г. Пермь |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А60-52976/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя: Щелчков А.А., паспорт, доверенность от 01.09.2015;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2018 года
по делу N А60-52976/2018,
принятое судьей Присухиной Н.Н.,
по заявлению публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076)
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил
третье лицо: администрация города Нижний Тагил
о признании недействительным решения, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
установил:
публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ПАО "МТС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Нижний Тагил (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство сооружения связи по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Сортировочная, выразившейся в уведомлении N 21-01/3538 от 09.08.2018, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Нижний Тагил.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на ошибочное применение судом законодательства, в частности Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 09.08.2018) об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков, так как согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61, земельный участок с 2012 года всегда размещался в территориальной зоне Ж-1, размещение антенн сотовой связи относятся к условно разрешенным видам использования земельного участка в указанной территориальной зоне и возможно только при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Полагает, что исполнение судебного акта повлечет нарушение Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, при этом в силу ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст.ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.10.2017 ПАО "МТС" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства капитального объекта базовой станции сотовой связи, высота установки 30 метров, электропитание 380 В, категория 3, потребляемая мощность до 5 кВт на земельном участке, расположенном по адресу: город Нижний Тагил, ул. Сортировочная с кадастровым номером 66:56:0201001:13782 (далее ГПЗУ). В ГПЗУ содержится информация о разрешенном использовании вышеуказанного земельного участка (пункт 2.2.).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 66:56:0201001:13782, расположенный по адресу: город Нижний Тагил, ул. Сортировочная, площадью 150 кв.м принадлежит ПАО "МТС" на праве аренды, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание.
ПАО "МТС" 01.08.2018 обратились в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил с заявлением о выдаче разрешения на строительство базовой станции, расположенной по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Сортировочная.
Письмом N 21-01/3538 от 09.08.2018 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:56:0201001:13782 расположен в территориальной зоне Ж-1: зона застройки индивидуальными жилыми домами. Антенны сотовой связи относятся к условно разрешенным видам использования земельного участка в указанной территориальной зоне. Размещение данного объекта возможно при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отсутствует.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в связи с соответствием основного вида разрешенного использования арендуемого земельного участка целям строительства объекта капитального строительства для предоставления услуг связи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
По общим правилам разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, предполагает представление правоустанавливающих документов на земельный участок; градостроительного плана земельного участка; материалов, содержащихся в проектной документации; положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.
Основания для отказа в выдаче разрешений на строительство предусмотрены ч. 3 ст. 51 ГрК РФ.
Таким основанием в частности является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч. 14 ст. 51 ГрК РФ).
Материалами дела подтверждается обращение заявителя в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил с заявлением о выдаче разрешения на строительство базовой станции, расположенной по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Сортировочная.
Отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован тем, что станция сотовой связи, планируемая к строительству заявителем, относится к условно разрешенным видам использования земельного участка, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка не предоставлено.
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.
Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 2 ст. 30 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты входят в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный участок был предоставлен ПАО "МТС" в аренду Администрацией города Нижний Тагил "для целей предоставления услуг связи" с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание". Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденными Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 г. N 61 (в редакции от 28.06.2018 г. N 36), арендуемый ПАО "МТС" земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно ч. 4 указанной статьи основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с положениями ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 09.08.2018) утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно данному классификатору в жилой застройке предусмотрен вид разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.7.1, допускается размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны. В частности допускается такой вид разрешенного использования как коммунальное обслуживание - размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг).
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие об обращении заявителя с целью получения разрешения на строительство базовой станции - объекта капитального строительства на земельном участке, который в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил отнесен к территориальной зоне Ж-1, в границах указанной территориальной зоны в числе основных видов разрешенного использования земельного участка указано коммунальное обслуживание, при этом согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков данный вид разрешенного использования соответствует цели размещения объекта заявителя, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности требований заявителя, поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочном применении судом законодательства, в частности Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 09.08.2018) об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков, со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденные решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61, согласно которым земельный участок с 2012 года размещался в территориальной зоне Ж-1, в связи с чем размещение антенн сотовой связи возможно только при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклоняются.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу разъяснений п.п. 2 и 3 данного Обзора арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды. Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Учитывая, что в соответствии с решением Нижнетагильской городской Думы от 27.10.2016 N 35 градостроительный регламент утвержден после вступления Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 в силу, при этом градостроительный регламент территориальной зоны Ж-1 в числе основных видов разрешенного использования предусматривает размещение объектов коммунального обслуживания, к которым относится объект заявителя, земельный участок предоставлен последнему именно для испрашиваемых целей, данная цель соответствует выданному ГПЗУ, суд первой инстанции верно указал на отсутствие оснований полагать вид разрешенного использования земельного участка не соответствующим действующим градостроительным регламентам.
Довод о невозможности исполнения судебного акта в связи с его противоречием Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил представляется не обоснованным.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Поскольку в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка, градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны Ж-1 с установлением основного вида разрешенного использования коммунальное обслуживание не противоречит ни нормам федерального законодательства, ни Правилам землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2018 года по делу N А60-52976/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52976/2018
Истец: ПАО "МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ