Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2019 г. N Ф04-1802/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
15 февраля 2019 г. |
Дело N А03-7077/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Хайкиной С.Н., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворошиловой М.С. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (N 07АП-11854/2018) на решение от 24.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7077/2018 (судья Мищенко А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кедр" (658568, Алтайский край, Мамонтовский район, с. Островное, ул. Гребенникова, 30, ИНН 2257005766, ОГРН 1142261000430) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 1, ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923) о признании недействительным решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об отказе в открытии дел об установлении тарифа на тепловую энергию на 2018 год, оформленного извещением от 30.01.2018 N 30-15/П/329, об обязании Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, необходимых для принятия решения об открытии дел об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год.
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: Киселев Е.А., директор, приказ N 1 от 12.05.2014, паспорт; Поданев К.В. по доверенности от 27.04.2018 (на 1 год), паспорт;
от заинтересованного лица: Есина Н.В. по доверенности от 21.08.2018 (на 1 год), паспорт;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - заявитель, ООО "Кедр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - заинтересованное лицо, Управление по тарифам) о признании недействительным решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об отказе в открытии дел об установлении тарифа на тепловую энергию на 2018 год, оформленного извещением от 30.01.2018 N 30-15/П/329, об обязании Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, необходимых для принятия решения об открытии дел об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год.
Решением суда от 24.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление по тарифам обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение об открытии дела или отказ в открытии дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения может быть вынесен только в отношении регулируемой организации. По мнению заинтересованного лица, ООО "Кедр" не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности, соответственно данная организация не является регулируемой организацией и субъектом регулирования, на которого распространяется порядок принятии решений об отказе или открытии дел об установлении тарифов, на стадии изучении представленных письмом от 23.01.2018 исх. N 6 документов ООО "Кедр" являлось ненадлежащим заявителем об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем в материалы дела не представлено.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.10.2018 по делу N А03-7077/2018 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления по тарифам доводы жалобы поддержал; представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве и заявленным устно в судебном заседании.
Определением апелляционного суда от 22.01.2019 судебное разбирательство откладывалось до 12.02.2019, 11 часов 30 минут.
После отложения, прибывшие в судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали каждый свою позицию по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Мамонтовского района Алтайского края от 15.05.2017 N 160 ООО "Кедр" определено единой теплоснабжающей организацией на территории Мамонтовского и Гришенского сельсоветов муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края с 01.05.2017.
Приказом Управления по жилищно-коммунальному хозяйству Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края N 564 от 24.11.2017 были утверждены нормативы создания топлива на источниках тепловой энергии на 2017 год, приказом N 565 от 24.11.2017 утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО "Кедр", приказом N 566 от 24.11.2017 утверждены нормативы удельных расходов топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии ООО "Кедр".
ООО "Кедр", являясь теплоснабжающей организацией на территории Мамонтовского и Гришенского сельсоветов, эксплуатирует объекты, необходимые для производства и передачи тепловой энергии, принятые на основании: договора аренды имущества теплоснабжения от 29.11.2017, заключенного с администрацией Мамонтовского района Алтайского края, договора об обеспечении сохранности и эксплуатации имущества теплоснабжения от 01.01.2018, заключенного с МО Мамонтовский район Алтайского края.
В связи с тем, что тариф на тепловую энергию для ООО "Кедр" не установлен Управлением, Общество применяет тариф, утвержденный для ДСПМК "Мамонтовский" на основании решения от 30.06.2017 N 70 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
31.10.2017 Общество обратилось в Управление по тарифам с заявлением о принятии материалов по установлению тарифа на тепловую энергию на 2017 год.
Управление по тарифам не усмотрело правовых оснований для установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Кедр" потребителям Мамонтовского района Алтайского края в связи с невозможность отнести Общество к теплоснабжающим организациям по признаку отсутствия доказательств владения на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, о чем проинформировало заявителя письмом от 02.11.2017 N 30-02/П/4510, а также указало на возможность повторного обращения в Управление по тарифам с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию после устранения недостатков.
По результатам проведения совещания по вопросу тарифного регулирования теплоснабжающего предприятия ООО "Кедр" Мамонтовского района Алтайского края на 2018 год Управлением по тарифам 27.12.2017 составлен протоколом, согласно которому принято решение рекомендовать ООО "Кедр" выступить с инициативой заключения концессионного соглашения с администрацией Мамонтовского района Алтайского края; на период заключения концессионного соглашения рекомендовать теплоснабжающему предприятию обратиться в управление по тарифам с заявлением на установление тарифа на тепловую энергию, на основании документов, подтверждающих законное право осуществления регулируемой деятельности; Администрации Мамонтовского района Алтайского края информировать Управление по тарифам о принятых теплоснабжающим предприятием мерах в кратчайшие сроки.
Следуя рекомендациям Управления по тарифам, ООО "Кедр" 23.01.2018 направило заинтересованному лицу заявление N 6 о принятии материалов по установлению тарифа на тепловую энергию на 2018 год.
Извещением от 30.01.2018 N 30-15/П/329 Управление по тарифам отказало Обществу в открытии дела по установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую ООО "Кедр" потребителям муниципальных образований Гришенского, Мамонтовского сельсоветов Мамонтовского района Алтайского края на 2018 год, в обоснование указало на невыполнение Обществом требований абзаца 3 пункта 19 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании заключенных после 01.01.2014 концессионного соглашения и (или) договора аренды метод регулирования тарифов должен соответствовать методу регулирования, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов). В связи с тем, что конкурсная документация на согласование органом регулирования в порядке, установленном Правилами, метода регулирования, в представленных материалах отсутствует, определить метод регулирования тарифов не представляется возможным. После устранения нарушений ООО "Кедр" вправе повторно обратиться в Управление с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию.
Не согласившись с указанным решением Управления по тарифам, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованном лицом не доказаны обоснованность принятого решения и наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного решения.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ лицо, которое считает, что его права и законные интересы нарушены, не освобожден о доказывания обстоятельств нарушения прав и законных интересов принятым решением государственного органа.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.06.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190 - ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 190-ФЗ государственное регулирование тарифов на услуги, связанные с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В Алтайском крае органом государственной власти, отвечающим за реализацию единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (пункты 1, 4.8 Положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.10.2012 N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования).
В соответствии с абзацем 3 пункта 19 Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании заключенных после 01.01.2014 концессионного соглашения и (или) договора аренды метод регулирования тарифов должен соответствовать методу регулирования, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов).
Порядок открытия дел об установлении цен (тарифов) пределен разделом IV Правил регулирования.
В силу пункта 12 Правил регулирования открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации.
Из пункта 15 следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.
Перечь документов и материалов, прилагаемых к заявлению об установлении цен (тарифов) содержится в пункте 16 Правил регулирования.
Согласно пункту 24 Правил регулирования (в редакции, действующей в спорный период) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил регулирования).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.03.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых цен (тарифов) органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) определен разделом II Регламента.
На основании пункта 2 Регламента открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - органы регулирования): а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования: в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением N 1075; в случае приведения ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов; в случае изменения установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных уровней тарифов.
В силу пункта 4 Регламента, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 Регламента.
В связи с этим, для того чтобы обратиться в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов организация должна владеть на законном основании имущественным комплексом и осуществлять деятельность в сфере теплоснабжения, то есть иметь договорные отношения с потребителями, получающими тепловую энергию как услугу.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных настоящим Регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 Регламента).
В соответствии с пунктом 20 Регламента, пунктом 30 Правил регулирования решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 настоящих Правил. По решению органа регулирования этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.
Отказ в установлении цен (тарифа) по основаниям, не предусмотренным Правилами регулирования и Регламентом, не допускается.
Из материалов дела следует, ООО "Кедр" подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (постановление администрации района Алтайского края от 15.05.2017 N 160, распоряжение администрации Мамонтовского района Алтайского края от 29.11.2017 N 221-р, договор аренды имущества теплоснабжения от 29.11.2017, договор об обеспечении сохранности и эксплуатации имущества теплоснабжения от 01.01.2018, контракт с потребителями (л.д. 1-104 т. 2), при этом, в отношении Общества государственное регулирование тарифа на тепловую энергию ранее не осуществлялось.
Управление по тарифам не опровергнуто фактическое осуществление Обществом регулируемой деятельности, а именно оказание услуг по теплоснабжению потребителям Мамонтовского и Гришенского сельсоветов Мамонтовского района Алтайского края.
При обращении 23.01.2018 Обществом к заявлению приложен пакет документов, предусмотренный требованиями пункта 16 Правил регулирования.
Отсутствие на момент подачи заявления заключенного концессионного соглашения с администрацией Мамонтовского района Алтайского края в силу положений пункта 4 Правил регулирования не является основанием для отказа в открытии тарифного дела. Кроме того, факт отнесения ООО "Кедр" к регулируемой организации и осуществление обществом регулируемой деятельности следовал из иных документов представленных с орган с заявление об открытии тарифного дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе содержание оспариваемого Обществом решения Управления по тарифам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правомерность вынесения решения, оформленного извещением от 30.01.2018 N 30-15/П/329, по тем основаниям, которые в нем изложены, не подтверждена, поскольку не основано на положениях как Правил регулирования, так и Регламента, в связи с чем оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Общества.
В соответствии с положениями части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что такие доказательства заинтересованным лицом не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии совокупности условий, являющихся основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта Управления по тарифам недействительным (статьи 198, 201 АПК РФ).
Довод о том, что ООО "Кедр" не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов, отклоняется апелляционным судом, поскольку оспариваемое решение Управления по тарифам препятствует началу осуществления регулируемой деятельности, являющейся для ООО "Кедр" основным видом деятельности, целью которой является извлечение прибыли, в связи с чем безусловно нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требований и в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в качестве мер по устранению нарушения его прав и законных интересов Общества обязал Управление по тарифам рассмотреть заявление от 23.01.2018 об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую ООО "Кедр" потребителям муниципальных образований Гришенского и Мамонтовского сельсоветов Мамонтовского района Алтайского края на 2018 год и приложенных к нему документов, в соответствии с положениями Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Доводы заинтересованного лица, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление по тарифам освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 24.10.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7077/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7077/2018
Истец: ООО "Кедр"
Ответчик: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов
Третье лицо: Прокуратура Алтайского края, Прокуратура Томской области