Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2019 г. N Ф08-4209/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2019 г. |
дело N А32-25598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Филимонова В.Ю. по доверенности от 08.02.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2018 по делу N А32-25598/2018 (судья Черножуков М.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ладыгиной Галины Александровны
о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - заявитель, ООО "Водоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным решения инспекции о государственной регистрации ликвидации ЖСК-17.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, решение инспекции о государственной регистрации ликвидации ЖСК-17 от 24.05.18 признано незаконным, признана недействительной запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ЖСК-17 от 24.05.18 N 6182375071521, суд обязал инспекцию восстановить в ЕГРЮЛ запись о ЖСК-17 как о действующем юридическом лице.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием нарушений в действиях инспекции при внесении записи в ЕГРЮЛ от 24.05.2018 и при принятии решения о государственной регистрации прекращения деятельности ЖСК-17 от 24.05.18.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заинтересованное лицо и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Водоканал" и ЖСК-17 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1090 от 01.08.16.
В период с августа 2016 по август 2017 года ООО "Водоканал" выставил ЖСК-17 платежные документы на оплату оказанных услуг водоснабжения и водоотведения.
В связи с неоплатой оказанных услуг, 21.09.18 председателю ЖСК-17 была вручена претензия на сумму 105 872,78 руб. Поскольку ответа на претензию не последовало, ООО "Водоканал" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЖСК-17 о взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения. Данное исковое заявление принято судом определением от 07.11.2017.
В то же время в инспекцию поступило уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, а 17.05.2018 в регистрирующий орган представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов 24.05.2018 регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации прекращения деятельности ЖСК-17 в связи с ликвидацией и 24.05.2018 внес в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись за государственным регистрационным номером 6182375071521.
Полагая, что данная запись недействительна в связи с тем, что установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не был соблюден, а запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности компании в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы истца как кредитора этой компании, заявитель обратился в суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу правил статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Из материалов дела видно, что Арбитражный суд Краснодарского края решением от 25.11.2016 по делу N А32-31320/2016 обязал ЖСК-17 заключить с ООО "Водоканал" договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1090 от 01.08.2016.
В период с августа 2016 года по август 2017 года ООО "Водоканал" выставлял ЖСК-17 платежные документы на оплату оказанных услуг водоснабжения и водоотведения.
В связи с неполной оплатой оказанных услуг, 21.09.2018 председателю ЖСК-17 Васильевой Наталье Григорьевне вручена претензия на сумму 105 872 рубля 78 копеек.
Поскольку ответа на направленную претензию не последовало, 30.10.2017 ООО "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЖСК-17 о взыскании задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения на ОДН за период с августа 2016 года по август 2017 года в размере 105 872 рубля 78 копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 176 рублей 00 копеек. Исковое заявление было вручено ЖСК-17 почтовым отправлением 30.10.2017.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2017 указанное исковое заявление принято к производству по делу N А32-47559/2017.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения о ликвидации ЖСК-17, утверждения промежуточного ликвидационного баланса у ЖСК-17 имелась задолженность перед ООО "Водоканал" по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 1090 от 01.08.16.
Вместе с тем, ликвидируемому должнику и его ликвидатору было известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, из полученных платежных документов, претензии, искового заявления и определений Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-47559/2017.
Однако ООО "Водоканал" не был в письменной форме уведомлен ликвидатором о ликвидации ЖСК-17, что предусмотрено абзацем 2 пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ликвидационном балансе указанная задолженность не была отражена.
Наличие у юридического лица не погашенной задолженности делает невозможной его ликвидацию в добровольном порядке. В этом случае такое юридическое лицо ликвидируется через процедуру банкротства в судебном порядке.
В соответствии с п. п. "а" и "б" п. 1 ст. 21 закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и завершены расчеты с его кредиторами, а также представляется ликвидационный баланс.
Однако сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Так, в силу положений п. 1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ, ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - закон N 149-ФЗ), документы, представляемые для государственной регистрации должны содержать достоверную информацию и соответствовать требованиям закона, при этом представление документов, имеющих недостоверные данные или не соответствующих положениям законов и иных нормативных правовых актов, является непредставлением соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации, что согласно п. п. "а" п. 1 ст. 23 закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
На основании изложенного, апелляционный суд отклоняет как неосновательный довод инспекции о законности решения инспекции, основанный на том, что регистрирующий орган не проверят на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно правовым актам Российской Федерации форму и содержание представленных документов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое в деле решение и запись о прекращении деятельности общества приняты инспекций на основании заявления о добровольной ликвидации общества, решения участников общества об утверждении ликвидационного баланса и ликвидационного баланса.
Судебная коллегия учитывает, что сведения о наличии судебного спора по делу N А32-47559/2017 являлись общедоступными, инспекцией не была надлежащим образом проведена проверка, предписанная законом.
Таким образом, поскольку при ликвидации ЖСК-17 установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы (доказательства публикации, протокол участников общества) в регистрирующий орган не представлены, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что требования общества, чьи права как кредитора были нарушены, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2018 по делу N А32-25598/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25598/2018
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 16 по Краснодарскому Краю
Третье лицо: Ладыгина Г А