г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А56-74890/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бойко К.Б.
при участии:
от истца: представитель Полухина Т.В. по доверенности от 09.01.2019
от ответчика: представитель Гум-Блановская Ю.А. по доверенности от 06.06.2018
представитель соответчика Суворова В.А. по доверенности от 29.12.2010
от 3-го лица: представитель не явился, уведомлен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-34810/2018, 13АП-34811/2018) СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" и Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2018 по делу N А56-74890/2018 (судья Дорохова Н.Н.), принятое
по иску ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
к СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга"
соответчик: Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга
3-е лицо: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
о взыскании неосновательного обогащения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (ИНН: 7806386867, ОГРН: 1089847180763, место регистрации: Россия, 195176, город Санкт-Петербург, улица Большая Пороховская, дом 37, корпус 2, далее - ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ИНН: 7806051469, ОГРН: 103781600391, место регистрации: Россия, 195027, город Санкт-Петербург, улица Тарасова, дом 8, корп. 1, далее - СПб ГКУ "ЖА Красногвардейского района СПб", Агентство) о взыскании, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 262 447 руб. 59 коп. стоимости тепловой энергии, потребленной в нежилых помещениях по адресу город Санкт-Петербург, пр. Уткин, дом 13, корпус 6, литера А, помещение 3-Н, 1Н, 24 402 руб. 78 коп. неустойки за несвоевременное исполнение обязательств СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района СПб", а при недостаточности средств, взыскать с соответчика Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (ИНН: 7806042263, ОГРН: 1027804200236, место регистрации: Россия, 195027, город Санкт-Петербург, проспект Среднеохтинский, 50, далее - Администрация).
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга привлечена судом к участию в деле в качестве субсидиарного соответчика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (190000, Санкт-Петербург г, Морская М. ул, 12, ОГРН 1027810310274, далее - ГУП "ТЭК СПб")
Решением от 07.11.2018 арбитражный суд первой инстанции взыскал с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", а в случае недостаточности у него денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности с города федерального значения Санкт-Петербурга в лице Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга за счет казны Санкт-Петербурга в пользу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" 262 447 руб. 59 коп. стоимости потребленной тепловой энергии, 24 402 руб. 78 коп. неустойки; взыскал с государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" 8 737 руб. государственной пошлины за подачу иска.
Решение обжаловано СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" и Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга в апелляционном порядке.
СПб ГКУ "ЖА Красногвардейского района Санкт-Петербурга" в жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы Агентство ссылается на то, что в период с 2015 по 31.12.2017 были заключены договоры управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме: от 16.10.2015 N 1879-200/18; от 14.06.2016 N 1879-200/16; соглашение о расторжении договора; от 23.09.2016 N1897-200/16-1; от 29.08.2017 N 1897-200/17. Вышеуказанные договоры подписаны сторонами без разногласий, в том числе по объемам работ (услуг), их цене. Неотъемлемой частью указанных договоров являлись расчеты выплат за содержание, как свободных жилых помещений, так и свободных нежилых помещений. Указанные расчеты сторонами подписаны без разногласий. Таким образом, как указывает Агентство, сторонами при заключении договора достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договоры исполнены Учреждением в полном объеме. По мнению подателя жалобы, распоряжение губернатора Санкт-Петербурга N310-р от 16.03.2001 "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" в данном случае не применимо, так как регулирует отношения, возникающие между ТСЖ, ЖК, ЖСК по перечислению платежей нанимателей жилых помещений, поступающих на счет вычислительного центра.
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемое решение и отказать ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Администрация ссылается на то, что функции, связанные организацией мероприятий, направленных на обеспечение содержания объектов как жилого так и нежилого фондов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, отнесены к компетенции ГУЖА. В соответствии с Уставом ГУЖА создано в целях материально-технического обеспечения реализации полномочий администрации в целом. Администрация является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и действует в пределах компетенции определенной соответствующим положением, финансируется из бюджета Санкт-Петербурга по аналогии с казенным учреждением. Администрации, как главному распорядителю бюджетных средств были предусмотрены денежные средства по статье "Расходы на содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга". Указанные финансовые средства были перечислены администрацией на лицевой счет Учреждения в полном объеме. Казенные учреждения принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (ст. 162, ч. 3 ст. 219 БК РФ). Податель жалобы указывает, что в качестве доказательств несения расходов по теплоснабжению свободных жилых и нежилых помещений многоквартирном доме по адресу: Уткин пр., д. 13, к.6 (далее - МКД) истом представлен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2008 N 10029.038.1, заключенный между ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" и государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс". Между Учреждением и Истцом в период с 2015 по 2017 годы были заключены договоры управления МКД между ГУЖА и Истцом (от 16.10.2015 N 1879-200/18; от 14.06.2016 N 1879-200/16; от 23.09.2016 N 1897-200/16-1; от 29.08.2017 N 1897-200/17). Неотъемлемой частью указанных договоров являлись расчеты выплат за содержание, как свободных жилых помещений, так и свободных нежилых помещений. Вышеуказанные договоры и расчеты подписаны сторонами без разногласий, в том числе по объемам работ (услуг), их цене. Договоры исполнены Учреждением в полном объеме. В подтверждение исполнения договоров к материалам дела приобщены копии платежных поручений по оплате за содержание пустующих нежилых помещений в МКД: платежное поручение N2643448 от 28.09.2016 (по договору N1879-200/16-1 от 23.09.2016 за период январь-август 2016); платежное поручение N3633112 от 16.12.2016 (по договору N1879-200/16-1 от 23.09.2016 за период сентябрь-декабрь 2016); платежное поручение N3004025 от 28.09.2016 (по договору N1879-200/17 от 29.08.2017 за период январь-август 2017); платежное поручение N4201194 от 21.12.2017 (по договору N1879-200/17 от 29.08.2017 за период сентябрь-декабрь 2017). Кроме того, по мнению Администрации, судом неправильно применены нормы материального права, а именно нормы распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах", поскольку указанное распоряжение применяется к отношениям, возникающим между ТСЖ, ЖК, ЖСК по перечислению платежей нанимателей жилых помещений, поступающих на счет вычислительного центра.
В судебном заседании представители подателей жалоб поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалоб.
ГУП "ТЭК СПб" представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалоб, апелляционный суд не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно материалам дела, 01.11.2008 ГУП "ТЭК СПб" (энергоснабжающая организация) и ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (абонент) заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 10029.038.1.
06.03.2014 ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (Управляющая компания) и СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) от имени Санкт-Петербурга заключен договор N 1879-200/14 управления многоквартирным домом, по условиям которого Управляющая компания по заданию собственника обязуется обеспечить управление многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД по адресу: Санкт-Петербург, Уткин пр., корп. 6 лит.А.
В период с октября 2016 года по март 2017 года Общество оказало коммунальные услуги в отношении нежилых помещений (3-Н, 1Н), являющихся собственностью Санкт-Петербурга, расположенных в многоквартирном доме по адресу: город Санкт-Петербург, пр. Уткин, дом 13, корпус 6, литера А.
Претензия от 13.02.2018 N 88 об оплате задолженности за услуги отопления в отношении помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Статьями 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрена обязанность собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, нести расходы по оплате коммунальных услуг, а также бремя содержания и текущего ремонта общедомового имущества в соответствии с приходящейся на собственника нежилого помещения долей в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что взыскиваемая задолженность начислена Обществом в отношении пустующих жилых и нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности Санкт-Петербургу.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 с 16.02.2011 изменены предметы деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств.
Пунктом 2.1.14 названного постановления установлено, что предметом деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств является представление интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами.
Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 01.06.2011 N 74-р утверждена типовая форма раздела устава Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств "Цели и виды деятельности учреждения".
На основании названного распоряжения пунктом 2.3.27 устава Учреждения предусмотрено отнесение к целям, предмету и виду деятельности Учреждения осуществление мероприятий, направленных на обеспечение содержания объектов жилищного и нежилого фондов, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части доли, принадлежащей Санкт-Петербургу.
Таким образом, с 16.02.2011 полномочия по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, независимо от того, жилым или нежилым является данное помещение, в части содержания такого помещения возложены на Учреждение.
Между тем, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
В данном случае, СПБ ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" действует по доверенности, но от своего имени в качестве агента собственника жилого помещения, и в силу данного обстоятельства является стороной по гражданско-правовом обязательстве по возмещению расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 3.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 N 196 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств" координацию деятельности учреждений осуществляет администрация соответствующего района Санкт-Петербурга. Администрация в данном случае выступает в качестве субсидиарного должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А56-94847/2015, жилищные агентства районов Санкт-Петербурга, представляющие интересы Санкт-Петербурга - собственника помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций или жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, заключают договоры с указанными организациями в соответствии с примерными договорами, утвержденными Жилищным комитетом Санкт-Петербурга, и несут за счет средств бюджета Санкт-Петербурга соответствующие расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в собственности Санкт-Петербурга помещений, за исключением жилых помещений, предоставленных нанимателям. Из буквального толкования данной нормы с учетом иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность районных жилищных агентств, сферой этой деятельности является осуществление тех или иных полномочий применительно к государственному жилищному фонду с распространением функций такого агентства на нежилые помещения только в составе многоквартирных (то есть жилых) домов.
Материалами дела подтверждается, что Общество является управляющей организацией в отношении спорного многоквартирного жилого дома. Объем и качество услуг, на оплате которых настаивает Общество, Агентство не оспаривает.
Поскольку доказательств оплаты услуг по оплате тепловой энергии общей стоимостью 262 447 руб. 59 коп.., оказанных Обществом по договору в период с октября 2016 года по март 2017 года Агентство не представило, иск удовлетворен правомерно.
Кроме того, Агентство и Общество действуют в рамках договора, устанавливающего обязанности Агентства в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносить Обществу денежные средства за оказанные услуги, перечень которых установлен договором.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований иска за счет районного Жилищного агентства.
На сумму долгана Обществом начислены 24 402 руб. 78 коп. неустойки, расчет проверен и признан судом первой инстанции правильным, оснований к снижению законной неустойки не установлены.
Агентство является казенным учреждением, по условиям статей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации оно отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение).
Согласно пункту 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено этим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Материалами дела установлено, что услуги по содержанию имущества приняты от имени и в интересах Санкт-Петербурга.
Руководствуясь положениями статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 154, части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 37, 49, 51, 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1.1, 3.2.7 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", а также разъяснениям, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что надлежащим субсидиарным ответчиком по иску, предъявленному к Агентству, является главный распорядитель бюджетных средств соответствующего бюджета в лице Администрации.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Ссылка суда первой инстанции на распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" не привела к принятию неправильного решения.
Основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на СПб ГКУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга".
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2018 по делу N А56-74890/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74890/2018
Истец: ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Третье лицо: Админимтрация Крсногвардейского района Санкт-Петербурга, Государственноеунитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс"