город Томск |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А03-6967/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.01.2024.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Вагановой Р.А. |
|
|
Подцепиловой М.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Парфеновой Д.Э. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Союз военных строителей" (N 07АП-10176/2023) на решение от 19.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6967/2023 (судья Прохоров В.Н.) по иску общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Союз военных строителей" (ОГРН 1095401012277, ИНН 5401332387), г. Новосибирск, к краевому государственному казенному учреждению "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" (ОГРН 1142225018605, ИНН 2221217157), г. Барнаул, об изменении государственного контракта N Ф.2020.007040 на выполнение работ по строительству от 23.07.2020 и обязании заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта до 466 096 448 руб.,
с привлечением к участию в деле в целях обеспечения законности в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокуратуры Алтайского края (ОГРН 1032202262157, ИНН 2225028552), г. Барнаул,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Мазярова Виктория Петровна, паспорт, диплом, доверенность от 23.09.2023 (посредством веб-конференции);
от третьего лица: без участия (извещен).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Союз военных строителей" (далее - ООО СК "СВС") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к краевому государственному казенному учреждению "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" (далее - КГКУ "Единый стройзаказчик") с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об изменении государственного контракта N Ф.2020.007040 на выполнение работ по строительству от 23.07.2020 и обязании заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта до 462 350 404 руб., в том числе НДС.
К участию в деле в порядке статьи части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Прокуратура Алтайского края.
Решением от 19.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО СК "СВС" просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы податель указывает на то, что нормы Закона N 44-ФЗ не содержат запрета на изменение в судебном порядке существенных условий контракта в связи с существенным изменением условий исполнения, в том числе, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации.
КГКУ "Единый стройзаказчик", оспаривая доводы апелляционной жалобы, в отзыве просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Истец, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона 23.07.2020 между КГКУ "Единый стройзаказчик" (заказчик) и ООО СК "СВС" (подрядчик) заключен государственный контракт N Ф.2020.007040 на выполнение работ по строительству, в соответствии с условиями которого, подрядчик обязался собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить работы по строительству объекта "г. Белокуриха, строительство детского ясли-сада на 280 мест" в соответствии с проектной и рабочей документацией и технической документацией в сроки, указанные в контракте, Графике выполнения строительно-монтажных работ и сдать результат работы заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
На дату заключения контракта в соответствии с пунктом 3.1 контракта, стоимость работ составляла 318 529 513,12 руб., в том числе НДС 20%.
Согласно пункту 3.2 контракта цена контракта определена протоколом от 10.07.2020 N ПРВЧЗ ЭА 0817200000320007040 проведения закупки N0817200000320007040.
Стоимость работы, предусмотренной сметой контракта, определяется посредством указания цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения начальной (максимальной) цены контракта на понижающий коэффициент К = 0,9549999999 (отношение ценового предложения участника закупки - подрядчика к начальной (максимальной) цене контракта). Цена каждого этапа исполнения контракта устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Пунктом 5.3 контракта установлен срок окончания выполнения работы, до истечения которого должен быть передан результат работы по контракту, - не позднее 10.12.2021.
Согласно пункту 3.5 контракта оплата по контракту производится в следующем порядке: 3.5.1. Оплата осуществляется в рублях Российской Федерации за счет средств краевого бюджета. 3.5.2. Размер аванса по контракту 31 852 951 (тридцать один миллион восемьсот пятьдесят две тысячи девятьсот пятьдесят один) рубль 31 копейка, что составляет 10% от цены контракта. Выплата авансовых платежей осуществляется заказчиком на основании выставленного подрядчиком счета в размере и сроки, установленные Графиком оплаты выполненных по контракту работ.
При осуществлении расчетов по контракту заказчиком засчитывается выполненная подрядчиком работа по соответствующему этапу выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ в счет погашения авансового платежа в размере 10% от стоимости выполненных и предъявленных к оплате отдельных этапов выполнения контракта, комплекса работ, вида работ и (или) части работ отдельного вида. 3.5.3 Оплата выполненных работ (ее результата), в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, Графика выполнения строительно-монтажных работ и Графика оплаты выполненных по контракту работ, условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 3.5.4. Срок оплаты отдельных этапов исчисляется с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на основании представленных подрядчиком счета и (или) универсального передаточного документа (счета-фактуры) (при наличии).
В связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации был установлен порядок изменения существенных условий государственных контрактов в 2021-2022 годах, что нашло отражение в постановлениях Правительства Российской Федерации N 1315 от 09.08.2021, Правительства Алтайского края N 333 от 09.09.2021, а также Правительства Российской Федерации N 680 от 16.04.2022.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1315 от 09.08.2021 предусмотрена совокупность условий, позволяющих увеличить цену контракта. Согласно абз. 1 указанного пункта изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов.
Во исполнение указанных постановлений Правительство Российской Федерации и Правительства Алтайского края, в период выполнения и приемки работ, сторонами подписывались дополнительные соглашения увеличивающие стоимость выполнения работ на соответствующие коэффициенты, исходя из фактического объема выполненных работ, а также изменяющие размеры аванса и сроков окончания.
Всего было подписано 17 дополнительных соглашений, из которых 11 соглашений связаны с изменением цены контракта. Окончательная стоимость работ сторонами была согласована в дополнительном соглашении N 17 от 11.10.2023 и составила 450 028 326,53 руб., в том числе НДС по налоговой ставке 20%. Итоговый авансовый платеж определен в размере 18,92% от стоимости выполненных и предъявленных к оплате отдельных этапов выполнения контракта.
Работы по контракту выполнены подрядчиком и сданы заказчику в полном объеме. Строительство объекта завершено.
Полагая, что заказчик не доплатил подрядчику за выполненные работ денежные средства исходя из уровня удорожания материалов, подрядчик направил в адрес заказчика претензию с требованием об увеличении стоимости работ по контракту со ссылкой на положительное заключение повторной государственной экспертизы от 09.01.2023.
С учетом уточнения истцом требований, истцом заявлено об увеличении стоимости работ по контракту до суммы 462 350 404 руб., что на 12 322 077,47 руб. больше, указанной в дополнительном соглашении N 17 от 11.10.2023.
В качестве материально-правового основания требований истец ссылается на существенное изменение обстоятельств, что предоставляет возможность руководствоваться положениями част 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку часть 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем, размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности, в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
Отказ ответчика в увеличении стоимости работ по контракту до суммы указанной истцом, послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Правоотношения по контракту от 23.07.2020 N Ф.2020.007040 регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 1 Закона N 44-ФЗ указанным законом регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (статья 2).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу абзаца 4 преамбулы Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, части 1 статьи 307.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорным обязательствам, возникшим из государственного (муниципального) контракта, применяются, в первую очередь, нормы Закона N 44-ФЗ, которые являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.
Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ в Закон N 44-ФЗ введена часть 65.1 статьи 112, в соответствии с которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Порядок изменения цены контракта на основании вышеуказанного положения предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации N 680 от 16.04.2022 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (Постановление N 680).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880 - в 2022-2023 годах) допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". При этом положения абзаца второго подпункта "а" пункта 2 указанного постановления не применяются (подпункт "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2022 N 1344).
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В случае, если стороны не достигли соглашения, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (пункт 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Судом первой инстанции установлено, что истец просит увеличить цену контракта до 462 350 404 руб., что составляет менее чем 2,74%.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются в рассматриваемом конкретном случае исключительными, непредвиденными обстоятельствами, которые сторона не могла преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее по характеру соглашения.
Указанный процент, является недостаточным основанием для постановки вопроса об изменении контракта.
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцом не доказано наличие оснований для увеличения стоимости работ по контракту, установленных частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
В силу изложенного, исковые требования ООО СК "СВС" правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6967/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Союз военных строителей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6967/2023
Истец: ООО Строительная компания "Союз Военных Строителей"
Ответчик: КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края"
Третье лицо: Прокуратура АК, Томская прокуратура