12 февраля 2019 г. |
Дело N А38-2777/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу союза судовладельцев, рыбаков и охотников "Берег" (ОГРН 1171215008667, ИНН 1224004691) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.10.2018 по делу N А38-2777/2018,
принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению союза судовладельцев, рыбаков и охотников "Берег" о признании недействительным решения администрации городского округа "Город Волжск", изложенного в письме от 12.03.2018 N 1298,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Содружество Волга-строй".
В судебном заседании принял участие представитель союза судовладельцев, рыбаков и охотников "Берег" - Арсланов Р.Г., председатель правления, на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Администрация городского округа "Город Волжск", общество с ограниченной ответственностью "Содружество Волга-строй", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя союза судовладельцев, рыбаков и охотников "Берег", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация городского округа "Город Волжск" (далее - администрация) 20.11.2017 приняла постановление N 1392 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1150 кв.м с видом разрешенного использования: общее пользование водными объектами, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: Республика Марий Эл, город Волжск, ул. Красный Дол.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 18.01.2018 с присвоением кадастрового номера 12:16:0202003:423. Право собственности на земельный участок не разграничено.
Союз судовладельцев, рыбаков и охотников "Берег" (далее - Союз) 12.02.2018 обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 1150 кв.м с кадастровым номером 12:16:0202003:423 без его предоставления и установления сервитута для размещения лодочной станции.
Решением администрации, изложенным в письме от 12.03.2018 N 1298, Союзу отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка в связи с принятием администрацией решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Союз не согласился с решением администрации и обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения администрации, изложенного в письме от 12.03.2018 N 1298, об отказе в согласовании размещения лодочной станции на земельном участке с кадастровым номером 12:16:0202003:423.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Содружество Волга-строй" (далее - ООО "Содружество Волга-строй").
Решением от 26.10.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении заявленного требования отказал.
Союз обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просил решение суда отменить.
По утверждению заявителя жалобы, лодочная станция на протяжении 10 лет занимает прибрежную территорию, она создана по инициативе граждан, существует на их средства. Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что отказ мотивирован наличием плана-графика о выставлении территории лодочной станции на торги, но информация об этом не размещена. Как полагает Союз, оснований для отказа в удовлетворении его заявления у администрации не имелось.
Союз также отмечает, что земельный участок с разрешенным использованием "общее пользование водными объектами" не может быть предметом аукциона на право заключения договора аренды.
Представитель Союза в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Администрация и ООО "Содружество Волга-строй" отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации и ООО "Содружество Волга-строй".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Указанный перечень включает и такие объекты, как лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 20).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2017 N 345 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение). Пунктом 4 Положения предусмотрено, что размещение объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, осуществляется при наличии разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл или органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Марий Эл, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом одним из оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения является принятие в отношении испрашиваемого земельного участка решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (подпункт "е" пункта 14).
Суд первой инстанции по материалам дела установлено, что 26.01.2018 администрацией принято постановление N 66 об утверждении плана-графика по предоставлению земельных участков с торгов на 2018 год, которым утверждено решение о проведении в течение периода с апреля по май 2018 года торгов на право заключения договора аренды в отношении земельного участка площадью 1150 кв.м с кадастровым номером 12:16:0202003:423, расположенного по адресу: г. Волжск, ул. Красный Дол. Постановлением администрации от 17.05.2018 N 548 изменен срок проведения аукциона в отношении названного земельного участка путем его продления до конца 2018 года.
Согласно положениям статей 11, 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, обладающими правом управления и распоряжения такими земельными участками. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении городского округа "Город Волжск", утвержденного решением Волжского городского собрания от 29.04.2003 N 193, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или ведении города, и принятие решений о проведении торгов в отношении таких участков относится к полномочиям администрации городского округа "Город Волжск".
С учетом этого администрация обоснованно приняла решение об отказе Союзу в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 12:16:0202003:423 без его предоставления и установления сервитута в связи с принятием решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении этого участка.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на ошибку в номере кадастрового участка, допущенную администрацией в письме от 12.03.2018 N 1298, подлежит отклонению, поскольку данная ошибка с очевидностью свидетельствует о технической опечатке.
Довод Союза о том, что указанный земельный участок, расположенный в границах береговой полосы, являющейся территорией общего пользования, не может быть предметов аукциона в силу подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, пункта 4 статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которому заключение договора аренды в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, возможно при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
При этом предусмотренное частью 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации право свободного, без получения каких-либо разрешений, пользования (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для причаливания плавучих средств, предоставлено гражданам, а не юридическим лицам (статьи 23 и 39.8 ЗК РФ, статья 262 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, исходя из содержания подпункта "м" пункта 14 Положения, утвержденного решением Волжского городского собрания от 29.04.2003 N 193, самостоятельным основанием для отказа в выдаче Союзу соответствующего разрешения, является принятие администрацией постановления от 20.11.2017 N 1392 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, срок действия которого в силу пункта 15 статьи 11.10 ЗК РФ до настоящего времени не истек.
Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона.
При таких обстоятельства суд первой инстанции обоснованно отказал Союзу в удовлетворении требования о признании недействительным решения администрации, изложенного в письме от 12.03.2018 N 1298, об отказе в согласовании размещения лодочной станции на земельном участке с кадастровым номером 12:16:0202003:423.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Союз.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.10.2018 по делу N А38-2777/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу союза судовладельцев, рыбаков и охотников "Берег" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2777/2018
Истец: Союз судовладельцев, рыбаков и охотников Берег
Ответчик: Администрация ГО Город Волжск
Третье лицо: ООО Содружество-Волгастрой, Файзуллин Рашит Хайруллович