителя.
16.08.2017 сетевая организация направила заявителю договор на технологическое присоединение N 08-14-176/1 от 16.08.2017 и технические условия как неотъемлемое приложение договора. Сумма за технологическое присоединение по договору составила 170 148 рублей в т.ч. НДС 18%. На основании технических условий пункт 9.1, ООО "ТЭСК" обязуется выполнить строительство ВЛЭП-0,4 кВ СИП-2 3*50+1*50 длиной 385 метров от существующей опоры ВЛ-0,4 кВ ТП 730 до границ участка заявителя.
26.08.2017 Шушлебин А.А. в адрес сетевой организации направил обращение (вх. сетевой организации N 2419 от 04.09.2017), в котором просил разъяснить информацию, касательно расстояния до точки присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, согласно приложению N 1 к договору N 08-04-176/7 от 16.08.2017.
В ответе на указанное обращение сетевая организация (исх. N 1040 от 08.09.2017) пояснила заявителю, что точка присоединения, указанная в технических условиях располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
19.09.2017 Шушлебин А.А. направил мотивированный отказ от подписания договора в адрес общества, где указал, что не согласен с предложенными условиями, а именно, на основании пункта 17 Правил стоимость мероприятий по технологическому присоединению должна быть в размере не более 550 рублей. По мнению Шушлебина А.А. расстояние от границ участка заявителя до ближайшей опоры электросетевого хозяйства составляет менее 300 метров.
В адрес УФАС по Приморскому краю поступило обращение Шушлебина А.А. (вх. N 9405) на действия ООО "ТЭСК" по вопросу несогласия с условиями договора, в части расстояния до ближайшей опоры ВЛЭП, а также стоимости работ по осуществлению технологического присоединения объекта - индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Врангель, ул. Лесная, д. 7 по направлению на северо-восток примерно 236 метров.
По результатам указанного обращения ответчиком 28.12.2017 было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "ТЭСК" дела об административном правонарушении N 97А/06-2017 и проведении административного расследования.
26.02.2018 ответчиком при участии представителя заявителя Фесюка А.В. был составлен протокол N 97А/06-2017 об административном правонарушении.
05.06.2018 ответчиком было вынесено оспариваемое по настоящему делу постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 97А/06-2017, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Также 05.06.2018 ответчиком было вынесено оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 97А/06-2017, согласно которому заявителю необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил технологического присоединения, для чего следует направить в адрес Шушлебина А.А. проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации энергопринимающих устройств принадлежащего указанному гражданину дачного дома, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Врангель, ул. Лесная, д. 7, и технические условия, как неотъемлемое приложение к такому договору со стоимостью 550 рублей.
Не согласившись с вынесенным антимонопольным органом постановлением от 05.06.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 97А/06-2017, представлением от 05.06.2018 ООО "ТЭСК" обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ООО "ТЭСК", пришел к выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе УФАС по Приморскому краю и в отзыве на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется в силу следующих оснований.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Пунктом 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил N 861).
Согласно пункту 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения предусмотрено направление сетевой организацией в адрес заявителя заполненного и подписанного проекта договора в 2 экземплярах и технического условия как неотъемлемого приложения к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя, для подписания, а также уведомления заявителя о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VIII настоящих Правил.
При этом договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме, предусмотренной приложением N 1 указанных Правил, и должен содержать существенные условия, установленные пунктом 16 Правил.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В силу пункта 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Вместе с тем, как следует из имеющегося в материалах дела Акта обследования жилого дома, расположенного по адресу город Находка, поселок Врангель, улица Лесная, дом 7 в 236 метрах на северо-восток ближайшая точка ООО "ТЭСК" находится на расстоянии 336 метров от границы участка гр. Шушлебина А.А.
Согласно схеме размещения (топографическому плану) электрических сетей в радиусе 300 метров относительно границ участка гр. Шушлебина А.А. с разъяснением ООО "ТЭСК" о принадлежности всех имеющихся опор электросетевого хозяйства (точек присоединения) тем или иным собственникам (арендаторам) с приложением соответствующих обосновывающих документов проходят следующие сети:
- гражданина Скуратовского,
- сети Буздык А.А. /Новикова Е.А.,
- сети Поленок Н.С.
В соответствии с Актом о технологическом присоединении от 24.05.2017 N 315, владельцем участка сетей, на который ссылается УФАС по ПК, является гр. Поленок Н.С.
В соответствии с письмом от 28.09.2018 Поленок Н.С. отказался от осуществления технологического присоединения с использованием принадлежащих ему на праве собственности сетей СИП-44*95 длиной 986 метров, ВЛ-0,4 кВ от ТП-730. К письму также приложены договоры, подтверждающие право собственности на весь участок линии электросетей от ТП-730.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий.
Пунктами 34 - 40 Правил технологического присоединения предусмотрен порядок технологического присоединения к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности.
Согласно пункту 34 заявители, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, в отношении которых до 1 января 2009 г. в установленном порядке было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе по соглашению с иными владельцами энергопринимающих устройств снизить объем максимальной мощности (избыток, реализованный потенциал энергосбережения и др.) собственных энергопринимающих устройств с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности в пользу иных владельцев от объема максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя, в пределах действия соответствующего центра питания.
Согласно пункту 40 указанных Правил допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя (далее - третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.
При технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц заверенная копия соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя представляется заявителем в сетевую организацию одновременно со сведениями, предусмотренными пунктом 34 настоящих Правил.
Пунктом 34 Правил предусмотрено, что лица, заключившие соглашение о перераспределении мощности, направляют в сетевую организацию уведомление, в котором указываются наименования и реквизиты сторон соглашения о перераспределении мощности, центр питания, к которому осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, намеревающегося перераспределить свою максимальную мощность, местонахождение этих устройств (электрических сетей) и объем перераспределяемой мощности. К уведомлению прилагаются: копии технических условий, выданных лицу, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется; копия акта об осуществлении технологического присоединения; заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств лица, в пользу которого предполагается перераспределить избыток максимальной мощности; заверенная копия заключенного соглашения о перераспределении мощности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2015 N 350 "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" введен в действие пункт 40(6-7-8), в соответствии с которым, для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащее конкретные сведения о сторонах опосредованного присоединения, с приложением предусмотренных Правилами технологического присоединения пакета документов.
Сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и установленных документов. При отсутствии сведений и документов, прилагаемых к уведомлению, технологическое присоединение посредством перераспределения мощности не осуществляется.
Исходя из изложенного при опосредованном присоединении к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие гр. Поленок Н.С. возможно лишь при достижении соглашения между гр. Поленок Н.С. и гр. Шушлебиным А.А. об опосредованном присоединении и выполнении вышеназванных требований. Как было достигнуто соглашение между Поленок Н.С. и Новиковым Е.А. и Буздык А.А. на технологическое присоединение к электрическим сетям с использованием энегропринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности Поленок Н.С.
Судом не установлено факта обращения Поленок Н.С. с заявлением в сетевую организацию о перераспределении своей максимальной мощности в пользу третьих лиц, в частности, Шушлебина А.А..
Утверждение административного органа о том, что сетевая организация должна урегулировать с третьими лицами вопрос о его присоединении, подготовить и разработать документы, необходимые для опосредованного присоединения через объекты третьих лиц, основано на неправильном понимании и толковании норм права.
Правилами технологического присоединения данные действия возложены на лицо, заинтересованное в распределении мощности и лицо, в пользу которого данные мощности перераспределяются. Сетевая организация без согласия собственника энергопринимающих объектов, не имеет права распоряжаться и пользоваться данными объектами. Сетевая организация обязана урегулировать отношения с третьими лицами в случае необходимости строительства, модернизации принадлежащих энергопринимающих объектов.
При таких обстоятельствах у сетевой организации отсутствовали основания для заключения договора с гр. Шушлебиным А.А. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с точкой подключения от проектируемой ВЛ-0,4 кВ от ТП-730, без соответствующих документов, при этом ООО "ТЭСК" не давала отказа в технологическом присоединении.
Ввиду отсутствия вышеназванного соглашения ООО "ТЭСК" уведомила Шушлебина А.А. о готовности осуществить технологическое присоединение путем строительства новой линии электропередач.
В соответствии с письмом Департамента по тарифам Приморского края от 29.11.2017 N 27огр/513-информация расчет платы за технологическое присоединение был выполнен сетевой организацией в соответствии с Главой IV Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1, по стандартизированным ставкам, утвержденным Постановлением Департамента от 27.12.2016 N 74/2.
На момент составления ООО "ТЭСК" проекта договора N 08-04-176/17 от 16.08.2017 действовал вышеназванный приказ ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1. Нарушений в расчете выявлено не было, расчеты предоставленные ООО "ТЭСК" и Департаментом по тарифам Приморского края совпадали.
Согласно акта о технологическом присоединении от 24.05.2017 N 315, владельцем данного участка сетей, на который ссылается УФАС по ПК, является гр.Поленок Н.С., что подтверждается договорами купли-продажи имущества от 01.04.2016 и от 15.04.2016.
Ссылки Управления на отсутствие регистрации права на спорный участок сети за гр.Поленок Н.С. в Едином государственной реестре Прав на недвижимое имущество (далее-ЕГРП), коллегией отклоняются как не имеющие правого значения в силу следующего.
Часть участка электрической сети подпадает под определение "линейного объекта".
Определение линейного объекта содержится в нормах Градостроительного кодекса РФ (далее - ГСК РФ) и нормах Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон).
Так, согласно ст. 1 ГСК РФ под линейными объектами следует понимать линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь, в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона к линейным объектам относятся дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Как видно из приведенных выше норм, ни одна из них не дает исчерпывающего перечня имущества, подпадающего под линейные объекты.
Действующее законодательство не дает возможности однозначно определить, какие линейные объекты относятся к недвижимому имуществу.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Спорный участок сети (электролинии) может быть перемещен без причинения ему соразмерного ущерба.
Исходя из положений вышеназванных норм материального права, суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод Управления об обязательной регистрации в ЕГРП спорного участка сети как объекта подлежащего регистрации, поскольку в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации спорный участок электросети не относится к недвижимому имуществу.
Доказательств признания недействительными договоров купли-продажи имущества от 01.04.2016 и от 15.04.2016, либо иных оснований перехода прав на спорный участок сети в правообладание ООО "ТЭСК" Управлением не представлено, учитывая изложенное коллегия отклоняет довод Управления о принадлежности спорного участка электросети сетевой организации, как противоречащий установленным обстоятельствам дела и неподтвержденный материалами дела.
Выписки из ЕГРП свидетельствующие об отсутствии регистрации права на спорный участок гр.Поленок Н.С не указывают на недействительность (мнимость) указанных договоров, поскольку регистрация права как таковая на сам участок сети законодательством РФ не предусмотрена. Кроме того, апеллянтом не представлено доказательств регистрации права за ООО "ТЭСК" на спорный участок сети.
Таким образом, поскольку гр.Поленок Н.С. отказался от осуществления технологического присоединения с использованием принадлежащих ему сетей, общество не имело возможности осуществить технологическое присоединение иным путем кроме нового строительства участка сети.
В связи с изложенным судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ООО "ТЭСК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем признал незаконными и подлежащим отмене Постановление от 05.06.2018 г. по делу об административном правонарушении N 97А/06-2017.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
По настоящему делу заявитель обратился с требованиями об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В данном случае административным органом не доказано наличие состава вменяемого заявителю правонарушения. Таким образом, коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что оспариваемое представление от 05.06.2018 N 97А/06-2017 не соответствует положениям статьи 29.13 КоАП РФ; нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку возлагает на него дополнительные обязанности.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.10.2018 по делу N А51-12598/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.