г. Томск |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А27-20633/2018 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (N 07АП-12281/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 ноября 2018 года по делу N А27- 20633/2018 (судья Мраморная Т.А.) (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040, 650991, г. Кемерово, Советский пр., 74А) к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт", г. Кемерово (ОГРН 1024240680199, ИНН 4205035690) о взыскании 17000 руб. штрафа по требованию от 11.07.2018 N 052S01180044091 (отчетный период октябрь 2017 года)
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт" (далее - учреждение) о взыскании 17000 руб. штрафа по требованию от 11.07.2018 N 052S01180044091 (отчетный период октябрь 2017 года).
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 16.11.2018 (резолютивная часть) Арбитражного суда Кемеровской области заявление удовлетворено частично, с учреждения в пользу Пенсионного фонда взыскано 4250 руб. штрафа по требованию от 11.07.2018 N 052S01180044091, а также 500 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. В удовлетворении остальной части требования отказано.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании штрафа в размере 12 750 руб., принять в указанной части новый судебный акт.
Как полагает заявитель жалобы, Пенсионным фондом доказано наличие в действиях страхователя вмененного ему состава правонарушения, так как страхователь своевременно не устранил выявленную Пенсионным фондом ошибку, представив дополняющие сведения после истечения пятидневного срока на предоставление уточнений, следовательно, доказаны основания для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ; в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений у данных застрахованных лиц образовалась переплата пенсии в связи с производственной индексацией; правонарушения со стороны заявителя носят регулярный характер.
Учреждение представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашается с ее доводами и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пенсионным фондом проведена сверка представленной 22.02.2018 страхователем формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 года и представленных за 2017 год форм СЗВ-М.
В результате проверки выявлено, что по 33 застрахованным лицам, отсутствуют данные в форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период - октябрь 2017 года.
В связи с выявлением несоответствий в представленных заявителем-страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 года и сведений, представленных за 2017 год по форме СЗВ-М, Пенсионным фондом в адрес страхователя 28.02.2018 по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда.
13.03.2018 страхователем представлена форма СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2017 года на 34 застрахованных лица, один из которых Брагин Николай Иванович, сведения на которого отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ и форме СЗВ-М (исходная) от 08.11.2017, и на 33 застрахованных лица, сведения на которых отсутствовали в исходной форме СЗВ-М от 08.11.2017.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 16.05.2018 N 052S18180009684 и вынесено решение от 20.06.2018 N 052S19180010626 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, что составило 17 000 руб.
Должнику выставлено требование об уплате назначенного штрафа, которое в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем Пенсионный фонд обратился с заявлением о взыскании штрафных санкций в суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворяя заявленное требование, учитывая социально значимый характер деятельности заявителя, отсутствие неблагоприятных последствий для застрахованных лиц, принцип соразмерности, пришел к выводу о возможности снижения штрафа до 4250 руб.
Апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт законным и соответствующим действующему законодательству исходя из следующего.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), предприятие является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ предприятие обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Закона N 27-ФЗ).
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей с 19.02.2017).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 названной инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Материалами дела подтверждается, что 13.03.2018 общество представило форму СЗВ-М (дополняющую) за октябрь 2017 года на 34 застрахованных лица, то есть за пределами предусмотренного Инструкцией N 766н пятидневного срока со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений (28.02.2018), учреждением отражены сведения на 34 застрахованных лица, один из которых Брагин Николай Иванович, сведения на которого отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ и форме СЗВ-М (исходная) от 08.11.2017, и на 33 застрахованных лица, сведения на которых отсутствовали в исходной форме СЗВ-М от 08.11.2017сведения в отношении которого в исходной форме отражены не были.
Таким образом, учитывая приведенное выше правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения учреждения к ответственности за вмененное правонарушение, поскольку в пятидневный срок не исправило обнаруженные Пенсионным фондом ошибки, выразившиеся в не указании 34 застрахованных лица в первоначальном отчете, и устранило их посредством направления дополняющей формы СЗВ-М.
Вместе с тем, учитывая наличие смягчающих ответственность обстоятельств (социально значимый характер деятельности заявителя, отсутствие неблагоприятных последствий для застрахованных лиц, принцип соразмерности, о которых в своем отзыве на исковое заявление заявлено учреждением, суд пришел к выводу о возможности снижения назначенного штрафа в 4 раза.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Ссылаясь на ранее изложенную им в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П правовую позицию и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что учреждение не оспаривает факт совершения вменяемого правонарушения, нарушение срока представления отчетности допущено страхователем впервые (обратное не доказано), отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие негативных последствий в виде убытков нанесенных, как государственному бюджетному фонду, так и государственной казне в целом, принимая во внимание социальную направленность деятельности заявителя и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлении N 2-П, с учетом конституционных принципов индивидуализации и справедливости наказания, суд первой инстанции обоснованно признал указанные обстоятельства смягчающими ответственность и признал оспариваемое решение недействительным в части штрафа в размере 12 750 руб.
При этом апелляционный суд учитывает, что ущерба внебюджетному фонду от совершенного страхователем правонарушения не имеется, поскольку суд первой инстанции не освободил страхователя от ответственности, а снизил размер санкций исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Пенсионный фонд полагает, что несвоевременное представление индивидуальных сведений повлекло на стороне указанных застрахованных лиц (Болдырева А.Е., Брагин Н.И., Гордеева И.Н., Гребенюк В.Е., Комова А.В., Лосева О.Л., Макаренко Л.Я., Никитенко С.М., Шалимова Д.В.) наличие переплаты в виде получения пенсии в связи с произведенной индексацией, что повлекло неблагоприятные последствия для указанных застрахованных лиц и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, в данном случае Пенсионным фондом заявлено требование о взыскание штрафа в размере 17000 рублей, исчисленного на основании решения от 20.06.2018, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона, за отчетный период октябрь 2017 года в отношении 34 застрахованных лиц.
Из содержания указанного решения не следует, что Пенсионным фондом исследовался вопрос о нарушении учреждением Закона N 400-ФЗ и привлечении его к ответственности по пункту 3 статьи 28 Закона N400-ФЗ, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются данные доводы как несостоятельные, документально не подтвержденные.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Пенсионного фонда в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 ноября 2018 года по делу N А27-20633/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20633/2018
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области межрайонное
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский Государственный сельскохозяйственный институт"
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12281/18